Вопрос 1872: О святых известно, что они так любвеобильны были и никого пальцем никогда не трогали. А вот Никола Чудотворец ударил Ария еретика. Были ли еще такие случаи? Ответ: Читаешь о муках, какие наносили друг другу епископы, в ужас приходишь – с таким садизмом казнили друг друга, отрезали уши, носы, глаза выкалывали и казнили. 1Тим.5:20 – «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели».
Венедикт – 14 март. «По отпусте церковной службы, преподобный отец, ради спасения того брата, переменив свой мягкий нрав на грозный, уже не словами только, но и жезлом наказал ленивого брата, и этим отогнал от него беса, который как бы сам принявший побои больше уже никогда не возвращался к тому иноку, и он с тех пор совершенно исправился».
Борис – 2 мая. «В городе Дорогобуже некая женщина, раба, трудилась в доме госпожи своей, по ее повелению, в день святого Николая, когда все шли в церковь его. Другие женщины, видя ее за работой, стали укорять и звали ее в церковь. Она же не послушала их и продолжала свое дело. Вдруг въехали во двор три мужа в белых ризах. Выглянув из дверей, она увидела их. Один из них был стар, по обеим же сторонам его двое юношей. И сказали ей юноши: «О женщина, как ты посмела оскорбить отца нашего Николая, работая в его праздник и не идя в церковь?»
Она же отвечала им: «Я убогая вдова, мне надо работать, а не ходить в церковь». Тогда старый муж сказал юношам: «Что вы с ней говорите? Размечите ее дом». Они приступили и разметали дом до половины.
Старый же муж подойдя к женщине, взял ее за правую руку и выбросил ее из комнаты. И упала она замертво. Видя женщину распростертой, соседи взяли ее и отнесли в другой дом. Положили ее и сели около, желая послушать, что она скажет. Она же не могла двинуть ни глазами, ни устами, но лежала как мёртвая и ничего сама не ела, только, раздвинув ей уста, вливали ей в рот ложкою молоко или воду. Так пребывала она до Великого поста. В неделю мясопустную взяли женщину и отнесли в церковь святого Николая.
После молитвы, совершенной над нею, она несколько открыла глаза и, как бы пробудившись от сна, попросила есть, смогла принять пищу и рассказала случившееся. Правая же рука у ней оказалась высохшей, и она ее не ощущала. И вот она уже не имела сил служить господам. Видя ее такой немощной, госпожа прогнала ее от себя, и отрок, которой родился у нее на свободе, стал рабом».
Кирилл Алекс. – 9 июня. «Из-за Златоуста после его смерти происходили большие разногласия. В то время, как официальные представители константинопольской и александрийской церкви не признавали его святым, в других церквах, напр., римской и антиохийской, он был вписан в диптихи и сопричислен к сонму святых.
Но и в первых двух церквах было немало сторонников Златоуста, которые не разделяли воззрений своих официальных представителей и считали его святым. На этой почве происходили споры и несогласия. В Константинополе сторонники Иоанна Златоустого отделились даже от Церкви и образовали раскол иоаннитов. Раскол этот был здесь уничтожен только в 438 году».
Акакий Синайск. – 29 нояб. «Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика по имени Акакий, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями.
Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения».
Нестор – 27 окт. «И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом».
Иулиан, Маркиан – 9 авг. «В Константинополе со времен Константина Великого существовали ворота, известные под названием Медных; издавна над этими вратами находился образ Спасителя, тоже медный.
Этот образ нечестивый царь и патриарх приказали снять; приставили лестницу, по которой и начал подниматься один из воинов, саном спафарий; это возмутило благочестивое чувство собравшейся у ворот громадной толпы народа; некоторые из нее схватили лестницу и бросили ее вместе с находившимся на ней воином на землю, предав последнего смерти. Узнав о таким поступке народа, царь послал против православных вооруженных обнаженными мечами воинов, которые умертвили множество мужчин и женщин, старых и молодых; число их известно одному только Господу.
Наиболее же знатные почитатели икон, находившиеся среди народной толпы, были взяты живыми; имена их следующие: Иулиан, Маркиан, Иоанн, Иаков, Алексий, Димитрий, Фока, Петр, Леонтий. После жестокого наказания палками, они были ввергнуты в темницу, где находились в узах до восьмидесяти дней, терпя нещадные побои: каждому из них ежедневно полагалось по пятисот ударов….
Когда были схвачены святые мученики, вместе с ними взята была и преподобная Феодосия черноризица, как обвиненная в том же преступлении, – она вместе с другими участвовала в опрокидывании лестницы. Преподобная Феодосия прияла мученический венец ранее помянутых святых».
Сергий Радон. – 25 сент. «Между тем на архипастырский престол вступил архимандрит Михаил; он дерзнул облечься в святительскую одежду и возложить на себя белый клобук прежде своего посвящения. Полагая, что Сергий воспрепятствует его дерзновенному намерению и сам пожелает занять митрополию, он начал строить козни против преподобного и его обители. Блаженный, узнав о сем, сказал своим ученикам:
«Возносящийся над сею обителью и над нашей худостью Михаил не получит желаемого и даже не увидит Царьграда, ибо он побежден гордостью». Пророчество святого сбылось: когда Михаил плыл на корабле в Царьград для посвящения, он заболел и скончался, а на престол быв возведен Киприан».
Кирилл Туровск. – 28 Апр. «Он, на основании Священного Писания, обличил ересь Феодорца, названного так в поругание, и предал его проклятию». Епископу Феодору отрезали язык, уши и казнили.