Вопрос 2181: Что Вас побудило заняться темой о монашестве? И что нового для себя Вы узнали, исследуя эту тему? Ответ: Постоянно удивляюсь, что всегда, когда кажется, что тема уже исчерпана и вычерпана, вдруг откуда-то и совсем уж с неожиданной стороны подплывает новое, в древнейшей упаковке. Так и здесь, от любителей монашества в прошлом, получаю книгу и из неё ещё ущипнул полезное о священномученике Иоанне Восторгове, не монахе, ибо он протоиерей, и известнейший черносотенец, как его описывают. И вот что за дифирамбы монашеству он пишет. Оказывается, на монашество было много нападок и он их пытается опровергнуть. Но никто нигде не говорит о монашестве в сравнении с Библией, что оно само по себе не Евангельское установление. Они путают девственников с монахами. Я за девственников, чтобы они служили миру, шли на проповедь. Наш труд не против девственников, но против противников Христу, кто высасывал силы из народа, и они сотнями тысяч гибли в пустыне. А там теперь мусульманство и буддизм, язычество и коммунизм, безбожие и колдовство. И виновато в этом неевангельское учение о монашестве.
«Настольная книга для монашествующих и мирян» Составитель Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 1998 г. По благословению Евсевия архиепископа Псковского и Великолукского. 400 стр. 12 тыс. экз.
Стр.3. «Монашество – великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в писаниях опыт Отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности. Ответы проверялись в моей длительной монашеской жизни во времени на личном опыте и на опыте других. Это для тех, в чьём сердце затеплится любовь к таинственному монашескому житию в Боге.
Стр.5. Датой основания монастыря считается 15/28 августа 1473 года. В этот день был освящён храм Успения Но начало монастыря положено значительно раньше, когда в пещерах поселились монахи, имена которых до нас не дошли. Монашеская летопись повествует, что «Сама Пречистая Дева избрала это место в долине потока Каменца, благословила его Своими избранными людьми и до сих пор охраняет его».
Стр.6. Оклеветанный завистливыми людьми, игумен Корнилий, по преданию, был обезглавлен царем Иоанном Грозным 20 февраля 1570 г. и причислен к лику преподобномучеников.
Стр.7. И совсем не случайно всякий, кто входит в полумрак Богомзданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью по молитвам тысяч подвижников обители, погребенных в пещерах.
Стр.11. Ослабление строгости христианской жизни, со вступлением в Церковь таких язычников, которые в христианстве заботились только о мирских интересах, побуждало ревнителей благочестия уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений проводить жизнь в подвигах.
Стр.19. При жизни Пахомия основанное им общество монахов возросло до 7 тысяч, а через сто лет после него - до 50 тысяч.
Стр. 22. В России… кельи и другие здания, построенные монахами в монастыре, считаются собственностью монастыря. Не запрещается владеть движимым имуществом – книгами, деньгами и т.д. Причем деньги можно помещать в банки и кассы. Запрещается торговля (кроме продажи вещей своего приготовления), принятие чужих вещей на сохранением, кроме книг; поручительство и ходатайство в делах, не относящихся к духовному ведомству. Монахи освобождены от податей и телесного наказания.
Сложивший с себя монашество по личному желанию и с позволения духовного начальства возвращается со всеми правами, принадлежащими ему по происхождению, но с лишением чинов и отличий, заслуженных им до пострижения. После добровольного сложения сана данное лицо в течение 7 лет находится под церковной епитимией; в это время ему нельзя жениться, приписываться к обществам в той губернии, в которой он был монахом, и жить в столицах. Сложившие сан не имеют также права поступать н гражданскую службу. (из полного православного Богословского энциклопедического словаря).
Стр.32. Знают дети человекоубийцы-диавола, что с падением монашества и Православия падёт всё православное: вера, житие, подвиг, смиренномудрие, богослужение, покорность церковной власти.
