Вопрос 1824: Когда я читала «Жития святых», то узнала, что жить с неверующим мужем – грех. Тогда я стала удаляться от него, он у меня старый коммунист, а он стал злиться и отношения наши резко изменились. Я ушла спать к внучке в другую комнату, а муж стал пить сразу же после этого. Я знаю, что правильно поступила, но на душе всё равно не спокойно, я по прежнему люблю своего мужа. Мне пришлось побеседовать еще с двумя моими старыми подругами, и они согласились точно также прекратить плотское сношение со своими мужьями. Ответ: Где в «Житиях» есть об этом разговор, то не являются ли эти эпизоды подобные позднейшими вставками в биографии, в жития Апостолов? Если это были жития живших после 3-го века, тогда вполне это и было так – уводили жён от мужей.
Это учение страшное, его называет Апостол Павел бесовским, оно от сатаны.
1Тим.4:1-3 – «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали благодарением».
Эти вставки в жития сделали, быть может, лжесловесники, как называет их Апостол Павел. И они опровергаются только Писанием Божиим. Всем им Анафема отныне и вовеки.
Гал.1:8-9 – «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».
Мне известны монахи, и они точно также любят жён и девиц… только заочно. Если эту идею – оставлять неверующих мужей составил бы Апостол любой, то ему вопреки говорит Апостол Павел: 1Кор.7:13 – «и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его».
Так что в «житиях» очень часто встречается, что так прозываемые святыми проповедывали не просто не Евангельское учение, но насаждали бесовское, антиевангелськое учение и губили этим людей. Во свете Библии это и видно. Смотрите на всё открытым оком.
Фома – 6 окт. «Фома, получив золото, стал раздавать его нуждающимся – нищим и убогим, сам же, подвизаясь в проповедании Евангелия, обратил многих к вере во Христа и крестил их.
В то время тот юноша, который, по совету Фомы, обещался хранить девство вместе с женою своею, услыхав, что Апостол в Индии проповедует Христа, вместе с нею прибыл к Апостолу. Наставленные святым Апостолом Христовой вере, они приняли от него святое крещение.
Девица получила при сем имя Пелагии и впоследствии пролила кровь свою за Христа, юноша же наименован был Дионисием и впоследствии удостоен сана епископа. Возвратившись с Апостольским благословением в свое отечество, они распространяли славу Имени Божия, обращая неверных ко Христу и созидая в городах церкви.
… сам продолжал усердно проповедовать Слово Божие.
Фома просвещал проповедью Евангелия индийские страны,… После сего Фома снова появился в Индийских странах и проповедовал там Христа, обращая многих к вере знамениями и чудесами… Прибыв в Мелиапор, он просветил там многих проповедью Евангелия и утвердил их в святой вере… Проповедуя здесь Христа, святой обратил к вере одну женщину.
...Они стали слушать учение Фомы, который много говорил о Христе Господе и учил вере в Него, причем говорил также о смерти, о суде и геенне и о царстве небесном. Слушая всё сие, Мигдония умилилась сердцем и уверовала во Христа; возвратившись домой, она все время размышляла об апостольских словах и, беседуя с племянницей своей Синдикией о Христе, утверждалась в любви к Нему.
С того времени она стала гнушаться неверующими, как врагами Божиими, и избегать всякого общения с ними в беседах и на пирах, а вместе с тем отдаляться вообще от мирских удовольствий. Она решила также прекратить супружеское сожительство с мужем своим. Это глубоко опечалило его, и когда он не мог заставить Мигдонию изменить свое решение, то стал просить царя Муздия, чтобы тот послал жену свою, царицу Тертиану, уговорить Мигдонию не гнушаться супружеским сожитием (царица Тертиана и Мигдония, жена Каризия, были родные сестры). Царица пошла к Мигдонии и спросила ее, по какой причине она не повинуется мужу.
Мигдония отвечала: «Потому, что он – язычник и враг Божий, а я – раба Единого истинного Бога, Иисуса Христа, и не хочу быть оскверненной человеком неверующим и нечистым».
… Тертиана и Мигдония, запечатлевши в сердце своем всё, что им было сказано, согласились обе служить Господу в чистоте и не сообщаться с мужьями своими, как с неверными… Царица Тертиана, возвратившись от Мигдонии, пребывала в молитве и посте и продолжала отказываться от плотского сожительства с мужем своим.
Царь, удивившись такой перемене в жене своей, сказал другу своему Каризию: «Желая возвратить тебе твою жену, я потерял и свою собственную, и моя стала еще хуже относиться ко мне, чем твоя к тебе».
После сего царь и Каризий произвели самое строгое расследование о причине такой перемены, которую они заметили в своих женах, и узнали, что некий иностранец – пришелец, по имени Фома, научив их вере Христовой, убедил прекратить супружеское сожитие с своими мужьями. Узнали они также, что царский сын Азан и многие из служителей царского дома, а также начальствующие лица и бесчисленное множество простого народа, вследствие проповеди Фомы, уверовали во Христа.
