Игнатий_Лапкин_(ИгЛа) | Дата: Понедельник, 09.12.2013, 17:13 | Сообщение # 1 |
Супер главный
Группа: Главный Администратор
Вера: Православный христианин
Страна: Российская Федерация
Регион: Алтайский
Город: Барнаул
Сообщений: 7670
Награды: 32
Репутация: 30
Статус: Offline
| ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ РОМАНА, Угличского чудотворца. 3 февраля
Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельнего князя ростовскаго, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского.
Владимир Константинович получил в удел Углече поле, или город Углич, в раннем детстве. Вступив в брак с княжною Фотиниею, он имел двух сыновей Андрея и Романа. В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русскою землею, а вместе и над Угличемъ: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиении здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска.
На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. В виду явной и неотвратимой опасности, угличский князь Владимир решил не сопротивлятъся безплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы.
После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который, по удалении Батыя на юг, подобно другим князьям, по миновании опасностн, вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во и-бежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женою и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.
Детство благовернего князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло таким образом среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе. По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми. Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, которой имел тогда 26 лет от роду. Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведши не мало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью.
Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии духовенство и службу церковную. К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владычества. Власть князя Романа, кроме Углича, простиралась и на другие города: Кашин, Бежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород. Ему же принадлежит построение нового города Романова на левом высоком берегу Волги против слободы Борисоглебской.
Князь Роман отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов. В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжною Александрою, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга.
В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и доживал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печали его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его.
Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.
Ровно через двести лет досле кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевичъ1) приступил к постройке новаго, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича. При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленныя мощи князя Романа, которыя и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет.
От сих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было. После убиения царевича Димитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесныя исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа.
Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3-го февраля 1605 года1). В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение.
Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены. Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившияся там. Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: главы, ребр, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.
*) Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2-го марта того же 1606 года. В 1605 году с 3-го февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличскаго. Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах.
По благословению патриарха Иова, воевода Семён Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монаетыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (3-го февраля 1605 г.) св. князя Романа. После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1606 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах с 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображеноком соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх.
Ведом. за 1873 г. и отдельной брошюрой: «Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца». Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известных и по нескольким другим рукописям. За утратой жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при Угличском Преображенском соборе соотавлено было новое пространное житие «с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей»; по списку XVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. и отдельною брошюрой: Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца». Ярославль. 1890. Данные упомянутые здесь «Повести» и «Жития» в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами.
*) Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличскиим, а с 1216 г. великим князем владимироким; скончался в 1219 году. 3) Он род. около 1214 г. •*) Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1238, а Роман 1 октября 1235 года. Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1492 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году.
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |