"Сын церковный" - это простейшее пособие по усвоению истин православной веры и церковных обычаев, написанное не для печати, а для вполне определенного, знакомого автору человека, недавно принявшего православную веру. Разрозненные и малозаметные, на первый взгляд, свидетельства, рассыпанные по тексту этой небольшой книжицы, позволяют отчасти восстановить предысторию ее появления на свет.
Дело было, вероятно, так. В 1605 году, в составе войск Лжедимитрия I в Москву прибыл молодой поляк. Он был или солдатом, или слугой одного из польских дворян - приспешников Самозванца. Природное имя его нам неизвестно, мы знаем только, что впоследствии в России его звали Иваном. Правление Самозванца было недолгим. Его зависимость от иностранцев, откровенное отступничество от православия и попытки ввести унию с Римом вызвали в Москве восстание 17 мая 1606 года. При этом сам Лжедимитрий и большинство окружавших его поляков и немцев были убиты. Вероятно, погиб и тот польский офицер, в подчинении которого служил Иван. Молодой слуга только чудом избежал лютой смерти: "Был еси под мечем смерти, был еси в темницы томления, был еси в гладе и жажде таяния, был еси в налоге и скорби нужных... и смерти чаял еси", напоминает ему автор книги. Страшно озлобленные против "ляхов" москвичи однако пощадили Ивана. Он попался на глаза какому-то влиятельному и знатному человеку, который взял Ивана в свой дом и сделал слугой. Своим рабом - так прямо и говорится в книге. В России продолжали бушевать мятежи и междоусобицы. Окрестности Москвы разоряли польские отряды Сапеги и Лисовского, поддерживающие уже второго самозванца - "Тушинского вора". В сентябре 1609 года, после четырех лет скрытой интервенции, Польша объявила войну России официально, двинув войска на взятие Смоленска, с последующей целью захвата Москвы. Казалось бы, в такой обстановке молодой пленник должен был искать возможности побега. А хозяину, со своей стороны, следовало бы быть с ним крайне осторожным. Но из текста книги мы видим совсем другое: Иван становится довольно близок своему господину, выполняет его некоторые ответственные поручения, пользуется доверием и даже обедает вместе с господской семьей. К нему относятся не как к пленному, не как к представителю враждебного иноверного народа, "поганому еретику", но почти как к члену семьи. Наверное, за короткое время Иван доказал господину на деле свою полную и искреннюю преданность. Он быстро выучил русский язык, не только разговорный, но и книжный, во всяком случае, подразумевалось, что он сможет прочитать наставления, написанные для него на немного упрощенном церковно-славянском языке. Одна из главных причин столь доверительного отношения к молодому поляку заключалась в том, что после вступления в дом нового господина он добровольно выразил желание принять православную веру.
Живя в католической Польше, как можно понять из текста, Иван не был католиком, а принадлежал к какой-то протестантской секте. Среди свиты Лжедимитрия I было немало немецких и польских протестантов, и вообще, как полагают, религиозные симпатии Самозванца принадлежали скорее всего протестантизму, а не католичеству - несмотря на то, что его авантюра направлялась Ватиканом, - и в обмен на всестороннюю поддержку ему самому приходилось разыгрывать из себя католика.