… Царь сказал: «Прекрати, обманщик, свои коварные речи и послушайся моего повеления: как отвратил ты своею хитростью жен наших от нас, чтобы они не сообщались с нами, так снова обрати их к нам. Ибо если ты не сделаешь так, чтобы жены наши снова жили с нами в прежней любви и общении, то мы предадим тебя лютой смерти».
Апостол отвечал: «Не подобает рабыням Христовым иметь супружеское общение с беззаконными мужьями и верующим быть оскверненными злочестивыми и неверующими».
… Слово Божие распространялось и вера святая укреплялась».
Из «Библейских мотивов»
Вт 5:3
Сосуд с целебною водою Иордана
Я, братья, вам принёс. Напейтесь из него, –
И кроткая душа, восторгом обуяна,
Забудет чёрный день злосчастья своего.
Напейтесь из него и исцелитесь, братья.
Замолкнет стон в груди, замрут в устах проклятья:
Я вечный мир принёс! С Сионской высоты принес я ветвь оливы;
Коснитеся ее, – Бог чудо совершит.
Вы, просветленные, спокойно-горделивы,
Стряхните с ваших ног прах мщенья и обид;
И будет на земле одно святое братство, –
Без гибельных измен, без злого святотатства:
Я истину принёс!
Я камень вам принес от древнего Содома, –
Пусть он напомнит вам погибель злых людей;
Пускай та весть пройдет от дома и до дома,
Что я пришел карать неправедных судей.
Иное я хочу устроить в мире царство, –
Без лжи смеющейся, без низкого коварства:
Я правду вам принёс!
Пред голосом моим преступник побледнеет;
И в страхе убежит, безумствуя, тиран;
И ветер след его с проклятием завеет.
Рассеется в умах бессмысленный туман;
Слепцы увидят свет, сияющий повсюду;
И станет жизнь тепла ликующему люду:
Я волю вам принес
! Фофанов, март 1880
Вопрос 1825: В «Житиях» не раз говорится, что муж с женой жили фиктивно, как брат с сестрой. Как на это реагировали их родные, когда как-то узнавали?
Ответ: Для многих родных это было страшным потрясением, ибо они ждали наследников, а здесь вышел пустоцвет, по их мнению. 1Кор.7:5 – «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
12 март – Феофан. «Увы мне, несчастному! — вопил отец, — увы окаянной старости моей, — из-за непотребного зятя моего; он бессмысленно тратит богатство и понапрасну губит мою юную дочь, не живя с нею по-супружески, и нет мне никакой надежды утешиться внуками своими. И зачем он взял ее? зачем прежде брака не нарушил обета обручения и не отказался от нее, дабы не привести ее, столь юную, в такое несчастье, а мою старость не подвергнуть еще большей печали? У меня двойная печаль: я сожалею о дочери моей, что она, будучи замужем, не имеет мужа и не может быть матерью».
Вопрос 1826: Примеры покорности воле родителей есть ли в житиях, а то всё прославляются такие, как житие Алексия, который бежал от невесты и любящих, глубоко верующих православных богатых родителей, которые любили нищих и были милостивыми и щедрыми?
Ответ: Есть, но о них почти ничего не известно народу и в честь их нет храмов. Результаты послушания воле родителей выйти замуж всегда превосходнее того, когда девица убегала и скиталась где-то. О ее биографии можно тогда сказать, что если убрать все приписки жизнеописателя, то останется только уход ее из семьи и смерть. 1Кор.7:38 – «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше».
Судя по стилю речи Павла, можем принять, что власть, быть ли девушке замужем или оставаться одной – всё в руках родившего ее. Но никак не он решает теперь; ныне монахи сломали этот стереотип и ввели формулу: брать по высшей шкале, пусть и человеческими усилиями, но на белом коне. Скопцы – секта изуверов, оскопляли и мужской и женский пол в своих «кораблях»-общинах, чтобы посадить человека на «белого коня».
Пс.93:15 – «Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем». Слово «оскверниться», встречается в полной Библии 188 раз. И всегда речь идет о нарушении освященного, узаконенного, о принятии чуждого, противного Богу, заразного. Чис.5:19,28 – «И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие… если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем».
Иер.3:1 – «Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь».
Откр.14:4 – «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу».
Откр.3:4 – «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны». Евр.12:15 – «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».
Симеон Дивногор. – 24 мая. «Но так как родители принуждали ее вступить в брак, то Марфа ушла от них и направилась с поспешностью в Предтечеву церковь, находившуюся близ города Антиохии. Придя сюда, она пала ниц и со слезами начала молиться ко Господу, прося Его устроить всё так, как было бы полезнее и спасительнее для нее. И было в этой церкви видение Марфе, повелевавшее ей подчиниться родителям и вступить в брак. Исполняя волю Божию, девица сочеталась с Иоанном… Честная Марфа часто приходила в церковь Предтечеву и молилась здесь с великим усердием к Иоанну Предтече, прося его исходатайствовать ей у Бога своими молитвами дар,— родить дитя мужеского пола; при этом Марфа обещала посвятить его, как некогда Анна Самуила, на служение Богу…. После того как младенцу исполнилось два года, родители принесли его в церковь Предтечеву и крестили здесь
».