Вопрос 1877: Жития описывают многое о жизни подвижников. А есть ли такой образ, как бы собирательный, как сейчас описан в книге «Отец Арсений»? Ответ: Из нескольких житий можно собрать такой именно образ, по частям, а потом всё это лучшее взять для себя. Мне очень нравятся все жития из первого века, где без всяких причуд, прямо идут за Христом и ничего монашеского, всё такое простое, понятное, человеческое: проповедь, жизнь одного или с женой, но все на проповеди и целые страны приближаются ко Христу. Далее их допросы и казнь. И так просто, так по слову Божию всё до строчки.
И кратко, без разных накруток из головы автора, написавшего жития. Без ложной скромности, стеснительных ужимок и ложного сокрытия своей сути, Апостол призывает подражать ему и всем, кого знали в первом же веке – не монахам.
1Кор.4:16 – «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».
Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».
2Фесс.3:7,9 – «ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас... не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам».
Евр.6:12 – «дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования». Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Ксения, Евсевия. 24 янв. «Никто и никогда не видел ее гневающеюся; никакое тщеславие или горделивость не омрачили ее жизни. Лицо ее было всегда смиренно, ум – без всякого превозношения, лицо – без прикрас, тело – изможденное постническими трудами, сердце ее – спокойное, нетревожимое никакими сомнениями».
Вопрос 1878: Откуда взяли такую классификацию святых по узкому профилю, даже относительно здоровья, что Артемию молиться нужно от болей в животе, а Антипе от зубной боли? Жития об этом что говорят?
Ответ: Послушаешь православных, так у них и Бог где-то на окраине, а всё внимание к мощам, как и к святым. Отдельные святые специализировались, как будто по редким профессиям, как акушер. Пс.90:15 – «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его». Иер.29:12 – «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас».
Ипатий – 31 март. «Так, он врачевал бесноватых, слепых, иссохших, страждущих водяною болезнью и жен кровоточивых. Немалое число неплодных жен он сделал способными к деторождению, а другим женам, имевшим сухие и неспособные к кормлению груди, возвратил молоко».
Никита Столп. – 24 мая. «Столп, которой устроил преподобной для своих подвигов, находился не поверх, а внутри земли. Это была столпообразная круглая яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было в сущности затворничеством…. В одну ночь пришли к преподобному некоторые из его родственников, с просьбою помолиться за них и, увидев на нем тяжелые вериги, которые от долгого трения о тело вычистились и блестели, подумали, что они серебряные. Омраченные диавольским наущением, они задумали убить святого и, пришедши к столпу, разобрали бывший на нем покров, вошли в него и насильственно разлучили душу святого от тела его….
Спустя некоторое время преподобный Никита явился вышеупомянутому иноку Симеону и сказал ему: – «Пусть сей честной знак моих подвигов в скором времени перенесен будет отсюда и положен на гробе моем». После сего вериги преподобного с почестями были перенесены из города Ярославля в город Переяславль и положены на честном гробе его. Всем, приходящим с верою, они подают многие исцеления во славу Христа Бога».
Вопрос 1879: В житиях очень часто герои-подвижники сравниваются с библейскими персонажами. Насколько правомочен был житописатель, так говоря?
Ответ: Поразительно то, что любому непредвзятому читателю Библии с первого взгляда понятно, что такие сравнения совершенно надуманы, и все они даже близко не подходят друг к другу. Но вот так уж хочется походить на библейских служителей, а делать всё по-монашески надуманно. Православные исключительно плохо знают содержание Библии – так, по верхушкам, по слухам. Если же кто-то прочитал что-то, то давно это было.
Если скитается по пустыне самовыдумщик новозаветный, инок потупленный и безразмерно скучный, то обязательно сравнивается с теми, кого гнали цари, кого искали убить. Но этого-то никто не трогал, не гнал. Если убежала она от мужа, бросив ребёнка или жениха, или он ринулся на остров или в отдаленнейший монастырь, оставив мать престарелую, или жену, или невесту, только что обручившуюся ему, чью судьбу, жизнь он безнадежно и нагло изломал и искалечил, как Алексий, не Божьим поступком, то явно же, что эти сравнения их жизни с древними избранниками Божьими – вычурно натянуты, искусственно притянуты друг к другу. При этом сравнении эти иноческие выходки еще только нагляднее показывают, что они вытворяли эти свои подвиги по полному неверию в искупительную Жертву Спасителя Иисуса Христа, в Его благодать, даруемую даром, бесплатно, без наших заслуг.
Иначе какая бы это была благодать, если бы они ее заслужили за свои труды? Рим.11:6 – «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело».
Виссарион – 6 июня. «Удалившись в одно пустынное место, Виссарион принял на себя обет безмолвия; изнуряя себя многочисленными трудами и умерщвляя свою плоть постническими подвигами, он, будучи во плоти, уподоблялся бесплотным. Пост его был беспримерным: иногда всю неделю он ничего не вкушал, а иногда оставался без пищи и питья в продолжении 40 дней. Однажды, ставши на одном открытом месте посреди терния и воздев к небу руки и очи, обратив туда же и ум свой, он 40 дней и ночей пробыл на молитве, стоя неподвижно.
В продолжении этих сорока дней он не двинулся с места, ничего не вкусил, ничего не сказал никому, не вздремнул, не впал в изнеможение от естественной слабости, ни о чем земном не подумал умом, но весь, подобно бесплотным, устремил духовные очи свои к Богу. За это и сподобился святой от Бога великой благодати: ему сообщен был дар чудотворения, так что он был подобен древним святым пророкам».
На русском!.. Переводчикам хвала!
Они покровы сняли с тех событий,
Произнесли «Господь», а не «Аллах»,
Всё размололи и просеяли на сите. На русском разговорном языке
Хочу молиться, прославляя Бога!
Я не пустынник, не монах-аскет.
Мне хлеба! Хлеба! Пусть совсем немного!
Евангелие на русском языке!..
Духовно-пренебесное звучанье!..
Но выпирает нынешний закхей,
И бесноватого безумное мычанье.
Так циркулярный фарисей-статист
“Традицию” и “корни” оголяет:
«По-русски?.. Ты сектант!.. Баптист!..»
И атмосферу визгом накаляет.
***
На непонятном создается тайна.
Ключ разуменья лишь у одного.
Под скорлупой ореховой – питанье?
И в бане моется, как думаешь, нагой?
Запаянный сосуд с холодной влагой,
Сундук закрытый – утеряли ключ.
С непонимающим намного легче сладить:
Сдирай, бодай, выталкивай и мучь!
***
Дворяне на Руси… и по-французски
От слуг скрывали тайный разговор.
Так до Христа был доступ сделан узким –
Жаргоном – «феней» пользуется вор.
Цареву тайну надобно хранить,
А о Господней возвестится громко…
Понятное! И молот бьёт в гранит! Иер. 23:29
А непонятное – под саваном в сторонке.
Плен Вавилонский нам не по-плечу.
К смешенью языков как раки пятимся.
Я непонятный сорок лет учу
Под горницей… И жду Пятидесятницу. Деян. 2 гл.
18.08.2001г. ИгЛа.