Комментарии на толкование блаж. Феофилакта по Иак. - 1Кор. Иак.1:19 Посему, относительно изучения Божественных предметов Апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, – медленность.
[И.Л. – В любом деле человек должен заботиться о его окончании, и поэтому должен поспешать. Но так как спасение души есть самое наиглавнейшее дело нашей жизни, то и поспешать к нему следует более всего. Евр.3:15 – «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Поэтому, как только представилась возможность услышать слово Евангелия, отложи все дела и склонись как Мария у ног Иисуса, избрав благую часть.
Относительно изучения Божественных предметов Апостол заповедует скорость. То есть не откладывать ни на день, ни на час, но в продолжении всей жизни нужно учиться любое дело делать как можно быстрее, поспешая окончить его. В деле же исследования Священного Писания и на молитве – никогда не спешить. Мы спешили навстречу к Иисусу, теперь мы склонились перед Ним, и спешить нам теперь уже некуда. Мы молимся Ему, говорим Ему, Он слушает нас. Когда мы читаем Слово Божие медленно, вникая в таинственный смысл Писания, то мы слушаем Его, это Он Сам говорит нам.]
Иак.1:22-23 Усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, а именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как и смотревшийся в зеркало: ему следовало воспользоваться виденным, а он, как и тот, не воспользовался.
И фарисеи были слушателями, но так как они не были исполнителями, то и не блаженны они – значит обманывающие самих себя, ни во что ставящие собственное свое спасение.
Иак.1:24-25 Апостол сказал «кто приникнет», а не «войдет», ибо духовный закон, везде имея преимущество и величие, умеет привлекать и самым кратким чтением его.
[И.Л. – Что имеет ввиду блаженный Феофилакт под кратким чтением? По всей вероятности, никак не менее одного стиха Библии. Но чтобы уметь пользоваться столь малым по объему материалом, нужно знать всю Библию. Чтение Священного Писания должно ежедневно занимать никак не меньше нескольких глав. Желательно читать Ветхий и Новый Завет и Псалтирь на русском языке.
Опыт чтения Писания хорошо известен сектантам и совершенно незнаком православным. Среди баптистов мне приходилось не раз встречать людей, которые прочитали Библию уже несколько десятков раз. Среди православных это исключительное и почти невозможное явление, а ведь нам, православным, еще нужно знать и толкование не самоизмышленное, жития святых, каноны церкви. Но чтение Библии должно быть ежедневное: «не сяду обедать, пока не прочту».]
Иак.1:27 Итак, если хочешь быть благочестивым, обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания ближнему.
[И.Л. – Исполнение закона должно быть во всём, а не в том только, чтобы держать в руках Библию и хорошо знать ее содержание. Бог так установил и устроил, что Он есть единое с Церковью, и Он есть Глава ее, а она – тело Его. И в первые же минуты, когда душа услышит весть о Христе и Дух Божий услышит ее, она должна заботиться об исполнении закона Божия, а закон Божий гласит, что вне Церкви нет спасения.
И когда протестанты, сектанты и все еретики, находящиеся вне Церкви Христовой абсолютно правильно преподают о покаянии, о принятии Христа верою, о жизни в Боге, но не приводят людей в Церковь, созданную Христом, они в таком случае поступают не по закону Христову, а только согласуются со своими человеческими мыслями и доводами. Христос никогда не говорил, что Он создаст вторую церковь из-за того, что первая полностью пала и разложилась, что нужно создать новую, протестантскую. Обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона.]
Иак.2:17-19 Итак, Божественные Апостолы не разноречат друг другу, но, принимая слова в различных значениях, каждый употребляет оные в своем значении, где нужно.
Иак.3:13-16 Люди, любящие начальствовать и хвалящиеся мудростью мира сего, проповедовали наперекор православным учителям, завидуя им и примешивая человеческое к Божественному, чтобы привлечь к себе слушателей новизной учения, отчего и ереси произошли.
[И.Л. – Эта заметка блаженного Феофилакта сегодня более всего касается православных священников и архиереев, и всех православных.]
Иак.4:1 Апостол показывает, что хотя упомянутые люди присваивают себе звание учителей, однако они совершенно плотские.
