Комментарии на толкование блаж. Феофилакта по 1 Тим. - Евр. 1Тим.1:4 Первое выражение – ищите – говорит о прошении, сильном желании; второе – исследуйте – значит: изучите подлинный смысл Писаний, узнайте их и прекратите всякое исследование.
[И.Л. – Согласно этих слов блаженного Феофилакта: «изучите подлинный смысл Писаний» – его трудно признать православным, хотя труды его за последние десять лет переиздавались многократно и по благословению патриарха. Но у православных так уж принято: постараться достать книгу, может быть, даже прочитать, и благоговейно сохранять на книжной полке. Но претворять в жизнь написанное в них – этого никто не требует и к этому не приучены.
Книги – сами собой, а мы, православные благочестивые христиане, – сами собой. В этих книгах, якобы, ничего нельзя подвергнуть сомнению, сравнивая со Словом Божиим, нельзя ни добавить и ни убавить. Эти все книги, признанные православными и одобренные патриархом или православным цензором, должны восприниматься полностью и быть вне всякого подозрения, как жена кесаря. Святые отцы так не учат.
Они приучали свою паству проверять даже их речи. Кирилл Иерусалимский говорил, чтобы не верили и ему, если слова его не сходятся с Библией. А Иоанн Златоуст решительно говорил: «О чем нет в Библии – о том не рассуждаем». Отношение к православным книгам у православных верующих трепетно боязливое, потому что там стоят мысли святых людей.
Но у святых людей не всегда мысли были согласны с Библией, и в этих случаях никаких авторитетов не нужно бояться. То, что прочитанное согласно с Библией, но не согласно с нашей жизнью, нужно немедленно вводить в нашу жизнь, совершенно отбрасывая общепринятое неверное мнение, неверное научение, несогласное с Писанием. Поэтому, чтобы не заблудиться, изучите подлинный смысл Писаний.
«Веруем, что Божественное и Священное Писание внушено Богом: потому мы должны верить ему беспрекословно» Послание Восточных патриархов. «Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом. Но с размышлением вникай в каждое слово, и когда какие слова заставят тебя углубиться в себя, или вызовут сокрушение, или исполнят сердце твое духовной радостью или любовью – остановись на них. Это Бог приблизился к тебе.
Смиренно прими Его открытым сердцем, так как Он Сам хочет, чтобы ты приобщился Его. Если ради этого придется тебе оставить неисполненным то, что положено было для этой духовной цели, не беспокойся об этом. Ибо цель всех духовных занятий – сподобиться вкушения Бога. И когда это дано, нечего останавливаться на средствах к нему.
И когда размышляешь о чем-нибудь Божественном, особенно о страданиях Христа Господа, остановись на том, от чего придешь в умиление, и побольше займи этим свое внимание, чтобы продлилось это святое чувство. Однако и большим препятствием к сохранению внутреннего мира является... непреложное обязательство прочитывать в день определенное число кафизм из Псалтири, глав из Евангелия и апостольских посланий.
Положившие себе это за правило обычно спешат прочитать все, не заботясь о том, приходит ли сердце в умиление от прочитанного и порождаются ли в уме какие-либо духовные мысли и созерцания. А если не удастся им все прочитать, тревожатся и смущаются не о том, что лишились духовных плодов от чтения для созидания внутреннего своего человека, а что не все прочитано»; «Когда занимаешься чтением Слова Божия, представляй, что за каждым словом присутствует Бог, и принимай их, как бы исходящими из Его Божественных уст» прп. Никодим Святогорец.
«Желающие получить какой-либо плод от того, что прочитывается (в Священном Писании), не должны оставлять без внимания ни одного слова. Поэтому-то и заповедано нам изучать Писание, что многое, с первого взгляда показавшееся простым, заключает в себе глубокий смысл»; «Источник света – слово Божие. Будучи исполнено света и источая свет, оно просвещает и озаряет души верных» свт. Иоанн Златоуст. ]
1Тим.1:13 Он видел, что проповедь распространяется, и, наконец, его побуждала к этому ревность по законе, а иудеи делали всё из властолюбия.
[И.Л. – Стоит почитать выступления делегатов православных конгрессов, форумов не на выбор, и не найдешь этих слов в отчетах: проповедь распространяется. Эти слова могут сказать сектанты, заполонившие Россию, любые, самые экзотические, – они идут от дома к дому, от селения к селению, и их проповедь распространяется.
