Покаяние. Игнатий Лапкин (ИгЛа). На задаваемые вопросы даю самый полный ответ. Кое-кому это покажется, быть может, длинным, нудным, скучным тяжело читаемым.
Что ж придётся согласиться. что на класс выше вам не помешает подняться. И нельзя же учиться не в уровневой школе и равняться только на задние ряды и на тех, кто никогда ни одного раза руки своей не поднимет, чтобы прорваться вперёд.
Многие ныне по наивности своей считают себя православными, но даже этого слова не знают. А православие зиждется на Библии и на соборах. И вот этих-то правил не знает, практически ни один сектант, почему они и остаются за пределами Церкви Христовой, отсекшиеся от вселенской Церкви, основанной Христом Иисусом.
Кому трудно хотя бы раз прочитать эти правила, можете их перескочить и дальше читать, или в вообще перейти к другому вопросу. Но тут уж не пеняйте ни на кого, что не будете знать веры православной.
Вам был дан шанс ознакомиться с православной верой отцов наших и я дал вам это, потратив на это многие года. Лично я отдал правилам и канонам около трёх лет. Переводил их на русский язык, составлял для них симфонию, классифицировал вопросы и могу сказать, что без них нет истинного православия.
Так что же есть покаяние, которое может быть и друг перед другом. А исповедь, как принято считать, есть уже Таинство с разрешением грехов. И на это имеет право только истинно рукоположенный пастырь, незапрещённый законно в служении
Настало «время собирать камни» – Еккл.3:5. Время покаяния за разрушение, за убийства, за вселенскую ложь. Время покаяния. О покаянии говорят и пишут, и ставят кинокартины.
Но если эти разговоры не приводят к Богу, то для чего и разговоры эти? Каяться нужно в первую очередь перед Богом, что забыли Бога, отреклись ходить по Его святым заповедям, что избрали лживых учителей, ласкающих слух. Тех учителей-мучителей нет уже, их лозунги сотлели, построенные ими капища рухнули, ложь обнаружилась, и обнажилась пустота.
Воистину, если вырвать из сознания людей Евангелие, то на месте его будет зиять смертельная рана, которую не прикроешь никакими энциклопедиями трудов материалистов.
В чём же нужно каяться и перед кем? Как понимать слово «Покаяние», чтобы правильно совершить его, очиститься, успокоить совесть, начать жить новой жизнью?
Слово «Покаяние» приводит человека к Богу, как блудного сына в дом отца. Напротив покаяния всегда стоит обвинение другого, самооправдание. Если нет правильного божественного покаяния, тогда семь злейших демонов заполняют всё существо, страну и землю своим «товаром» – обвинением царя, Церкви, священства, родителей, начальства, друг друга.
Эта трагедия произошла не только с Россией, это было уже в раю. К согрешившему Адаму в раю приходит Бог, ожидая покаяния нашего праотца. Согрешивший Адам сокрылся между деревьями рая (за теориями дарвинизма, за софизмами). Бог задаёт согрешившему вопрос: где ты? Т.е. куда ты скрылся от лица Моего? И на этом первом допросе род человеческий даёт ответ, каким потом 7,5 тысячи лет пользовались, и будут ещё пользоваться все потомки, самооправдывающие себя.
Самооправдание тут же влечёт и обвинение другого в своём грехе: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Виновата жена. А если смотреть в корень, говорит Адам, то виноват Ты, Создатель этой спутницы. Первый урок окончен. Допрошена и Ева. Она ни слова не говорит о горе, сотворённом ею, но винит во всём демона. Свидетели не вызываются, и виновные от своих трактовок преступления не отказываются.
5508 лет от Адама до Рождества Христова звучали призывы к покаянию. К покаянию перед Богом.
«Итак покайтесь в сем пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жён иноплеменных» – 1Езд.10:11.
В полный голос призыв к покаянию зазвучал из уст Иоанна Крестителя:
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – Мф.3:2.
Без признания своей вины человек не может и покаяться.
Чтобы человек понял, кто он, в чём виновен и в чём ему нужно каяться, нужна проповедь, разъяснение уснувшей совести людей того, кем они могли быть и должны, и кем стали.
Человек – творение Божие, и живёт не сам по себе, «что хочу, то и творю», но жизнь дана от Творца, который и спросит за всё. За каждое в жизни мгновенье, за каждый потерянный час, за мысли, слова и движенья ответа потребует с нас.