Перечисляя разные еретические вероисповедания, автор "Сына церковного" выражается так: "Есть убо вера латинская, вера же и германская (лютеранство - ред.), вера же, идеже и ты прежде веровал еси". Возможно, что эта вера, для которой он затрудняется подобрать название, была социнианской. Социнианство, доходившее до отрицания догмата о Святой Троице и неверия в Божественность Господа Исуса Христа, было самым сильным протестантским течением в Польше конца 16-го - начала 17-го веков. Именно социнианином был, например, личный секретарь Лжедимитрия Богучинский. Приверженцем этой секты мог быть и прежний хозяин Ивана, а сам Иван мог принадлежать к ней, только повинуясь его воле, без сознательной убежденности. Может быть, и быстрый переход его в православие был только средством улучшить свое положение в плену... Этого мы не знаем. Из текста книги видно, что поляк был принят в православие через полное крещение, с проклятием "злых еретиков, которые православную веру развратили, ихже имена суть: Фармос проклятый и Петр Гугнивый, и Мартин Лютор и прочии". При крещении он и получил имя Иоанна. Готовясь ко крещению или вскоре после него, Иван уже изучил некоторые молитвы и обряды Русской Церкви, но более глубокого понятия о православной вере ему не хватало. Краткого и общедоступного изложения догматов Восточной церкви в России того времени не было. Люди не только из простонародья, но и из высших кругов, даже духовные лица систематического представления о церковном учении не имели. Если русский христианин, с детства ходивший в церковь, мог получать некоторые познания о вере из богослужебных текстов и читавшихся по ходу службы книжных поучений (живая проповедь в русской церкви допетровского времени не имела широкого распространения), то иностранца, едва знакомого с русским языком, это не могло удовлетворить. Ему требовалось живое, доступно написанное разъяснение с акцентом на самом насущно важном. Ему надо было показать, почему именно, говоря словами книги, "наша православная вера яже во Христа Бога непорочна и чиста", в отличие от "вер прочих", которые "не суть истинны и правы, развращени бо суть злыми человеки - нечестивыми еретиками". Сам ли "новопросвещенный" просил составить для него такое объяснение, или же господин таким образом позаботился о его религиозном воспитании, - это дело было поручено жившему по соседству грамотному и благочестивому человеку, который хорошо знал Ивана и его господина. Этого человека звали Михайло, он служил "в дому своего господина - некоего купца", скорее всего, приказчиком. Возможно, он был человеком подневольным, - в тексте он не раз пишет: "Раб есмь, якоже и ты", "раб к рабу", - и в этих случаях явно имеет в виду не отношение к Богу ("раб Божий), а общественное положение. Итак, Михайло изложил то, что считал первостепенно важным для новокрещенного, в небольшой тетради, которую закончил 27 мая 1609 года. Эту дату, а также свое имя он указал в послесловии книги, в виде простенькой загадки.
Михайло не имел претензий на создание подробного катехизиса. Он представлял свою задачу так: "Ныне я закон братолюбия тебе показал и отчасти о христианских обычаях сказал". Но он надеялся, что его книжица может стать доброй основой для духовного развития новопросвещенного. Он обещает Ивану: "Малейшими сими глаголы великий плод послушанием благочестия получиши".
Мы ничего не знаем о том, сохранил ли "сын церковный" Иван верность православию, и вообще, уцелел ли он в последующих кровопролитиях Смуты. Но написанная для него книжечка не осталась только его личным достоянием. Сочинение безвестного московского приказчика вскоре уже читали и переписывали не только в Москве и не только в среде простонародья. Оно явилось первой не до конца осознанной попыткой создания оригинального русского начального учебника по Закону Божию и в этом качестве была весьма сочувственно принята грамотной частью народа. Правда, через 50 лет, когда патриарх Никон взялся за переделку древнерусских богослужебных обрядов, книжица, подробно описывающая эти обряды, стала восприниматься с официальной точки зрения как "раскольничья", но за то еще больше полюбилась старообрядцам. Как наследие дониконовской церковной старины она приобрела даже некоторый авторитет. Показателен факт, что самые влиятельные деятели беспоповской части старообрядчества - братья Андрей и Семен Денисовы и Феодосий Васильев - ссылались на нее в спорах по некоторым вопросам богослужебного характера. Братья Денисовы были ученейшими в богословии среди русских людей того времени (я имею в виду великороссов - как старообрядцев, так и никониан), в этом отношении они неизмеримо превосходили автора "Сына церковного". Но в их глазах этот автор был носителем идеализированно представляемого неповрежденного отеческого "древлего благочестия", не нарушенного еще никакими расколами и соблазнами. Для них, ощущавших себя современниками "антихристова царства", он был вестником из эпохи, когда, по словам одного беспоповского стихотворения, "всюду истина сияла".