[И.Л. – И эта заметка святителя непременно заденет тех, кто не ставит Библию на первое место и не живет по ней. А таковых более всего и есть в православии. Даже после окончания семинарии и академии, в диспуте с не очень опытным сектантом, в течение одного часа они проигрывают по всем позициям. Чтобы кого-то учить, и притом по Слову Божию, нужно знать Библию, какое место каким растолковывается, и не бояться рассматривать свою веру самокритично.]
Иак.4:4 Выше Апостол лишь слегка обличил некоторых ложных мудрецов, искажающих Божественное Писание, и по своей воле в превратном виде употребляющих оное, чтобы иметь повод к своей сладострастной жизни, а это есть не другое какое-нибудь зло, но вид гордости. Теперь же он выступает против них строже и, как бы вопреки своей кротости, употребляет слова укоризненные, называя таких людей прелюбодеями и прелюбодейцами, и делает почти такие обличения...
[И.Л. – Чего бы ни коснулся в современной жизни православия, начиная от порога и до алтаря, – почти ничего нельзя доказать на основании Слова Божия. Почти всё это – плод праздного ума и позднейшей выдумки.]
Иак.4:5-6 Апостол как бы так говорит: «Я собственными словами убеждал вас пользоваться своей мудростью правильно и неосужденно, чтобы вы по гордости не злоупотребляли ею, не подделывали и не извращали истинного учения... Поэтому, если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом и получите благодать через возвышение от Него.
[И.Л. – В Библии известно около пятисот имен Божиих, и все они чудны и сладостны, и выше всех имен Божиих только Библия. Пс.137:2 – «Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». Если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом. Отсюда легко заключить, что кто непокорен Писанию, тот непокорен и Богу, и не смиряется перед Ним, заповедавшим нести святое благовестие всему миру.
Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Кто хочет только стоять в храме и не благовествовать миру о жертве Христовой, тот напрасно молится, молитвы его Бог не услышит. Прит.28:9 – «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость». Если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом.]
Иак.5:19-20 Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним, ибо всякий, возвещающий слова Божии, бывает устами Божиими.
[И.Л. – Быть глашатаем царских законов – какая великая честь! Но быть устами Божьими – кто из смертных может помыслить об этом? Иер.15:19 – «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним». Ибо всякий, возвещающий слова Божии, бывает устами Божиими.]
1Пет.1:10 Посему, когда и мы возвещаем вам это, вы не пренебрегайте, и благовестие наше не оставляйте тщетным. Такой урок из предведения пророков!
[И.Л. – Предпринятый нами труд по изданию Нового Завета по лучшим толкованиям святых отцов с небольшими нашими комментариями на места толкования касающиеся проповеди – это дело весьма непростое и небезопасное. Мы заранее знаем, как патриоты православия будут поносить нас и обклеивать различными ярлыками: «сектанты», «баптисты», «псевдоправославные», «раскольники», «самочинники». Бог даст сил, мы всё это перетерпим. Но, дорогие наши читатели, православные и неправославные, не судите наши намерения – с какой целью мы издаем эти книги.
Наши читатели, мы не знаем вас, но мы любим вас, но более всего вас любит Господь, и очень сильно любили и любят вас святые мужи веры, истолковавшие Священное Писание.
Мы хотим, чтобы эта любовь была вам открыта и понятна, чтобы и мы и вы спаслись, и в вечности все были со Христом. Никакой иной цели издания этого трехтомника у нас не было: ни опорочить праведных, ни возвысить грешных, ни показать себя. «Посему, когда и мы возвещаем вам это, вы не пренебрегайте, и благовестие наше не оставляйте тщетным».]
1Пет.1:22-25 Показав малоценность славы нашей, Апостол снова возвращается к объяснению того, что же именно возродило их словом Божиим, живым и пребывающим вовек, и говорит: это есть то слово, которое вам проповедано... Ибо всякое мнение человеческое скоро прекращается, а слово Божие не так, оно имеет вечное пребывание.
[И.Л. – Мнением человеческим может быть всё, кроме Библии. Беседовать о спасении с православными невозможно по Библии, ибо у них всё построено на человеческих мнениях. Доколе не будет установлен авторитет Библии, ни о каком спасении речи не может и быть.
Строящий на временном фундаменте может иметь временный успех. «Ибо всякое мнение человеческое скоро прекращается, а слово Божие не так, оно имеет вечное пребывание».]