Пока православное учение не будет распространяться в чистом виде по Евангелию, в представлении людей православие будет казаться тьмой суеверий, а Библия позабытой и заброшенной книгой.
Святитель Феофан Затворник говорит: «Горе вам... что затворяете Царство Небесное человекам» (Мф. 23:13). Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути, и священников не заставляют это делать; сказано священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь объяснять им, что нужно для спасения души.
От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет правильно; другая хоть и замечает, что у нее не так идет дело, но не идет, куда следует, потому что не знает, как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе... от этого легко находит доступ к нему и всякое злое учение.
Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уж разрастается и выходит наружу. Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом своей совести должен считать – совершенствовать взрослых в познании христианской веры, а юное поколение готовить с первых сознательных лет, объясняя им то, что им нужно и можно знать, когда и как будет удобней»].
1Тим.2:7 К этому свидетельству я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нем, то есть о кресте и смерти Христа.
[И.Л. – «Я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нем, то есть о кресте и смерти Христа». Читая эти строки болгарского архиепископа, толкователя Священного Писания, мысленно перенесемся в первый век. Представим себе, что сегодняшних православных архиереев и священников направили на преддипломную практику к вселенскому проповеднику Апостолу Павлу сроком на три года.
Отцы, преосвященные, что бы вы взяли с собой, имея опыт алтарного служения, прислуживания на богослужениях и даже имея сан? Потребовалось бы всё это вам в первом, во втором или третьем путешествии с Апостолом Павлом? В поездке с патриархом или архиереем всё это потребовалось бы, потому что к патриарху вы приставлены были бы не проповедниками. Все архипастыри и пастыри – это не простолюдины и простецы, а руководители, лидеры в своем обществе, на своей территории.
Каждый лидер должен обладать минимум шестью качествами (воображение, знание, умение, решительность, беспощадность к разгильдяйству, привлекательность). Итак, вообразите, еще раз перечитав Деяния Апостолов и послания Павла, как вы будете выглядеть со всем своим багажом перед ним.
Апостол Павел о смысле своей деятельности скажет вам словами Феофилакта: «Я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нем, то есть о кресте и смерти Христа». Эти же слова придется говорить каждому священнику, каждому архипастырю, когда они вернутся после трехлетней апостольской командировки. Ваши преподобия, ваши преосвященства, напрягите ваше воображение, посмотрите на себя и свою деятельность глазами Феофилакта, мышлением Феофилакта – не окажетесь ли вы людьми совершенно иной веры, не имеющей ничего общего с апостольской, заповеданной Христом?
Вас сегодня так научили, и вы сегодня так усвоили, что вы приставлены быть служителями алтаря, а не служителями слова. Служителями литургии, но не служителями проповеди. Служителями треб, но не служителями благовестия. Апостол Павел не нуждался ни в каких софринских предприятиях, ни в безбожной регистрации за множество уступок в духовной свободе, ни в одобрении мирских властей, ни, тем более, в том, чтобы свою религию сделать господствующей в государстве.
Он чётко и ясно выражает свою мысль: «Я приставлен проповедником, чтобы проповедовать о нем, то есть о кресте и смерти Христа. И поставлен не просто проповедником, чтобы проповедовать в одном каком месте, но и Апостолом, чтобы обходить всюду с проповедью».
Если мы сегодня не вынесем сами себе приговор, что мы совершенно чужды евангельской веры и под разными увертками пренебрегаем шествовать за Христом и за Апостолом Павлом и не вернемся к евангельскому служению, то участь наша будет далеко не такая как у Апостола Павла.
Фил.1:27 – «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую». 2Тим.4:8 – «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».
«Уста Христовы словом воскрешали мертвых: дочь Иаирову, сына вдовицы, четверодневного Лазаря, которые были мертвы телом. Проповедующий же слово Божие и учащий покаянию воскрешает души, умершие грехами. Святой Григорий Двоеслов рассуждает об этом так: «Проповедь слова Божия действует с большей силой, чем молитва, ибо большее чудо – обратить грешного на путь покаяния словом учения, чем воскресить мертвого.