Христос не раз говорил, что Он пришёл спасти, призвать к покаянию не праведников, но грешников Лук.5:32.
И Апостолы пошли в мир, «возвещая покаяние перед Богом» – Деян.20:21.
Рецепт остался тот же самый и для нас: что же нам делать ныне, впадшим в глубину бед и пороков, преступности и развала, крушения надежд и полыхающей злобы?
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» – Деян.2:38.
Необходимо искренне покаяться и сделать поворот, поворотиться, обратиться от злых дел к делам, достойным покаяния.
«Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» – Откр.2:5.
Что мыслили святые отцы Православной Церкви о покаянии?
«Начало покаяния – осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них...
Ты согрешил? Войди в церковь, покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение грехов... Бог никогда не отвергает искреннего раскаяния, но хотя бы кто дошёл до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, чтобы привести всё в прежнее состояние, потому что покаяние ценится не по продолжению времени, но по душевному расположению.
Так для ниневитян не было нужды во многих днях, чтобы загладить грех свой, но краткого дневного срока было достаточно для заглаживания беззакония их; и разбойник не в течение долгого времени достиг входа в рай, но во столько времени, смыв все грехи всей своей жизни, сколько употребляется его на произнесение одного слова, получил ещё прежде Апостолов награду православия».
«Бог показал, как Он прощает грехи... Согрешили некогда ниневитяне и сделали то же, что и вы теперь делаете. Но посмотрим, что же спасло ниневитян? На язвы свои они возложили пост, и строгий пост, лежание на земле, и одежды из вретища, пепел и слёзы, и вместе с этим переменили и образ жизни.
Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их... Что же это за лекарство?
“И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них и не навёл” – Иона.3:10».
«Не сказал: видел пост, вретище, пепел. Я говорю это не с тем, чтобы отвергать пост – нет, – а для того, чтобы убедить вас делать то, что лучше поста, – воздерживаться от всякого зла» св. Иоанн Златоуст.
«И блудница, приступившая ко Христу, в краткое мгновение времени смыла с себя весь позор; и когда иудеи негодовали, что Христос допустил её к Себе и дозволил ей такую смелость, то Он заградил им уста, а её отпустил, простив ей все грехи и приняв её усердие. Почему так? Потому что она приступила с тёплым расположением, с пламенною душою и горячею верою, и коснулась святых и священных ног Его, распустив волосы, проливая из очей потоки слёз и возливая миро.
На это (на покаяние) не нужно много дней и годов, а нужно только БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЕ, и всё исполнится в один день.
Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так. Этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас, грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их, то Бог ничего больше не требует для оправдания». «Согрешил ты? Войди в церковь и загладь свой грех. Поплачь о грехе своём...
Если плач Петра загладил столь великий грех (отречение от Христа), то как тебе не загладить греха, если будешь плакать? Отречься от своего Господа было преступление не малое, но великое и весьма важное, и однако же слёзы загладили грех. Плачь и ты о грехе своём. Человеколюбивый Господь от тебя хочет не больше труда, а Сам даст великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи слёзы, а Он даст тебе прощение; принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов» Иоанн Златоуст. Том 2, стр. 328; т. 1, стр. 89; том 10, стр. 371; том 1, стр. 542; т.2, стр. 328.
Как Всеведущий, Бог и без покаяния нашего, ещё прежде сотворения начальных пылинок вселенной, знал о каждой нашей мысли, слове и деле. И если у людей вслед за признанием вины часто следует и наказание, то у Бога следует полное прощение.
«Ты всех милуешь, потому что всё можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния» – Прем.11:24.
И как бы далеко человек ни ушёл по тропе заблуждений.
«Он всегда даёт место и время... покаянию в грехах» – Прем.12:10,19.
Покаяние удобно в любое время, но наиболее удобное есть то, когда слышишь, читаешь эти слова, когда Бог касается твоего сердца.
«Ныне, когда услышите голос Божий, не ожесточите сердец ваших» – Евр.3:7-8.
Есть люди, сожжённые в совести своей, они услышат и не поймут, не поверят. Ибо совесть есть тот участок души, через который слышится голос Божий.
За грехи народа Бог всегда, любя, наказывал тех, кто предуставлен был к жизни вечной. И сколько претерпел наш русский народ за последнее столетие, и
«при всём том народ не покаялся» – Сир.48:16;
«...Возгнушались законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда ещё имели свободу, и когда ещё отверсто было им место для покаяния» – 3Езд.9:11.