1Пет.2:1-6 Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие – Лк.18:16), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова – Еф.4:13. Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение.
[И.Л. – Если бы Феофилакт был среди нас, смог бы он сказать эти слова?]
1Пет.2:7-8 Они претыкаются о слово Евангелия, на что они и положены.
[И.Л. – Когда читаешь сегодня в прессе о том, как архиереи предпринимают усилия о возрождении духовности через крестные ходы вокруг границ государства, к чудотворным иконам, к иорданям на реке, устанавливают поклонные кресты и многое другое – всё это действительно имеет вид религиозности, и людям мира сего эти представления, красочные и необычные, очень нравятся. О них снимают фильмы, пишут, фотографируют. Остается неотвеченным один вопрос: какое отношение это имеет к Богу, к Священному Писанию, – все эти ёлки, светящиеся кресты, украшения и позолота – какое это отношение имеет к Священному Писанию? Они претыкаются о слово Евангелия.
Повторяю, создана совершенно новая религия, не имеющая никакого отношения к Апостолам и не имеющая никакого подтверждения Священным Писанием; а всё, что не по Священному Писанию, – не от Бога. Они претыкаются о слово Евангелия.]
1Пет.3:19-20 Апостол подтверждает непокорность из Писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они, по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге.
[И.Л. – То, что здесь говорится в комментариях относительно проповеди, о том, что сегодняшнее православие совершенно не сверяется в своей жизни ни с книгой Деяний Апостолов, ни с толкованиями святых отцов, и мы подтверждаем на основании всего Священного Писания.
Оставив которое, 1Пет.2:8 – «они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены». Мы это доказываем и подтверждаем непокорность современного священства, и Апостол подтверждает их непокорность из Писания.]
1Пет.4:6 – Посему мы говорим: так как перед этим Апостол сказал: Имеющему судить живых и мертвых, – а на это могли возразить: где же судятся живые, и где мертвые, – то он и подтверждает это сказанным выше, тем, что Он и находящимся в темнице духам проповедал, и что проповедь эта была в суде, то есть в осуждение... Одни, добрые, с усердием приняли Его учение, а другие, злые, отказались от истины и сами сомкнули себе глаза от нее.
[И.Л. – В земной жизни Своей Господь учил, наставлял и обличал, и всегда ссылался, доказывая Свою правоту, на Священное Писание. Апостольские ученики авторитет Слова Божия держали выше всего, и этим авторитетом Писания разрешались споры и на соборах. «Одни, добрые, с усердием приняли Его учение, а другие, злые, отказались от истины и сами сомкнули себе глаза от нее». Этим же отношением к Библии определяется наше отношение к Богу и нашему спасению. Господь через Своих Апостолов предсказал, что будет такое страшное наше время, когда Библия потеряет авторитет именно в церкви, именно у православных.
(Потому что всё, что не имеет связи по хиротонии с Апостолами не есть церковь.) 2Тим.4:3 – «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». Здравым учением называется чистое словесное молоко – Священное Писание. «Одни, добрые, с усердием приняли Его учение, а другие, злые, отказались от истины и сами сомкнули себе глаза от нее».]
1Пет.4:16-17 Потом, как бы в утешение их, говорит: если вас, так близких к Нему, не щадит, то представьте себе, какой конец будет нечестивым? и подтверждает это местом из Писания: если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
[И.Л. – Какие из своих высказываний, утверждений, можем мы подтвердить местом Писания? А если не можем, и, однако же, противимся ясно сказанному в Библии, то такой человек вполне заслуживает прозвища антибиблеиста и антихриста.]
1Пет.5:10-11 Ибо в том и цель Апостолов, чтобы проповедовать таинство, хотя бы они делали это вместе с увещанием.
[И.Л. – Вся жизнь Апостолов была посвящена проповеди Евангелия – не богослужению, не требам, не совершению Таинств – это всё люди придумают позже и поставят на место Евангелия. Цель Апостолов – проповедовать таинство. Проповедовать не о семи Таинствах, какие спустя столетия установили в церкви и назвали их Таинствами, но таинством называется тайна воплощения Сына Божия, тайна примирения людей с Богом-Отцом через заместительную Жертву Единородного Сына Божия, тайна соединения во Христе и в Церкви Христовой евреев и всех язычников, которые уверуют во Христа. Цель и каждого священника, и каждого мирянина – проповедовать это таинство.]
