Вопрос 2032: Есть ли оправдание или обоснование подвига безмолвия, голодания, столпничеста в трудах св. отцов на основании Священного Писания? Ответ: В этом молчании просматривается явное неверие в искупительную Жертву Христа. Будто бы заслуг Христа недостаточно, а нужны эти выдуманные «подвиги»-соревнования: кто кого перемолчит, переголодует, перестоит. А в это время дьявол не молчал, а трудился и народил столько плевел, ибо поле оказалось вовсе и незасеянным христианами.
Мф.13:25 – «Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл». Это молчание еще сгодится молчальникам. Мф.22:12 – «И говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал».
Псалтирь монахи читают день и ночь. Не могут же они совершенно ничего не применять к себе, что читают.
Пс.44:2 – «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца».
Тростью скорописца может быть язык говорящего, а не язык молчуна.
Пс.50:15 – «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».
Кого ты научишь в норе, в пещере? И кто обратится? Разве только случайно забредшую путану.
14 нояб. Григорий Палама. «И вот однажды, в праздник Антония Великого, первоначальника иноческого жития, когда другие иноки, ученики блаженного Исидора, совершали всенощное бдение, а Григорий оставался в своем затворе, вдруг в видении явился ему святой Антоний и сказал: «Хорошо и совершенное безмолвие, но и общение с братством иногда необходимо, — особенно во дни молитв и псалмопений. Посему и тебе должно теперь быть с братиями на бдении».
Повинуясь сему, божественный Григорий немедленно отпра¬вился к братии, принявшей его с радостью, — и всенощное бдение протекло для них с особенным торжеством».
Серафим Сар. – 2 янв. «Пробыв в затворе пять лет, святой старец потом несколько ослабил его, сначала более лишь внешним образом: и келейная дверь у него была открыта, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших нужду в его наставлениях он, приняв на себя обет молчания перед Богом, не отвечал, безмолвно продолжая свое духовное делание».
Ипатий – 21 сент. «Он стремился к тому, чтобы постоянно пребывать в безмолвии»… сделал Ипатия, против его желания, епископом Азийской церкви, сказав: «Не подобает такому светильнику быть в пустыне, под спудом; он должен находиться на престоле святительском, чтобы просвещать церковь учением Христовым».
Иаков Постник - 4 март. «Когда же блаженный не отворил ей, она еще усерднее стучалась, досаждая ему многими мольбами. Наконец святой отворил дверь и, увидав стоящую женщину, подумал, что это привидение, а посему, оградившись крестным знамением, тотчас тщательно запер дверь и, возвратившись в келлию, стал лицом к востоку и с усердием молился Богу, чтобы Он отвёл от него бесовское искушение. Между тем наступила полночь, а женщина не переставала стучаться; наконец она громко закричала святому: «Помилуй меня, истинный раб живого Бога! Отвори мне дверь, дабы я не была пред твоей келлиею съедена зверями».
Преподобной Иаков, подумав, что уже полночь, а кругом множество зверей, хотя и неохотно, отворил ей дверь и сказал: «Откуда ты пришла и чего здесь ищешь?» Женщина отвечала: «Я из монастыря и по делу послана игуменьею в город, но вот, когда я возвращалась, меня настигла тёмная ночь, и я заблудилась и пришла сюда.
Молю тебя, Божий человек, смилуйся надо мной и не допусти быть растерзанной зверями около твоих дверей, но разреши мне сию ночь остаться у тебя, пока не наступит день и я пойду своей дорогой».
Преподобной Иаков милосердовал о ней, ввёл её к себе и, предложив ей хлеб и воду, сам затворился во внутренней келлии, a ee оставил во внешней. Она, вкусивши хлеба, немного уснула. Потом, притворившись больною, начала горько плакать и стонать и, припав к двери внутренней келлии, молила преподобного помочь ей.
Святой, посмотрев чрез окошко и увидев, что она заболела, недоумевал, что сказать ей или что сделать. Женщина же молила его: «Умоляю тебя отче, — говорила она, — снизойди к моей немощи и огради меня крестным знамением, поелику у меня сильно болит сердце».
Святой, послушав ее мольбы, вышел к ней и тотчас, зажегши огонь и принеся святой елей, какой имел у себя, сел около нее. Держа свою левую руку на огне, святой, обмакнул правую руку в святой елей и прикоснулся к телу женщины, то творя крестное знамение, то помазуя и согревая рукою её сердце, ибо она жаловалась на сильную боль в сердце.
Движимая нечистыми пожеланиями, женщина хотела и в святом возбудить похоть и склонить его ко греху, и потому говорила ему: «Умоляю тебя, отец, еще помажь меня елеем и согрей рукой моё сердце, дабы совсем прекратились мои страдания».
Блаженный Иаков, будучи прост сердцем и незлобив, поверил словам женщины и исполнил, что она просила».
Шелестело дерево листвою,
Зеленело круглый год в иголках.
Но потом поникло головою,
На поленья был чурбан расколот. Столько золотистой теплоты
От холодной древесины в зиму;
От солнечных лучей в себе копил он пыл,
И красным петухом теперь свой зёв разинул...
Мы получили жизнь и доброту,
Естественно, не от себя, от Бога;
Не поднесёшь и ломтика ко рту,
Хотя амбары лопаются и на сберкнижке много.
Что получил по милости Господней,
По благодати, в сердце сохранил;
Умножь талант, не завтра, а сегодня
По силам, если можешь, и сверх сил.
Аккумулируй теплоту от Солнца, Пс.83:12
Обогревай вдовиц, сирот, убогих; Иак.1:27
Не в Бога богатея, за тенью тусклой гонится - Лук.12:21
Неверное богатство да будет нам в подмогу. 1Тим.6:17
Что я имею: веру и Писанье,
Уменье, знание, чуть-чуть авторитет -
Всё это не моё - полено из вязанки -
Сумею разгореться и ближних обогреть?
Да и полено не одно, с начинкой;
Не одинаковы, но в них тепло зажато.
Другим разжижкой быть, пучком лучинок,
Какой-то подогрев сестры и брата.
И так во всём, куда ни брошу взгляд,
Таинственное - притчи поученье,
Похожи мы на наших дошколят,
Нам уши прогревают чудные поленья.
Старался теплотой наполнить эти книги,
И с чувством Библию и «Жития» читал,
Теперь ты разожги, с молитвой вникни,
Реально это всё, а не мечта.
25.9.03 ИгЛа