34. Неужели «неестественны» подвиги, неестественные требования могли дать такие плоды? Монашество наложило печать порядка, мира, чистоты и на русскую семью, сделав ее домашнею церковью в нашем народе. Дало повиновение старшим, безгневие, терпение своей доли, равнодушие к земным благам и неудобствам.
35. Заметьте же еще один бесспорный и изумительный закон жизни, подтвержденный всей историей Церкви и доселе подтверждаемый: в тех общинах и церквах, в тех народностях, где процветало и процветает монашество, где мы видим напряженное стремление к иноческому подвигу, в то самое время процветала и процветает и приходская жизнь. И наоборот, где не было и нет монашества, падала и падает жизнь прихода. Монастыри – это как бы запасные водоёмы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни. Они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим.
36. Таковы нынешние несториане, копты, Армяне. Таковы некоторые и православные народности, которых не станем называть ради любви: их православие без монашества и подвижничества - только в одном названии.
37. Самое лучшее лекарство не поможет трупу. Уничтожьте монастыри, разорите обители, хождение по святым местам: ничего не достигнете.
40. Есть люди от природы склонные к тихому пребыванию вне шума мирского, неспособные к житейской борьбе, чуждые жизни семьи, расположенные к молитве и созерцанию дел Божиих. Они идут в монашество. Естественно ли их отвращать от подвига?
Есть люди. разбитые жизнью, потерпевшие кораблекрушение в житейском плавании; им жизнь мира не мила, они потеряли к ней вкус и склонность, они чувствуют себя там одинокими. У них опустились руки, упало сердце, погасло мужество. Они идут в монастырь и там находят для себя покой души».
41. (Обвинения против монашества: тунеядство, эгоизм. И возражения Восторгова Иоанна).
«Монахи теперь собирают и хранят, и запасают силы, которые выступят на дело борьбы за святыни веры. Войско, конечно, нужно только во время войны; войны же бывают редко… но безумно то государство, которое не готовит войско во дни мира. Так и монашество… плотским людям противен один вид монашества, ибо оно мешает им заглушить голос совести, напоминает им, что они блудны и скотоподобны… народ любит и ищет, и находит не дурных монахов, а хороших. Но эти монахи, говорят далее, лицемерят и лицемерием обманывают простодушных богомольцев. Скажем и на это, что когда богомолец увидит, что монах, которого он считал хорошим, оказался дурным, он поищет и найдет хорошего. Монашество только возглавие, завершение и совмещение всего христианского подвижничества.
45. Монахи могли бы накормить духовной пищей многих. О необходимости духовного просвещения народа.
48. Что, если и этого утешения не дать нашему народу? Куда он пойдёт в своей тьме и куда потом он придёт?
49. Покажите народу нашему эту величавую, изумительную, несказанную красоту нашей церковности и богослужения, чтобы затрепетала его душа от дивных молитв и песнопений Церкви; чтобы чувствовала она себя в райском блаженстве, в общении с Ангелами во время богослужения; чтобы незаметно пролетали для неё часы продолжительных ваших молений.
51. Позвольте поблагодарить за ваш свечной завод.
56. За время, протекшее от первых слов проповеди Евангелия и до наших дней, в области нравственного учения буквально никто, нигде, никогда ни на единую черту не мог прибавить что-либо новое, высшее и совершеннейшее, сверх того, что сказано христианством.
58. Деревянные, кипарисовые, перламутровые, каменные, золотые, серебряные, медные, костяные – эти кресты у монахов являются их проповедью себе самим и другим людям и всему миру.
61. Кто не понимает сущности монашества, тот не понимает и христианства; кто не любит, не чтит монашество, как благороднейший плод и цвет христианской жизни, тот далёк от Православия. И больше того - не вышел еще за пределы той веры, о которой Апостол говорит: «бесы веруют и трепещут». Иак.2:19 Кто не сознал, какое значение в христианстве имеет аскетизм, подвиг, самоотречение, тот не ведает даже азбуки христианства. Кто повторяет с чужого голоса, будто монашество есть враг всякой радости, тот еще не знает о той радости, о которой говорил Спаситель Апостолам в самые тяжкие и скорбные часы: «да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «радости вашей никто не отнимет у вас». - Иоан.15:11; 16:22.
63. Церковь высоко ставит подвиг монашества, видит в нём путь спасения избранных душ, и можно безошибочно сказать и утверждать, что те христианские общины, в коих угасает или угас дух монашества, тем самым свидетельствуют, что они уже на пути к вырождению и смерти.
67. Хулители и враги монашества насилуют совесть тех людей, которые ищут тесного и скорбного жития и особого подвига иноческого».
69. (Славяне грубы были, по полведра вина зараз выпивали. И чтобы пробудить их совесть, нужны были подвиги монахов, кормление себя комарам). «Это был единственно доступный и понятный грубой языческой среде язык, ибо надо крепко кричать, чтобы разбудить крепко спящего.
71. Таких проповедников часто очень не любят: но кто не даёт спать разоспавшемуся человеку, разве тот приятен ему?
73. Колокола, храмы, кресты - тропинка к единому на потребу.
92. Скачет шестой дух нечистый. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе».
121. (О монахе Феофиле, выпускнике академии, которого митрополия за хорошее поведение в монастыре назначило секретарем. Настолько он понравился народу, что к нему паломничество было, и к архиерею уже не обращались. Но снова он отпросился в монастырь, но настоятель монастыря стал его всячески преследовать. И донимал плохой игумен хорошего монаха до самой смерти своей. Братия пожелала Феофила иметь у себя настоятелем после умирающего этого игумена. Но старый злобился) «на Феофила: «Что, этот негодяй будет моим преемником?! Умру, но не прощу!» Но назавтра наступил перелом - попросили друг у друга прощение. Господь допускал дьяволу вселяться в наместника, с тем, чтобы выработать терпение у Феофила; от этого никто не пострадал.
Ноги на молитве не подгибать, но на обеих стоять ровно. На стену не опираться.
131. Не шептаться в церкви, со своего места на чужое место не переходить.
138. Брать в монастырь с испытанием на один год. Иначе отпускать со всем своим стяжанием. Кто вопреки устава живёт – изгонять тех. Ушедших - после моей смерти не принимать обратно.
188. Открывать настоятелю и грехи братий, не только свои. 4 Вс. Собор правило 4. 7 Вс.21; Двук. 4.
194. Работал и ночью авва Ахила: «но как бы не прогневался на меня Бог и не осудил меня за то, что, будучи в силах работать, не работаю. Потому я тружусь и делаю по силам моим».
195. Авва Иона так с верёвкой в руках и умер и не могли руки и ноги ему свести и переодеть для погребения.
196. Один брат пришёл к авве Силуану в гору Синайскую. Увидев, что братия работают, он сказал старцу: «Заботьтесь не о пище тленной. Иоан.6:27. Мария же избрала благую часть». Лук.10:42. Старец сказал своему ученику: «Захария, подай брату книгу и отведи его в пустую келью». Когда наступил девятый час, брат прислушивался у двери, не посылают ли его звать к трапезе. Но как никто его не звал, он сам, встав, пошёл к старцу и говорит ему: «Авва, ужели братия сегодня не ели?» - «Ели», - отвечал старец. -«Почему же не позвали меня?» - спросил брат. – «Потому, отвечал старец, - что ты человек духовный и не имеешь нужды в такой пище, а мы, как плотские, хотим есть, и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, и не хочешь вкушать плотской пищи». Брат, выслушав это, поклонился старцу и сказал: «Прости меня, авва». Тогда старец говорит ему: «Так и Мария имеет нужды в Марфе, ибо и Мария похваляется из-за Марфы».
223. Доблестный монах Аввакир искушаем был братией семнадцать лет, изгоняли из трапезной, ибо был обычай новопоступивших искушать тридцать лет: «благодарю Господа, что вы меня на спасение моё искушали, я эти годы был свободен от искушений бесовских». Лествица, степень 4.
291. Ропотник – сколько зла от него по всякому делу». Е.Сирин.