2Пет.1:16 Ибо мы преподали вам учение простым, безыскусным словом, как и Павел говорит коринфянам (1Кор.2:4,13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору.
[И.Л. – Люди изучают риторику, искусство ораторов, но Бог ценит более всего слово Свое, написанное открытым и прочным стилем, который не всем нравится. Кто внимательно читает Слово Божие и заучивает стихи Библии, он получает от Бога особый дар – говорить Божьим языком, безыскусным словом.
Речь такого человека имеет особую притягательную силу, аромат неба, постоянную свежесть. Заучивайте наизусть стихи Библии, хотя они и кажутся грубыми. Но, сказанные вовремя и к месту, они имеют неотразимую силу и устрашающее действие на противников.]
2Пет.3:1-2 А заповедано это через проповедь пророков и Апостолов.
[И.Л. – Когда сегодня приводишь в доказательство необходимости проповеди места из Ветхого Завета, то слышится упрек в уклонении в сектантсво. Блаженный Феофилакт так не рассуждает, он не разделяет Ветхий и Новый Завет, но показывает, что они – как два крыла у птицы.
Ветхий и Новый Завет – это те два динария, которые добрый самарянин (Христос) дает гостиннику (священнослужителям) и обещает дать награду, если тот потратит что-то сверх данного, т.е. если потрудятся в истинном истолковании Библии – чем и занимались святые отцы Вселенской Церкви.
Пользоваться и Ветхим и Новым Заветами нам повелено, заповедано через проповедь пророков и Апостолов.]
1Ин.1:1 Кто прежде слышал об этом из начального учения, тот переходит к видению Его, не телесно, но разумно, и не телесными глазами, но мысленными (Ин.14:6). Может быть, сказано так и о Слове, сущем в начале, потому что мы слышали от закона и пророков, что Оно придет... И мы присоединились к явившемуся Слову не легкомысленно, но, как уже сказано, после осязания, то есть после изыскания в законе и пророках мы поверили явившемуся во плоти Слову.
1Ин.1:3-4 Та, что как чрез слово мы принимаем вас в общники виденного и слышанного нами, так мы имеем вас общниками и Отца и Сына Его Иисуса Христа, а получив это, мы, как прилепившиеся к Богу, можем исполниться радостью.
1Ин.2:12 Ибо он знал, что не все примут слова его с одинаковым уважением и вниманием, но одни примут поверхностно, как дети, которым он и усвояет прощение грехов через веру в Иисуса Христа.
[И.Л. – Великий и самый плодовитый толкователь Священного Писания святой Иоанн Златоуст много говорит о награде, какая ожидает проповедующего Слово Божие, независимо от того, обратится ли кто через благовестие проповедника или нет. И даже более того, он логически доказывает, что награда в небесах будет больше у того, через проповедь которого никто не обратится. Он говорит, что Бог вознаграждает человека за труды, за его ревность, за его старание, за тот посев, который он сделает.
А обратится ли кто – это от человека не зависит, потому что это – действие благодати обращающей, а она полностью во власти Божией и не зависит от нашего участия в ней. В проповеди о Христе участвует благодать призывающая, и в ней соработником выступает проповедник, и вот за этот труд он и получает награду, не зависимо от видимого результата.
1Кор.3:7-8 – «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [всё] Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду». Если же кто-то уверует и раскается в прежней греховной жизни, и примет Христа, уверует в Него как в своего Спасителя, то проповедник в этом обращении уже получает награду, радость, ибо радость о кающемся бывает и на небесах. То есть часть награды за свой труд – радость – он получает уже здесь, на земле.
Но что до того, – говорит златословесный учитель, – пусть моя радость на небесах будет меньше, только бы вы обратитлись здесь, только бы вы примирились со Христом, омывшись Его пречистой кровью. Мы не знаем, все ли примут слова наши с одинаковым уважением и вниманием. Поэтому будем ревностны в проповеди, во всём доверяясь нашему Спасителю, чтобы Дух Святой коснулся сердец слушателей, дабы Господь Иегова принял их в Свои вечные обители.]
1Ин.2:16-17 И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно.