Как уже говорилось, в старообрядческих типографиях (или же в печатнях, принимавших старообрядческие заказы), на протяжении 2-й половины 18-го века и в первые годы 19-го вышло более десяти изданий "Сына церковного". В домах староверов эта книга и сегодня не редкость. Она по-прежнему пользуется большим уважением. Ссылки на нее имеются, например, в "Старообрядческом церковном календаре" за 1946 год.
1. Сказание о сыне церковном, как рождаются верующие во Христа Ивану, рабу первому, новому среди чад сыну Церкви, от которой все через купель святого крещения порождаемы, в ней же и ты захотел креститься святым крещением, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
2. О том, что православная вера приводит к крещению добровольно Помни же сам, что ни мучениями, ни какой-либо угрозой никто тебя к этому не принуждал. Но ты сам, по своей воле, увидев, что наша православная вера во Христа Бога непорочна и чиста, захотел креститься и быть равным с нами, православными христианами.
3. О времени крещения И случилось это с тобой не во младенчестве, а в совершенном возрасте, и не много лет назад, а недавно.
4. Об отречении от сатаны и поэтому-то тебе помнить должно и нужно о том, как ты распростер руки свои и от сатаны отрекался, и от всех ангелов его, и от всех его дел.
5. Об отречении от ересей После того ты отрекался от еретиков и ересей, что исказили православную веру: от Формоза проклятого и Петра гугнивого, и Мартина Лютера, и от прочих, последовавших им, их учению и их делам. От них всех ты отрекался.
6. О злых делах Теперь помни и не забывай, что такое сатанинские дела, от которых ты отрекался: гордость, высокоумие, ложь, лесть, клятвопреступление, еретичество, колдовство, обман, зависть, скверность, блуд, воровство, разбой и всякая злоба, и нечистота, и прочее.
7, 8. О забвении ересей, которых прежде держался О тех злых еретиках, от которых ты отрекался при святом крещении, ты не вспоминай, их учению после отречения не внимай. И больше [к ним] своих мыслей не возвращай, и ереси их всегда сторонись, чтобы забыть ее. А если тебе придет на ум твоя прежняя жизнь, как ты жил в Польше, и здесь, с господами своими, и учение о вере тех еретиков: Формоза и Петра, и Мартина, [то] знай, что они - враги Бога и человекоубийцы. Таково отречение от тех еретиков и от их ересей.
9. Об обещании Христу при крещении Должно и нужно помнить, как ты, смотря на Восток, простер руки свои и обещал Христу любить Его, и творить дела Его, и всегда выполнять заповеди Его и повеления, которые Сам Господь Бог Исус Христос дал нам в Евангелии, и как повелел учить святым Своим ученикам апостолам. И как утвердил [это] семью соборами святых отцов.
10. Похвала крестившемуся Знай, что ты доброе дело сделал и, поистине, ныне родился, тело свое омыл и душу очистил. Оставил родивших тебя, познал Создавшего. Убежал от тьмы, и, приняв свет, к Богу приблизился.
11. О приближении к Богу Слушай запоминая и рассуждай понимая, чем ты приблизился к Богу. Потому как ты крестился во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и дал ныне обещание Христу святым крещением, ты - раб Божий и обещаник Христу. Не удаляйся же от Него делами своими ради своего обещания и ради своих дел. И Бог приблизится к тебе, и будешь Божий.
12. Как обрести доброе имя и унаследовать благодать Если хочешь быть Божий, имей всегда Бога в сердце своем и поступай везде по правде. Не дерись, не кради, не лги. Будь смирен и имей любовь ко всякому человеку. И в доме господина своего будь во всем послушен и верен, добр и не лукав, и не ленив на добро. Так приобретешь все доброе и унаследуешь всякую благодать.
13. О мудрости Если хочешь искать мудрости и иметь добрый разум, и украшать [свой] нрав, учись книгам и прочтению божественных слов, и учению святых Его; и [тогда] тех [святых] увидишь, ибо человеческая душа почитается больше всего мира. Ибо богатство всего мира тленно и смертно, душа же бессмертна.
14. О душе Если поймешь, что твоя душа бессмертна, тогда постигнешь истинную православную веру, которой радовались пророки, гордились апостолы, все верные радовались, украшались святители, венчались мученики.