Посему пока ещё отверста дверь покаяния, пока ещё есть время, пока живы, поспешим, обратимся, покаемся за грехи свои, за грех цареубийства, чтобы загладить грехи.
«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» – Деян.3:19; «итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» – 17:30.
«Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет... проси, грешник, милосердия у Господа... Если ты, грешник, будешь плакать и сокрушаться о своих грехах и с верой умолять Господа, Он оставит тебе беззакония твои, и изольются на тебя щедроты Его, потому что жаждет и желает Он твоего обращения. Слушайте и содрогнитесь: хотя море благости исполнено щедрот, но если человек не принесёт покаяния, он не получит милости в день Суда.
Все рождённые могут достичь покаяния, поэтому кто не может раскаиваться, тому лучше было бы не родиться. О, как велика сила покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор» преподобный Ефрем Сирин.
«Приносящие истинное покаяние не занимаются уже осуждением близких, они занимаются оплакива¬нием своих грехов... Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние» авва Исаия.
«Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной нераскаянным, и решается обратиться от области сатанинской к Богу, Отцу своему» Исаак Сирин.
«Кто льстит согрешающему, обласкивает его, тот только более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает их. Но кто строгими советами обличает и вместе наставляет брата, тот содействует его спасению. «Кого Я люблю, – говорит Господь, – тех обличаю и наказываю» – Откр.3:19.
Так надлежит и священнику Божию не обманывать льстивыми утешениями, но промышлять о спасительных лекарствах.
Не искусен тот врач, который слегка только ощупывает рану, сохраняя заключенный внутри, в глубине яд, он только увеличивает его силу. Надо вскрыть рану, рассечь и, очистив от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть больной плачет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль – он будет благодарен потом, когда почувствует себя здоровым» Киприан Карфагенский.
«Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже если бы кто дошёл до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает всё, чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние. Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд... Нет такого греха, который не изглаждался бы покаянием... Пока ты ещё дышишь, даже в последний день, на самой постели, даже при последнем издыхании, оставляя поприще этой жизни, и тогда покайся...
Через грех диавол низводит нас в геенну, через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное... Блудный сын представляет собой образ падших после Крещения... Мы искуплены драгоценною Кровию.
О чудо! Судия (Христос) ведётся на суд за осуждённых... Покаяние имеет силу только на земле... Покаяние отверзает человеку Небо, вводит в рай, побеждает диавола. Грешен ты? Не отчаивайся. Каждый день согрешаешь, каждый день приноси покаяние... «Я всю жизнь провёл во грехе, если покаюсь, буду ли спасен?» Конечно. «Откуда это видно?»
От человеколюбия Господа твоего, – ...представь себе искру, упавшую в море: может ли она сохраниться или оттуда снова появиться? Что искра в отношении к морю, то и порок в отношении к человеколюбию Божию, да ещё и не то же, а гораздо менее» Иоанн Златоуст.
«Истинное покаяние состоит в следующем: мы должны оставить прежние грехи и ими, как мерзостью, гнушаться: об этих грехах сожалеть, просить милости у Бога, исповедоваться духовнику и всячески беречься других грехов; прощать ближнему согрешение, чтобы нам самим Бог оставил их... проявлять любовь и милость ко всем, чтобы самим получить милость – «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Смирять себя, ибо смиряющий себя вознесётся; никого не осуждать, ни на кого не клеветать; молиться Богу всегда, чтобы не впасть в искушение... Покаяние невозможно без искоренения самолюбия. От истинного богопознания происходит истинное покаяние. Кающийся должен исповедовать все грехи подробно и по одному. Исповедание должно быть смиренным, благоговейным, истинным, с обвинением себя самого, а не другого.
Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповедывал, и исправить свою жизнь. После исповеди пусть исполнит епитимию, назначенную от духовника за грехи... Печать этой тайны: духовник должен в себе хранить грехи, услышанные на исповеди, и не открывать их никому, ни в коих случаях» Тихон Задонский.
«А то что пользы, если без чувств, со скукой или рассеянностию будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся; время, свободное от служб, будем проводить в полусне и бездействии; затем холодно проговорим на духу «грешен», про грехи, о которых спросят, не имея и помышления о том, что главной нашей целью должно быть совершенное исправление жизни...
Что пользы? Это значило бы исполнить обычай, говение, а не говеть во спасение» Феофан Затворник
.