1Ин.2:19 Для того, чтобы иметь доверие от обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно противны Его проповеди.
[И.Л. – Сколько сегодня проповедей говорится и пишется в епархиальных и мирских изданиях! Но исключительно мало пишется в согласии со Словом Божиим. И когда приходится спросить авторов: «Откуда вы это берете?», – почти всегда в ответ агрессивный вскрик: «Ты за собой смотри, иди к своим баптистам, а нам не указывай». Такой ответ есть лучшее доказательство, что сам автор написанного, и написанное им, не знающим Библии, и сказанное – не от Бога.]
1Ин.4:1-2 Ибо любовь наша к лжебратиям, лжеапостолам и лжепророкам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем, они вдадутся в обман из нашего обращения с ними.
1Ин.4:4-5 Об этом и Христос говорит: кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 11:5), то есть Он свидетельствует, что тот имеет уши, кто приготовился слушать с покорностью.
[И.Л. – Покорность вере проверяется чем? Если мы избраны Богом, являемся Его овцами, то внутренний наш голос через навык обязательно подскажет истинную цену того, что мы слышим. У нас должна быть покорность, в первую очередь, Слову Божию, т.е. святой вечной Библии, а всё остальное мы должны проверять по ней, и если сходится с Библией, тогда слушать с покорностью, в противном случае отвергать; или если это безразличное, то оставлять на свое усмотрение – принимать или не принимать.]
1Ин.5:5-6 А это вместе совершается чрез святое крещение.
3Ин.1:10 Отвечаем: заповедь говорит о невоздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и вере, то совершающего такой грех должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних (Деян. 13:8-11).
А благовестие это есть благовестие Бога, то есть Отца, и потому, что даровано Им, и потому, что делает Его известным, ибо хотя Он известен был и в Ветхом Завете, однако одним иудеям, но и им неизвестен Он был как Отец, впоследствии же, через благовестие Он вместе с Сыном открылся всей вселенной.
[И.Л. – Сегодня священники называют своё богослужение божественной службой, божественной литургией, а блаженный Феофилакт называет божественным благовестие, и он не сам относит этот эпитет к проповеди, но так говорят и Писание, и святые отцы, и соборы. Благовестие это есть благовестие Бога, через благовестие Он вместе с Сыном открылся всей вселенной. Люди установили особый порядок, ритуал, через который привлекают людей в храмы, к себе.
Но ни через требы, ни через богослужения, самые пышные, самые торжественные, люди не могут уверовать сознательно во Христа. Бог установил определенный порядок обращения: сеяние семени, т.е. проповедь Слова Божия, затем полив дождем – слезами раскаяния и получение дара Духа Святого, благословляющего на труд.
Благовестие это есть благовестие Бога, через благовестие Он вместе с Сыном открылся всей вселенной. Тысячелетие христианства на Руси. И когда сегодня говоришь о значении проповеди, о том значении, которое ей дал Сам Бог, Создатель вселенной, то абсолютное большинство священнослужителей и не слышали об этом, и не знают этого, и противятся этому.
Почему? Причина в том, что они сами никогда не были обращены через благовестие, они мертвые, они не знают пути Божия, а знают обряд. Они профессиональные служители религии без духа огня. Дух Святой, коснувшись сердца уверовавшего человека, вызывает из него торжественное благоухание этих слов, сказанных блаженным Феофилактом.
Благовестие это есть благовестие Бога, через благовестие Он вместе с Сыном открылся всей вселенной. Кто не знает этого, кто противится этому, тот никакого отношения не имеет к православию, ибо он противится самой сути православия, выраженной болгарским архиепископом в этих торжественных и призывных словах: благовестие это есть благовестие Бога, через благовестие Он вместе с Сыном открылся всей вселенной.]
Рим.1:5 Но и убеждение есть дело благодати; ибо делом Апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих всецело принадлежит Богу. Покорять вере. Мы посланы, говорит, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но покорять вере, чтобы поучаемые слушали, веруя без всякого противоречия. ...
Смотри, каков дар благовествования: оно сообщено не одному народу, как Ветхий Завет, но всем народам.
[И.Л. – Когда человек ничего не знает о духовном, то с ним легче разговаривать, чем со «знающим». Язычники принимали благовестие от Апостола Павла без всякого прекословия, а иудеи спорили и доказывали, защищая старую веру.]