15. О правой вере О ней же теперь слово. И, скажу тебе, такова есть эта вера православная, [что] в той вере на земле живущие люди в любви соединяются с небесными ангелами, беседуя с ними и славословя, и воспевая Бога; и после отхода душ их к Богу творят великие чудеса: слепых просвещают, хромых и расслабленных исцеляют, беснующихся оздоровляют и всякие недуги и болезни врачуют.
16. О святых Такими, как [я] говорю, были среди святителей: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Климент папа римский, Поликарп Смирнский, Петр, Алексий и Иона московские; среди преподобных отцов - Сергий Радонежский, Кирил Белозерский, Варлаам Хутынский. И много таких, число и имена [их] один Бог знает.
17. О пище святых Тому не удивляйся и не думай, что это ложь, что по человеческой молитве даровалось зрение слепым и исцелялись всякие недуги и болезни. Ведь и жизнь их не человеческая, ибо терпят, как [-будто] бесплотные. Пища же их - хлеб и вода, и едят они редко и мало. Иной ест через день, иной через два, иной через неделю, иной через две недели, а иной по 40 дней ничего не ест. А иной хлеба не ест, только траву и коренья.
18. Об одежде святых Еще и об одеждах [они] не пекутся, босыми и нагими терпят солнечный зной и зимний мороз, и всякое скитание по земле, по дереву и по камню.
19. О молитве святых Также и молитва их к Богу всегда [творится] непрестанно. День и ночь стоят, как непоколебимый столп. Лишь немного поспят на земле. Такова вера и любовь святых к Богу.
20. О молитве мирян Нам же, [ныне] живущим людям, такой труд вынести невозможно, поэтому [и] установили нам святые отцы правила церковные. Также повелели и дома: по силе каждого установили и повелели молиться. А без правила церковного и без домашней молитвы невозможно быть православным христианином и не повелено.
21. О церковном правиле Церковное правило - это вечерня с павечернею, заутреня с полунощницей, часы с обедней.
22. В какое время какое пение петь Ты же слушай, почему святые отцы установили в церкви, когда какое петь пение, вечерню или павечерню, полунощницу или заутреню, часы или обедню, или молебен, и это разумей: О вечерне Вечерню повелено петь потому, что позволил нам Господь провести день с утра до вечера здраво. Также [она] предвозвещает и предваряет вечер.
23. О павечерне Павечерню повелено петь и молиться Богу, чтобы [Он] благоволил нам без страха провести ночь и ночные молитвы как верным совершить.
24. О полунощнице Полунощница поется потому, что в полночь Бог придет судить живых и мертвых, праведных и грешных и воздать каждому по делам его.
25. Об утрени Утреню повелено петь потому, что глубоким утром, то есть очень рано, Христос Бог наш воскрес из мертвых и всем верным даровал вечную жизнь.
26-30. О часах Первый час [следует] петь, чтобы прославить Давшего свет, Сотворившего день и ночь, и, по Его великой милости, Осветившего нас дневным светом. Третий час [следует] петь, потому что в этот час Господь послал от Отца Свой Святой Дух на Своих святых учеников и апостолов, [и] тогда [они] стали говорить на странных языках. Шестой час [следует] петь, потому что в тот час Господь наш Исус Христос по своей воле плотью за наши грехи распялся. В этот же час и Адам был создан, и по обольщению змиеву образа своего лишился. Поэтому и Господь наш Исус Христос в тот час плотью пострадал, чтобы избавить нас от смерти во грехе. Девятый час [следует] петь, потому что в тот час Господь дух Свой предал Отцу и плотью принял страдание на кресте, оставаясь Богом. Плотью умер ради бывших в аду и царство ада разрушил. И в третий день воскрес, и с Собою поставил всех мертвых верных.
Третий час [следует] петь, потому что в этот час Господь послал от Отца Свой Святой Дух на Своих святых учеников и апостолов, [и] тогда [они] стали говорить на странных языках.
на странных В Библии написано на иных. "Странных" - не понятно, для кого странных Может хотели сказать на иностранных
1Иоан.1:7 - "если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" Моя история обращения ко Христу