Вопрос 1861: Когда писали жития, то читали же их и грамотные православные пастыри и архиереи. Разве они не видели, что это путь не тот, какой указал Христос, а из них сделали образец для подражания, хотя ни одного слова об этом не читаем в Писании. Ответ: Иоан.5:44 – «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» Интересно слушать, как архимандриты и просто монашествующие и семинаристы бритые ратуют за святых в житиях. Вроде бы как я нападаю на них, а они – защищают. А сами и рядом по образу жизни не стояли с этими святыми.
Посты-то хотя бы не нарушали. А когда спросишь о Писании, сразу же стушевываются: нам это не под силу. А что в житиях описывается, то во много раз труднее для исполнения по сравнению с тем, что описывается в Библии. И если ты за их авторитет борешься, то в первую очередь надо за авторитет Писания, за авторитет Божий бороться.
Дорофей пустынник – 16 сент. «Шестьдесят лет пребывал старец в одной пещере, проводя весьма суровое житие; он каждый день во время полуденного зноя, бродя около моря, собирал камни и созидал из них келлии, отдавая их тем, кто не мог сооружать их. Я же, говорит Палладий, однажды сказал ему:
«Для чего ты, отче, в такой старости мучишь свое тело в лютом зное?» А он отвечал мне: «Для того, чтобы не оно меня мучило, но я бы замучил его».
Ел он каждый день в меру, лишь сухой хлеб и немного пустынной зелени, один раз в день, также в меру вкушал и воды. Бог свидетель, что никто не видел его ни ложившимся на рогоже, ни спящим; в продолжение ночи он, сидя, плёл корзины из финиковых ветвей и, продавая их, на то покупал себе пищу.
И подумал я, не при мне ли только живет он столь сурово, и, желая узнать о всей его жизни, вопрошал многих учеников его, всегда ли так строго его житие. И поведали мне, что он из детства ведет такую жизнь, и по своему обычаю никогда не спал, разве лишь, делая что-нибудь или вкушая пищу, смежал иногда очи, так что много раз и хлеб выпадал из его уст во время еды. Когда же мы однажды принуждали его хотя немного поспать на рогоже, он, как бы пожалев нас, сказал нам: «Если вы когда-нибудь уговорите уснуть ангела, то уговорите и меня».
Вопрос 1862: Когда либо церковь как-то делала ли рассмотрение житий с тем расчётом, чтобы высказать хотя бы пожелание, кому и кто должен подражать, взирая на кончину жизни их? Кому-то постничество, кому-то безмолвие, чтобы этому святому, сильному в этом подвиге, и молиться бы можно было.
Ответ: Страшный вопрос. Да разве можно так вживе смотреть на жития? Они же как сказки для разинувших рот дошкольников, чтобы могли ахать и восторгаться и на этом всё закончилось. А если кто начнет так подражать, то он будет сочтен умалишенным, полным идиотом.
Это тени святых еще позволяют выслушивать про них разные выдумки их. Но в жизни-то они в большинстве своем невыносимо скучны и не транспортабельны. У них нет нисколько послушания ни Библии, ни канонам церковным. Они жизнь строили на выдумках, на вычурности вымыслов, как и куда деть ноги, бороду, язык. Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю».
Паисий Вел. –19 июня «По прошествии некоторого времени, преподобный, видя, что его безмолвная жизнь постоянно нарушается приходящими к нему братиями, стал тяготиться этим, ибо сам он желал строго соблюдать подвиг безмолвия; поэтому он решил оставить ту пещеру, где прежде жил, а вместе с этим – и попечение о братии своей. И вот, тайно от всех, он ушел оттуда и отправился в более отдаленные места пустыни; здесь в одном месте он нашел пещеру, поселился в ней и три года пребывал там.
И за это время сильно выросли волосы на голове его и были так длинны, что, привязывая их с некоторым искусством к колу, который был водружен наверху пещеры, он мог, не засыпая ни на минуту, совершать все свои всенощные моления; таким образом как ночью, так и днем, он не давал себе покоя, всецело предаваясь труду, и только в нем имел покой, ради любви Божией, которою всегда был объят».
Иулиан – 18 окт. «Однажды Астерий, вышеупомянутый ученик св. Иулиана, сделавшийся уже сам подвижником и руководителем других и нередко посещавший своего любимого учителя, в знак усердия к нему, принес на плечах своих в дар ему большой мешок смокв; он нёс на себе эту тяжесть в продолжение семи дней пути. Смущенный и огорченный тем, что ради него другой человек так утрудил себя, Иулиан не захотел воспользоваться его трудом и отказался принять приношение.
Когда же Астерий стал уверять старца, что не сложит тяжести с своих плеч, пока тот не согласится принять приношение, тогда преподобный, хотя и тяготился принять пищу, добытую трудом другого, но, увидев искреннее желание услужить ему, принял эту услугу»