Рим.1:6 Вы не больше получили, чем прочие народы, над которыми вы почитаете себя владыками; почему, как проповедуем прочим народам, так и вам: не тщеславьтесь же.
Рим.1:8 И Петр проповедовал в Риме, но Павел, почитая труды его едиными со своими, благодарит за веру наученных Петром; так свободен он от зависти!
Рим.1:9-10 Так как много есть родов служения Богу ибо один служит и работает Богу тем, что благоустрояет только свои дела, другой тем, что заботится о странниках и снабжает вдовиц, как поступали сослужители Стефана, а иной тем, что проходит служение слова, то Апостол говорит: Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его. ...Говорит это, доказывая, что эти заботы необходимы для него; потому что, кому поручено служение благовествования, тому необходимо заботиться обо всех, принявших слово.
Рим.1:11 Другие, говорит, предпринимают дальние путешествия для иных целей, а я для того, чтобы преподать вам некое дарование. ...Дарование, то есть всё, что возвещают учители на пользу слушающим; ибо хотя учительство и доброе дело, однако и добрые дела наши суть дарования, потому что и для них нужна помощь свыше.
[И.Л. – При приеме в семинарию испытывают дарование в пении, в знании молитв. Во времена Апостолов была другая шкала в определении ценности христианина. «преподать вам некое дарование.... Дарование, то есть всё, что возвещают учители на пользу слушающим».]
Рим.1:14-15 Поэтому я готов и вам проповедовать, хотя бы перед глазами были опасности. Такова была ревность его о Христе!
Рим.1:16 Римляне слишком привержены были к мирской славе, а Павел должен был проповедовать Иисуса, претерпевшего всякое бесславие, и римлянам естественно можно было стыдиться, что таков Спаситель... Кроме того, поскольку они надмевались мудростью, то я, говорит, иду проповедовать крест, и не стыжусь того; ибо он есть сила Божия ко спасению. ...
Итак, что я, Павел, проповедую, то содержит не наказание, не погибель, но спасение. Кому? Всякому верующему. Ибо благовестие служит во спасение не просто всем, но приемлющим оное.
Рим.1:17 Сказав, что благовестие есть во спасение, объясняет, как оно есть во спасение.
Рим.1:18 Начав с того, что доставляет большие блага, и сказав, что правда Божия открывается чрез благовестие, употребляет теперь выражения, которые могут устрашить, ибо знал, что большая часть людей привлекается к добродетели страхом.
Рим.1:19-21 Заметь эту особенность Писания и не порицай ее. В нем во многих местах встречаются такие выражения, для объяснения которых надобно отыскивать причину упоминаемого в нем в опыте.
Рим.3:1-4 Бог признал иудеев достойными и потому вверил им небесные откровения. Говоря так, внешне защищает их; но при всем том выставляет на вид новое обвинение, доказывая, что они не уверовали словам Божиим, которые служили к их чести. ... Если не уверовали, то от Бога ли это?
Рим.3:19-20 Законом же называет весь Ветхий Завет, а не один Моисеев только закон, как и теперь наименовал законом пророчества Исаии и Давида.
Рим.4:1-3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Рим.4:22-25 Поэтому и высказывает, что о том написано и для нас, что и нам вменится вера в правду, только бы мы имели ее, веруя в Того, Кто воскресил Иисуса.
Рим.6:3-4 Рассказывает, как умерли мы для греха: чрез крещение.
Рим.6:5-7 Как умерший освободился от греха, то есть избавился, свободен, так и ты, крестившийся и умерший для греха, оставайся мёртвым.
Рим.6:14 Тогда не было еще ни вспомоществующего Духа, ни крещения, могущего умерщвлять грех.
Рим.8:14 Хотя ты и принял крещение и стал чрез крещение сыном Божиим, но если не будешь водиться Духом, то утратишь дар.
[И.Л. – Как показала статистика и тщательные исследования, из трёхсот крещеных-моченых в храм ходит только один, и то от случая к случаю. Что же понаделали лживые пастыри, совершенно не научив тех, кого допустили до крещения, и даже внешне совершив его абсолютно неправильно! За такое их крещение-мочение они все достойны извержения из сана.
«Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даваемое в смерть Господню, да будет извержен. Ибо не говорил Господь: в смерть мою крестите, но: идя, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (50 апостольское правило). «Хотя ты и принял крещение и стал чрез крещение сыном Божиим, но если не будешь водиться Духом, то утратишь дар».]
Рим.8:32 Представь себе, что Он не пощадил Сына Своего, то есть Единородного, возлюбленного, Который из существа Его (ибо есть сыны Божии, усыновленные чрез крещение), но предал Его за нас, предал за всех, то есть благородных, неблагородных, славных, ничтожных, предал не просто, но на убиение.
Рим.9:8 Поэтому слова в Исааке наречется тебе семя следует понимать так: семя Авраама суть те, которые родились по примеру Исаакова рождения, то есть словом Божиим.
[И.Л. – Сегодняшнее учение в православной церкви о рождении свыше совершенно не сходится со Священным Писанием, или даже отсутствует. Утверждают, что рождение происходит от воды и Духа; но нет ни того, ни другого. Душа, не оплодотворенная семенем Слова Божия, не может никогда родиться свыше. Поэтому всё, что делается в крестильных комнатах, есть не рождение, а удушение. И если бы даже крестили в полное погружение, также не научая, то ситуацию это нисколько не выправит. Был сухой мёртвый грешник, а ушел мокрый мёртвый грешник.]
Рим.9:17 – Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
Рим.10:10 Ибо что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?
[И.Л. – Это место Писания и толкования разве по-другому звучит на церковнославянском языке, или другой смысл на другом языке? Почему же эти слова не претворили в жизнь на Руси за тысячу лет. Андрей Боголюбский велел водить иностранцев по храмам, «да видят поганые, како веруют православные». И это не частное мнение воина Андрея? Слово Божие на Руси не проповедовалось никогда как должно.
«Что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?» Тысячетелетия православных учили молчать в храмах и в монастырях, и зорко следили за тем, чтобы никто не проповедовал Евангелие. Было время, когда в храмах запрещали проповедовать даже пресвитерам. Какой дух додумался до этого? «Что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?» Вера, основанная не на Священном Писании, может подвигнуть на величественные подвиги и даже на жертвенность. Но «что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?» 1275 монастырей было на Руси, в которых учили молчать перед революцией. 57000 храмов было на Руси перед революцией, в которых учили молчать. И наконец пришли острошлемные «витязи» со страшными звездами и, уже не основываясь на Библии, довели до совершенства этот призыв к молчанию: кто будет что-либо говорить о Христе – ГУЛаг и смерть. Безбожная сатанинская власть стала открывать храмы в 1943 году и отпускать из заключения священников и архиереев под непременное условие полного подчинения безбожной власти и полного молчания.
И вот теперь стали прорастать новые герои веры, которые в открытую возвестили миру забытый лозунг: «Что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?» И сегодня Дух Божий вновь тревожит души людей этим предупреждением: «Что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми?»]
Рим.10:11-13 Сказав, что сердцем веруют, а устами исповедуют, приводит из Писания свидетельства о вере и исповедании или призывании.
Рим.10:14-15 А почему не уверовали? Потому ли, что не слыхали? ... Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками. Поэтому неверие есть собственная вина тех, которые не приняли проповедников.
[И.Л. – Какие печальные для православного слуха слова читаем мы здесь. Как могут быть блаженными люди, не исполняя слов, написанных здесь блж. Феофилактом?]
Рим.10:16 Апостол сказал, что пророки свидетельствуют, что этих благовестников послал Бог.
Рим.10:17 Поэтому говорит, что вера от слышания, и не должно требовать ничего более этого слышания, ибо слышание это не простое, не обыкновенных речей, но глаголов Божиих. Посему если ищешь чудес, которые происходят от Бога, то верь и словам, которые говорят от Бога.
[И.Л. – Сколь необычно читать такие слова для современного православного человека, воспитанного на акафистах и канонах, на поездках по монастырям и поиске чудес и мироточивых икон. Как всё запутали в вопросе спасения! «Вера от слышания, и не должно требовать ничего более этого слышания».]
Рим.10:18 Апостол отвечает: вся вселенная слышала; как же не слышали те, у которых Апостолы провели столько времени и от которых произошли?
