Вопрос 1811: Бегство из мира было связано с домашними трагедиями, с развалом семьи. Христос ли этому научил иноков? Ответ: Часто бросали семью как раз те, кто жил в благочестивой семье, как Алексий Божий человек. Так уж привыкли, что он Божий. А остальные тогда чьи же, кто живет в семье и спасается по духу Христову? Люди нашли себя в горах, в скитах.
Попробуйте поставить себе вопрос и найти ответ: почему никто не запечатал Марию Магдалину в какой-нибудь монастырь, или почему ее не «обручили Христу» для сохранения ее бисера девства. А она как на парусах летела по миру с проповедью Евангелия.
Может быть, вы придете к той мысли, что всё же дух первого века и то, во что потом вылилось христианское учение об угождении Богу потом – не одно и тоже?
По описанию вида их очень многие похожи только на одного библейского персонажа, утонувшего в гордости и тщеславии, и высокомерии. Он нашел себя тогда, когда над ним сгустились семь времён, и он был по виду самый настоящий отшельник, подобный Онуфрию. Дан.4:30 – «Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы».
Вата – 1 мая. «Достигши тридцатилетнего возраста, он оставил отца, мать, жену и детей, имущество свое раздал бедным и, ушедши из родительского дома, принял иночество».
Евфросин Пск.- 15 мая. «После сего прошло много времени, и мать преподобного проведала от некоторых людей о месте его пребывания. Взяв с собою всё необходимое для путешествия, она пришла к тому месту на берегу реки Толвы, где жил преподобный. Подошедши к его шалашу, она стала просить его, говоря: «Дорогое чадо мое! утешь старость матери твоей, покажи мне Ангельское лицо твое, не дай мне со скорбью сойти в могилу, где почивают и отцы наши».
Чрез щель святой Евфросин увидел мать свою и, узнав ее, сказал ей: «Не скорби, мать моя, уйди отсюда и не утруждай старости твоей. Если ты желаешь увидеть меня здесь, то не увидишь уже в той жизни. Иди же в монастырь и, подвизаясь, спаси душу твою».
Так и не достигла мать преподобного исполнения своего желания. Со скорбью она ушла от него, поступила в один из монастырей и, проводя дни свои в благочестивых подвигах, оставалась в нем до самой кончины своей. Преподобной же Евфросин, доблестно и славно проведши жизнь свою, преставился ко Господу».
Ксения, Евсевия – 24 янв. «Когда уже приближался день брака и все готовились к нему, блаженная Евсевия, посоветовавшись с своими отроковицами, переоделась вместе с ними в мужские одежды и, взяв не¬много необходимого из имущества, вышла с ними тайно из дому, так как двери оказались незапертыми. Осенив себя крестным знамением, они обратились ко Христу Богу с молитвою: «Пребудь с нами, Сын Божий, и укажи нам путь, которым мы должны идти, ибо, ради любви к Тебе, мы оставляем дом и всё, что в нем, и решаемся лучше стран¬ствовать и жить в скорбях, к Тебе стремясь и Тебя желая обрести».
Так они помолились со слезами, выходя из дому, и затем пошли, плача и радуясь в одно время…. Находясь на этом острове без опасений относительно поисков, они снова переменили мужской вид на женский и, сняв в наём небольшой уединенный домик, жили в нем, благодаря Бога, Которому и молились постоянно, чтобы Он послал им имеющего духовный сан человека, могущего облечь их в иноческий чин и позаботиться о душах их….
«Заклинаю вас Богом, чтобы всё это вы сохранили в тайне до конца моей жизни, и никому не говорили ничего о бывшем с нами, или имеющем случиться. Если же кто-либо спросит вас о моем имени, скажите, что я называюсь Ксенией, что значит — чужестранка; ибо, как видите, я странствую, оставив дом и родителей, ради Бога. Отселе и вы зовите меня не Евсевией, а Ксенией, так как я не имею здесь постоянного житель¬ства, но, странствуя вместе с вами в этой жизни, ищу будущего».
Макарий Ег. – 19 янв. «По совершении брачного пира, когда новобрачные были введены в брачную комнату, Макарий притворился больным и не прикоснулся к своей невесте, от глубины своего сердца молясь единому истинному Богу и на Него возлагая свое упование, дабы Господь в скором времени даровал ему оставить мирскую жизнь и соделаться иноком».
Нина – 14 янв. «В двенадцатилетнем возрасте святая Нина пришла с своими родителями в святой город Иерусалим. Здесь отец ее Завулон, пылая любовью к Богу и желая послужить Ему иноческими подвигами, принял, по соглашению с своей супругой, благословение от блаженного патриарха иерусалимского; затем, простившись со слезами со своей юной дочерью Ниной и поручив ее Богу, Отцу сирот и Защит¬нику вдов, он ушел и скрылся в иорданской пустыне. И для всех осталось неизвестным место подвигов этого угодника Божия, равно как и место смерти его».
Филипп митр – 9 янв. «Родители воспитывали его во всяком благочестии. Когда он немного подрос, его отдали в обучение книжное, в котором он преуспевал с особенным усердием, чуждаясь в то же время свойственных детскому возрасту игр и забав. Таким образом Феодор в скором времени постиг всю книжную премудрость и навык в душеполезном чтении…
Когда он достиг тридцатилетнего возраста, случилось ему, по особому Божию промышлению, призревшему на него, войти в церковь во время совершения божественной литургии. Здесь он услышал слова Евангелия: Матф. 6:24 – «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Пора¬женный этими словами, он размышлял в себе, что эти слова относятся и к нему, и решился оставить мирскую жизнь. Вспомнив о Соловецком монастыре, что там добре подвизаются иноки, он вознамерился удалиться туда. Сотворив молитву перед святынями, со слезами припадая к чудотворным ракам святых и приложившись к святым мощам, Феодор пошел с молитвою в путь, тайно ото всех, оставив царский двор, отечество и родных, взяв с собою лишь самую необходимую одежду.