При воскрешении мертвеца восстает плоть, которая снова умирает, а в воскресении грешника восстает душа и живет вечно. Если хочешь убедиться на деле, что сказанное – истина, смотри: воскресил Бог Лазаря телесно, а что творил Лазарь по воскресении своем, Писание об этом умолчало; воскресил Бог душу в Павле – и что сотворила душа Павла? Своим учением он пробудил многие силы» свт. Димитрий Ростовский.]
1Тим.3:5 Но ныне, увы! Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!
[И.Л. – Признав себя творением Божиим, признав над собою владычество Господне и признав истинность всего, написанного в Библии, человек должен заняться разрешением самого главного и трудного вопроса: как ему спастись, как не погибнуть для вечности, – и, уверовав во Христа, приложить все силы, чтобы исполнить волю Божию о себе, исполниться Духом Святым и радостью служения Ему.
И если Господь положит на сердце, что ты должен служить Ему пастырем, и, тем более, архипастырем, то как ты должен к этому готовиться, познавая волю Божию ежечасно. Епископов называют ангелами церкви, и святые отцы учат обращаться к ним как к источнику мудрости, как к Самому Христу. Какую ответственность это накладывает на них! Как же могло случиться, что они превратились в диких зверей?
Деян.20:29 – «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада». Иоанн Златоуст, бесстрашный в обличении властей и церковного священноначалия признавался, что никого не боится так, как епископов. Но они-то сами разве не видели себя, разве не имели перед собой Священного Писания, чтобы сравнивать свою деятельность с написанным в нем? Как мало тех из них, кто вопиял вместе с блаженным Феофилактом: «Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели!
Помилуй нас, Господи!» И у каждого епископа – свой штат, свои защитники (лизоблюды и прихлебатели). И все искали епископского благосклонного взгляда, кидались ему под благословение и считали это за великое счастье и милость Божию. Разве это не говорит о полной слепоте окружения епископа?
Если бы паства была под водительством Духа Святого, то неужели никто не сказал бы епископу о той смертельной опасности, в которой пребывает его душа? И тогда, быть может, обличаемые своими овцами, они могли бы пасть и принести всенародное покаяние перед Богом, говоря: «Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!»
Прошли времена лютых гонений, но они могут начаться, быть может, сегодня же. Бог дает передышку своему воинству. Во времена гонений, как говорят святые отцы и правила карфагенского собора и Григория Неокесарийского, многие погрешали против своей совести и нанимали вместо себя язычников принести жертву, чтобы попасть в списки благонадежных граждан государства.
И все эти отступления церковь решительно осуждает. Тем более, сотрудничество с властями, поставление в епископы при содействии властей, уполномоченных по религиозным культам и органов госбезопасности.
На этом страхе и лжи пытались сохранить структуру управления церковью, «спасти» ее. И это оправдывалось и продолжает оправдываться сегодня, в мирное время, что, якобы, сергиевская декларация не является каким-то политическим документом – как говорит сегодня патриарх.
Когда случались подобные падения епископов, патриархов, пап в первые века христианства, если они приходили в чувство и раскаивались, как святой папа Маркеллин, то они давали завещание церкви не хоронить их, а отдать на съедение псам (7 июля). Они открыто обличали тиранов, становились мучениками, делаясь образцом для всех последующих епископов-отступников, которые кадили фимиамом, восхваляли сатанинский режим.
Они дали пример всем будущим отступникам, чтобы те могли, осознав свое предательство, тотчас сложить с себя сан и в слезах вопиять: «Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!» Правила вселенских, поместных соборов и святых отцов отлучают от церкви всех, кто молится с еретиками. Эти правила являются инструкцией по отношению ко всем ересям, экуменизму и Всемирному Совету Церквей (предтече церкви Антихриста).
А называющие себя православными епископы во главе с патриархом участвуют в экуменических молениях, в этом диавольском шабаше нечистой силы, давая пример своим пасомым. «Куда мы – епископы – упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!» Григорий Богослов пишет епископам: «Вы, приносящие бескровные жертвы, достославные приставники душ, Вы, которые восседаете на знаменитых престолах, превознесены, а в делах внутреннего благочестия не отличаетесь от прочих, говорите с важностью о том, что делаете слишком легкомысленно.