[И.Л. – Если вся вселенная слышала проповедь о рождении свыше, о принятии верою Христа своим Спасителем, о личном сознательном уверовании, придя в возраст – значит слышали все... кроме православных. Священники заморили свою паству, приучив их стоять мертвыми столбами на длинных непонятных богослужениях. Люди идут в храм отстоять службу. Но Слово Божие предупреждает, что цель прихода в храм в первую очередь состоит в следующем: Еккл.4:17 – «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают». Сегодня люди даже и не думают, что они худо делают, что богослужение поставили на первое место, отменив проповедь.]
Рим.10:19 Опять новое возражение: если Апостолы проповедовали, но иудеи не поняли, ужели не заслуживают они извинения?
Рим.10:20 Исаия смело говорит, то есть усиливался высказать истину во всей наготе и лучше подвергнуться опасности, нежели молчать.
[И.Л. – Когда говоришь о проповеди Библии, то православные смотрят на тебя с большим подозрением. Ты не только рискуешь быть непонятым, но тебя с легкостью объявляют врагом православия. Но проповедь Библии да прозвучит через каждого, в первую очередь в среде православных. «Лучше подвергнуться опасности, нежели молчать».]
Рим.10:21 Отсюда видно, что израильтяне и слышали, и знали, но не хотели покориться.
[И.Л. – Совершенно неожиданно для нас самих мы получили глубокое внутреннее убеждение, что нужно издать Новый Завет с толкованием святых отцов, с комментариями, и отныне уже никто не скажет, что они не замечали, не выделяли эти слова в Писании и в толковании блаженного Феофилакта.
Это слова о крайней необходимости проповеди Евангелия, проповеди о Жертве, принесенной Сыном Божиим, о пролитой за наши грехи пречистой крови Его, проповеди живой и вдохновенной, которую должны нести в мир все христиане. Отныне о всех читающих это будет сказано: они слышали, и знали, но не хотели покориться.]
Рим.14:24-26 А благовествование мое и проповедание Христово одно и то же, ибо это не наше учение, а Его законы... Но вот все Писания возвещают ту тайну, которая вводит безразличие в пище.
Рим.15:5 Показывает, что с Писаниями Бог дает нам терпение и утешение.
[И.Л. – Не научая свою паству Священному Писанию, в какие беды ввергли священники доверившихся им! Придумали духовничество, старчество, сделали человека совершенно безвольным и беспомощным, и люди по всякому пустяку бегут к своим духовным вождям, не знающим Писания руководителям. Если бы православные любили Библию, исследовали ее, то они бы знали, что с Писаниями Бог дает нам терпение и утешение. Произошла подмена, и величина этой подмены обнаружится только на Страшном Суде.
Бог всемогущий и страшный, Создатель вселенной, по любви Своей нисходит к падшему человеку. Он даровал человеку слово Свое – святую Библию. Библия – это не просто бумага и буквы, но это есть живые слова Живого Бога. И Бог напрямую говорит к каждой душе – бери и читай, открывай книгу и исследуй Писание. А если что непонятно – Бог дает святых учителей церкви – спроси у них, и они тебе разъяснят.
Читая Священное Писание, каждый христианин найдет в нем ответ от Бога именно на его скорбь, лично на его печаль. С Писаниями Бог дает нам терпение и утешение. Наш Создатель говорит нам через Апостола Павла: 1Кор.10:13 – «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Спаситель мира Иисус Христос через слово Свое Сам утешает скорбящих, посылает им терпение. Сегодня священники взяли на себя миссию и утешителей и наставников, совершенно не сверяясь с Библией. Библия враждебна их деятельности в этом плане, потому что только она и разрешает все скорби и печали. Нужно только знать, где это место Писания. С Писаниями Бог дает нам терпение и утешение.]
Рим.15:16 Чтобы быть мне служителем и священником Евангелия. Поэтому не вините меня за то, что я говорю к вам. Священство мое в том и состоит, чтобы возвещать Евангелие.
[И.Л. – Постараемся вообразить себе такую ситуацию, что вдруг среди православных появился бы такой архиерей или священник, который на первое место в своей деятельности поставил бы проповедь Евангелия, и стал бы называть себя не служителем алтаря, а священником Еванглия, и стал бы повторять вот эти слова и в храме, и по домам, и повсюду.