Между тем родители повсюду разыскивали его по городам и, нигде не нашедши, много плакали о нем».
Симеон столп. – 1 сент. «Родители Симеона искали его два года и не могли найти, так как Бог скрывал его. Много плакали они о своем сыне и так сильно скорбели, что отец его от печали умер. Симеон же, обретши себе отца в Боге, Ему предал всего себя от юности».
Феодосий Печерск. – 3 мая. «Благоверные родители с ранних лет воспитывали своего сына в благочестии, когда же он подрос, отдали его учиться грамоте. Скоро Феодосий столь основательно изучил Божественное Писание, что все удивлялись его разуму и мудрости. С отроческих лет Феодосий каждой день ревностно посещал храм Божий и со вниманием слушал всё, что здесь читалось и пелось, всегда до конца выстаивал церковные службы. Уже в эти годы он сторонился своих сверстников и не принимал никакого участия в детских играх…
Здесь в скором времени, согласно велению Божественного Промысла суждено было умереть его отцу, праведная душа которого переселилась из юдоли земной в обители небесные.
… Однажды Феодосию случилось встретиться со странниками из Иерусалима. Заинтересовавшись их рассказами и воспылавши сильной любовью к святым местам, блаженный юноша упросил их вместе с ними посетить те святые места, где обитал и пролил Свою бесценную кровь ради нашего спасения Спаситель мира. И вот, исполняя свое намерение, Феодосий ночью, тайно от матери, отправляется в далекий путь. Мать же три дня вся в слезах искала его по городу до тех пор, пока не узнала, куда он пошел…. Блаженный юноша, не зная, что делать, встав ночью, тайно вышел из дому. Ушедши отсюда в соседний город, он поселился у пресвитера, где и продолжал свои труды. Мать снова разыскала его и, нанесши ему побои, заставила его опять вернуться в свой город».
Варлаам Печер. – 19 нояб. «На другой же день после беседы со старцем, оставив не только родителей, но и обрученную уже с ним невесту, он сел на коня, одетый в светлые и дорогие одежды и, имея при себе мно¬жество пеших слуг, ведущих убранных коней, торжествен¬но прибыл к пещере…
Боярин Иоанн, узнав, что его любимый сын постригся в иночество, сильно разгневался на преподобных и, взяв с собою множество слуг, напал на спасавшихся в пещере иноков и всех разогнал оттуда, а сына насильно вытащил вон и, сорвав с него мантию и куколь, бросил их в ручей».
Кирилл Новоезерский – 4 февр. «Через несколько лет родители узнали, что Кирилл пребывает в обители Корнилиевой. На 12-й год пребывания там Кирилла, отец его пришел туда и постригся с именем Варсонофия, а чрез некоторое время получено известие о матери Кирилла, что и она, пожив добродетельно и благочестиво, также скончалась в иночестве с именем Елены. Отец Кирилла, прожив в обители три года в посте и молитвах, преставился ко Господу».
Говорят, что умный, это тот, Пр.22:3
Кто из ямы выбраться умеет. Пр.27:12
И в беде от страха не умрёт. Еккл.4:13
Но они не мудрые, не змеи. Мф.10:16
Мудрый же заранее, стократ, Прем.8:8
Предусмотрит, и предвидит яму, Сир.18:28
Он в объезд невидимый овраг Быт.27:22
Вычислит, не посягнет, чтоб прямо. Быт.16:2 Пусть не сотни, но и не один, 3Макк.3:17
Мудрый просчитает варианты: 3Ездр.4:19
Что, если не так, а выйдет клин – Иудиф.9:8
Умирают и от малой ранки. 3Цар.22:34
Мудрый знает, будет нелегко, 2Цар.22:30
Всё устроить и избыть пожара. Лук.21:14
Он не ставит на авось, на кон, Сир.8:9
Опыт раздобудет самый старый. Сир.6:35
Каждый шаг противника, врага 2Цар.16:21
Нужно разгадать инициативно. 1Макк.9:60
Обрубить копыта и рога, Иис.Нав.8:2
Видеть мысленно конечную картину. Суд.9:43
Любящие Бога христиане, 1Кор.8:3
Почему на мудрость нету спроса? Иак.1:5
Для чего в чужие лезем сани, Суд.9:15
В дом чужой суемся длинным носом? Сир.11:30
Мудрость свыше кротка, ищет мира, Иак.3:17
Беспристрастна, милостью полна. Мф.5:8;
Дефицит ее всегда у клира – 1Ездр.2:62
Мелочная, глупая война. 1Кор.3:4
Бог премудрый дарует и мудрость, Пр.12:16
Тем, кто кроток, верит Иегове. Дан.2:21
На лице открытость, а не хмурость, Еккл.8:1
На вопрос ответы ищет в Слове. Ис.8:20
Библия – Источник мудрых мыслей, Вт.4:6
Рассуждений о Суде, о смерти. Сир.7:39
На смоковнице плоды – не только листья. Лук.13:6
Всех огонь проверит нас, поверьте. 15.7.03. ИгЛа. 1Кор.3:13