Было время, что сие великое тело Христово было народом совершенным, а что ныне – смешно то видеть. Всем отверст вход в незапертую дверь (т.е. к сану епископа)... Приходите сюда, утучневшие, винопийцы, одевающиеся пышно, обидчики, снедающие народ, льстецы перед сильными, двоедушные, рабы переменчивого времени, – приходите смело: для всех готов широкий престол. Все толпитесь около Божественной трапезы, и теснясь и тесня других...
Кто смотрит на вас, тот пойдет противоположной стезей. И это единсвенная польза от вашей испорченности». Свт. Иоанн Златоуст: «...что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога... Ныне грехами страдают начальники Церкви... Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями.
Это бесчиние получило некоторый законный вид и особенно распространяется: если кто согрешил и обвиняется, то такой старается не о том, чтобы доказать свою невинность, а о том, чтобы найти сообщников для своих преступлений».
Симеон Новый Богослов: «Из епископов есть многие из немногих, которые высоки и смиренны худым и противным смирением, которые гоняются за славой человеческой, преозносятся над всеми внизу сидящими... Незванно входят внуть Христова святилища.
Вступают без хитона благодати Духа Святого, который они никоим образом не восприяли. Входя же, они показывают себя близкими Христу лицами. Дерзко и смонадеянно они прикасаются к Божественным Тайнам». «Кто вручит власть человеку вредному для Церкви, тот будет виновен в дерзких его поступках...
Как для избранных не довольно сказать в свое оправдание: я не сам вызвался, я не предвидел и потому не уклонился; так и избирающим нисколько не может помочь то, если они скажут, что не знали избранного; но поэтому самому вина и становится большею, что они приняли того, кого не знали, и кажущееся оправдание служит к увеличению осуждения»;
«Священник должен быть не только чист, но и весьма благоразумен и опытен во многом, знать всё житейское не менее обращающихся в мире, и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах... должен быть многосторонним; говорю – многосторонним, но не лукавым, не льстецом, не лицемером, но исполненным великой свободы и смелости и однако умеющим и уступать с пользой, когда потребует этого положение дел, быть кротким и вместе строгим. Нельзя со всеми подвластными обращаться одинаковым образом»;
«Отчего происходят такие смятения в церквах? Я думаю, ни от чего иного, как от того, что избрание и назначение предстоятелей совершается без разбора и как случится. Голова должна быть крепкой... а когда она сама по себе слаба и не может отклонять болезненных влияний, то и сама делается еще слабее и вместе с собой губит всё тело» Иоанн Златоуст.]
1Тим.4:14 Здесь Апостол говорит о даре учительства, который получил избранный епископ.
[И.Л. – Святитель Тихон Задонский говорит так: «Пастыри должны тщательно поучать людей, порученных им, как их увещевает святой Петр: «пасите Божие стадо» (1Пет.5:2). Пасется же Божие стадо Словом Божиим и Его Святыми тайнами. И Павел святой к тому же их побуждает: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).
И снова написал Тимофею, и в его лице к святому пастырю: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2). Ибо пастыри вступили в должность апостольскую и непременно должны им следовать. Те по всей вселенной проповедовали слово Божие, а пастыри каждый на своих местах должны это духовное сокровище открывать людям. Ибо погрешают пастыри, которые забывают этот долг».
«Немалый ущерб готовит себе пастырь, который спит вне овчего двора, потому что сон пастырей – радость волкам» прп. Ефрем Сирин.]
1Тим.5:17 Слова же Апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось.
[И.Л. – Не случайно в русском народе есть поговорока: «Попа узнаешь и в рогожке». Т.е. поведение и речь выдают человека, хотя бы он был одет и не по форме. У военных – это походка и выправка. У священников – особый, присущий только им снобизм всезнания. Знание – это действительно хорошее дело. Но священник – это не энциклопедия знания, он должен быть рупором Божиим. Пастыри сумели так приучить свою паству, что к ним обращаются как к конечной инстанции, как к Самому Господу Богу.
«Слова же Апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось». Ос.4:6 – «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». Перед тем как рукополагать в диаконы и в пресвитеры, на эту ответственнейшую должность, особая комиссия из опытных проповедников, хорошо знающих Писание, должна проверять избранных народом из своей среды на глубокое знание Священного Писания.
И всякий ответ пастырей в дальнейшем, данный не по Писанию, и, Боже упаси, вопреки Писания, должен рассматриваться как тяжкое преступление против Бога и против своих пасомых. И если это случилось трижды, должна быть наложена на пастыря епитимия, запрещающая его в служении, доколе он не будет хорошо знать Писание. Мал.2:7 – «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа». Ис.8:20 – «[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». «Слова же Апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось».]
2Тим.1:8 Нет, не то; но или говорит: спострадай мне ради благовестия, или благовестием называет всех проповедников Евангелия и строителей тайн, как и в Послании к Коринфянам (2Кор.9:12).
[И.Л. – Удивительный архиепископ Болгарский! По сегодняшним меркам в нем нет ничего православного. Он не только ничего не «приплетает» к текстам из Библии, но в его выражениях буквально перехлестывает в сравнениях о проповеди и о Евангелии в сторону восторженного возвышения дела проповеди. Благовестием называет всех проповедников Евангелия. Человек должен не только читать Евангелие, проповедовать Евангелие, но и сам должен быть живым Евангелием, благой вестью.
Фил.1:21 – «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». 1Кор.2:2 – «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Какой высокой наградой венчает Феофилакт всех проповедников о распятом и воскресшем Мессии. Благовестием называет всех проповедников Евангелия.
Кто из православных может претендовать сегодня на это звание? Какой священник «потянет» на этот титул? Какой архиерей к своим наградам может добавить это прозвище, чтобы его назвали Евангелием, благовестием? Какой патриарх может сказать открыто, честно, стоя перед любым святым проповедником прошлых веков и заявить о себе, что Бог ему даровал это звание? Благовестием называет всех проповедников Евангелия.]
2Тим.2:2 Поэтому учителю необходимо иметь два качества: быть верным и учительным.
[И.Л. – Святитель Тихон Задонский говорит: «Поучать нужно о самых важных для спасения потребностях – коротко, ясно, просто и понятно простому народу. При каждом учении должно быть краткое нравоучение на ту же тему. Учение нужно подтверждать Священным Писанием и толкованием святых и богоносных отцов и учителей церковных, пояснять образами и историями, примерами и доказательствами... Высоких богословских вещей можно касаться, если случайно возникнет необходимость, и то со всякой осторожностью. Везде нужно иметь предосторожность и крайне беречься от преткновения и соблазна».
Чтобы понять, что сегодняшние пастыри не знают Писание и не знают толкование блаженного Феофилакта, побеседуйте с ними в присутствии человека, знающего и то и другое. Вы в этом убедитесь в течение одного часа. Перед каждой проповедью, перед каждой беседой каждый христианин и, тем более, священник, должен просить Бога в молитве о том, чтобы «слово мое было из свидетельств Писания».
Поэтому учителю необходимо иметь два качества: быть верным и учительным. Верным Богу и Его слову, выраженному в Священном Писании, а не вымыслам человеческим. Господь говорит: “Пастыри отпали от Меня” – Иер. 2:8, “пастыри сдела¬лись бессмысленны” (10:21), “множество пастырей испортили виноградник” (12:10).
А они хвалятся ризами, дипломами, митрами. И видели бедственнейшее положение этих пастырей только отдельные люди, как Сера¬фим Саровский, молившийся о них (Наст. кн. св. том 3 стр. 601): «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли рус¬ской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их... и сказал Господь, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».]
2Тим.2:15 Везде с большим старанием Апостол говорит о стыде, потому что для большинства служили стыдом как крест Христов, проповедь о Нем, будто бы невежественная, так и сами Апостолы, как люди простые и всё терпевшие.
2Тим.3:15 Ибо кто знает Писание как следует, тот никогда не будет совращен. ...Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.
[И.Л. – Все секты сегодня питаются, подпитываются теми, кто еще утром считался православным. Католики открывают в России новые епархии из недавно состоящих, из бывших православных. Оказавшись за границей, сколь многие из православных совратились в иноверие! И всё это от того, что люди не знали Писание. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа.
Нет ничего выше, яснее, прекраснее, тверже православной веры, которая основана на Евангелии. И такое сокровище священники скрыли от народа, сделав народ легко уловимым любым хищным зверем. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен.]
2Тим.3:16 Указав много способов утешения Тимофею, теперь Апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще.
Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны... И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания. Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда. Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.
[И.Л. – Нужно ли давать комментарии на этот стих и на эти комментарии, с надеждой сказать более, чем Апостол Павел и блаженный Феофилакт? Умоляем Христом, истинным Богом, прочтите, что они говорят только в этом стихе о Библии и полюбите Библию.]
2Тим.3:17 Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, то есть совершенным, здравым и всегда во всем равным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных – ибо это свойственно неровному душевному настроению, – то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, Апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным.
[И.Л. – О роли Священного Писания в христианской жизни и православном вероучении свт. Кирилл Иерусалимский говорит так в «Огласительных беседах»: «Никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания.
Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями» (О Святом Духе); «Веру же, как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием... Теперь пока от настоящего чтения начертай в памяти истины веры, а в свое время на каждую из них извлеки доказательство из Божественного Писания, ибо истины веры не так составлены, как бы хотелось людям, но приличнейшие места, будучи собраны из всего Священного Писания, составляют учение веры.
И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей, так и эти истины веры в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и Новом» (Огласительное поучение пятое); «Неужели Христос напрасно вочеловечился? Неужели учение наше есть вымысел и мудрование человеческое? Не Божественное ли Писание есть спасение наше? Не пророческие ли предсказанья? Итак, храни верно сей залог, чтобы никто не поколебал тебя» (Огласительное поучение двенадцатое).]
2Тим.4:2 О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать. Проповедуй непрестанно, говори неутомимо, не однажды, а всегда. Пусть не будет для тебя определенного времени, но – во время, то есть во время мира, спокойствия и пребывания в церкви, и – не во время, то есть в опасностях и вне церкви, говори и проповедуй. Во время и не во время сказал Апостол в том же смысле, в каком говорится это в обычной речи. Благовремением для проповеди почитают время мирное и спокойное, а безвремением для нее – время бедствий. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви. ...После того, как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему, то есть наложи епитимию и наказание.
[И.Л. – Апостол Павел заботился о «церковных кадрах» и был для Тимофея, рожденного им проповедью, истинным духовником. Все свои послания к Тимофею он наполнял увещаниями, чтобы тот проповедовал день и ночь в любом месте. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви. Вы, сегодняшние пастыри и архипастыри!
Вы называете себя православными и перед народом выказываете себя как бы особо набожными, потому что вы являетесь служителями алтаря. Примените эти слова вселенского учителя лично к себе, представляя, что вы друзья Тимофея и вместе с ним сопутствуете Апостолу Павлу. Если будете это исполнять, то какие вы будете блаженные, и мы – вместе с вами. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной – вне церкви.]
2Тим.4:5 Следовательно, дело благовестника – страдать и от себя, и от посторонних. Таким образом, тогда исполняется служение, когда кто страдает.
[И.Л. – Когда совершается брак, то священники, согласно установлений, возлагают на брачующихся венцы. При этом венцы должны возлагаться только на тех, кто сохранил своё девство, непорочность. Это венцы за победу над врагом на блудном поприще. Они одновременно означают, что возлагается как бы терновый венец, подобный венцу нашего Господа, потому что в семейной жизни будет много скорбей и печали. И сочетающихся браком ждут как бы бури, как корабль, который выходит в бурное море семейной жизни, покинув тихую пристань девства.
1Кор.7:28 – «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Святой Иоанн Златоуст в своих шести словах о священстве подробно говорит о великих опасностях и скорбях, которые поджидают духовного пастыря – священнослужителя. Сегодня придумали церковные награды и награждают красивыми блестящими митрами, объясняя, что они прообразуют терновый венец Христа.
И если священники так вожделеют этой награды, т.е. этого тернового венца, достойного всяких наград в вечности, то они должны помнить слова блаженного Феофилакта, что этой награды, этого венца, т.е. митры, легче всего достигнуть через проповедь обличающую, запрещающую, питающую. За такие проповеди тебя обязательно будут гнать, и ты будешь на грани мученичества, даже в мирное время. «Следовательно, дело благовестника – страдать и от себя, и от посторонних.
Таким образом, тогда исполняется служение, когда кто страдает». Через проповедь, приносящую страдания, пастырь действительно сочетается с вечным Женихом – Христом, и получит нетленный венец, даруемый Женихом Своей Невесте за ее верность. Святитель Феофан Затворник говорит: ««Всякого, кто исповедает меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32).
Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых; что Он послал Духа Святого на святых апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры.
Так возьми эти истины, запечатлей их в сердце своем и будь готов, не боясь никакого человеческого лица, заявить, что так, а не иначе нужно веровать, чтобы спастись, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины – и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник».
«Знаете ли вы, возлюбленные братья, за что хотят погубить меня? За то, что я не приказывал стлать перед собой богатые ковры, что никогда не хотел я одеваться в золотую и шелковую одежду, что я не унизился до того, чтобы удовлетворять жадность этих людей, и не держал стола, открытого для них.
Племя аспида всегда господствует, осталось потомство у Иезавели, но и благодать подвизается с Илиею. Иродиада также здесь, Иродиада всё еще пляшет, требуя головы Иоанна, и ей отдадут голову Иоанна, потому что она пляшет»; «Христос со мною! Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих – посох, на который я опираюсь. Вот где мое прибежище, вот мирная пристань души моей. Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира... всё это для меня не более паутины» свт. Иоанн Златоуст.]
2Тим.4:11 Ибо и в узах он не переставал проповедовать. Следовательно, и Тимофея он призывал не для себя, но для благовествования, чтобы между верующими не произошло никакого смятения по случаю его смерти; когда многие из его учеников будут присутствовать при этом, они будут сдерживать смятение и утешать тех, которые не легко перенесут его кончину.
[И.Л. – Перечисляя события Ветхого Завета, вселенский учитель Апостол Павел поясняет нам, что знать про происходившее ранее необходимо не для расширения нашего кругозора, не для сдачи экзаменов в духовном учебном заведении, но, в первую очередь, для того, чтобы извлечь правильные выводы, применяя всё, прежде бывшее, к себе, на сегодняшний день. Речь идет о том, что если кто не изучает историю и не накладывает ее на нынешнее время, применительно к своей душе, тот обязательно повторит те же самые ошибки, что и наши погибшие предшественники. Вот главная цель изучения истории.
1Кор.10:6 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы». 1Кор.10:11 – «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». И сегодня очень часто патриарх вызывает архиереев к себе. Для чего? Чем можно оправдать эти расходы на самолеты, на поездки, на гостиницы? Только проповедью, а всё остальное должно стоять далеко позади этой цели. И в командировочной должно стоять, что патриарх вызывает «не для себя, но для благовествования».
Для благовестия не в храмах, а там, где сегодня проповедуют сектанты и еретики – повсюду: в домах культуры и на стадионах. Широко известные сектантские проповедники выходят в людные места со своими помощниками, которых иногда насчитывается несколько сот человек. После того как сказана основная проповедь популярным проповедником, помощники начинают трудиться индивидуально с теми, кто решил примириться со Христом и изменить свою жизнь. Во времена гражданской войны выходцы из народа, вчерашние простые солдаты повели в бой дивизии и побили хваленых генералов из генерального штаба.
На первых порах высокообразованные православные архиереи и священники вряд ли всегда смогут одерживать победу над сектантскими суемудриями своих и заморских эмиссаров. Но патриарх должен найти высокодуховных вдохновенных проповедников среди архиереев и священников и вызвать их к себе на собеседование, сказав: «Я вас вызвал не для богослужений, не для торжественного собрания, не на тезоименитство, не на перенесение мощей, не на открытие храмов и не на крестные ходы – не для себя, но для благовествования».
Это же самое должен повторить архиерей своим священникам, слово в слово, буква в букву. И это же самое должны повторить священники своей пастве, а пасомые друг другу. Иоанн Златоуст говорит, что он один ничего не успеет, если паства не понесет его слова в народ.]
2Тим.4:15 То есть войну ведет и противодействует благовестию Евангелия.
[И.Л. – Противодействие проповеди есть самая настоящая вражда, война против Бога. И какой бы сан ни носил человек, вплоть до патриарха и папы, но если он противодействует благовестию Евангелия, он этим показывает, что он не рожден свыше, и благодать Духа Святого не коснулась его. Если при гласе пророков всё должно было замирать – и небо и земля, то какое горе ждет тех, кто противодействует благовестию Евангелия.