Комментарии на толкование блаж. Феофилакта по Евангелию от Луки Лк.1:15-17 Обратил сердца иудеев к Апостолам учением и свидетельством о Христе; а свидетельствующий о Христе делает и учеников Его вполне достоверными.
[И.Л. – Отношения отцов и детей – это вопрос тысячелетий, разрешить его никому не удается из поколения в поколение. Пророчество об этом оставалось невыполнимым до времени начала проповеди о пришествии Христа.
Мудрости отцов оказалось недостаточно, чтобы Плотника из Назарета признать за обещанного Мессию. Евреям старшего поколения мешали их раввинистические знания, мешали толкования закона Божия тогдашними учителями.
Незнатные, неиспорченные тогдашними семинариями рыбаки и мытари с первой встречи приняли в свое сердце Иисуса как Пророка и пошли за ним. После воскресения Христа они несомненно и безоговорочно признали в Нем Сына Божия и Бога. Их проповедь была направлена в первую очередь к своим соотечественникам – евреям. Они пробивали все заслоны, стоящие на пути к спасению старшего поколения учением и свидетельством о Христе.
Проповедь о Христе во время и не во время, во всяком месте, многочисленные доказательства из закона, пророков и Псалтири многих из распинателей Христа привели к раскаянию.
Деян.2:37 – «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». Тысячи уверовавших были обращены учением и свидетельством о Христе.
Трагедия России и Русской Православной Церкви, трагедия монархии заключается не в революции, не в жидомасонах, а в потере веры в евангельского Христа.
И ничем невозможно исправить положение, в первую очередь в церкви, как только открытой, неповрежденной евангельской проповедью, когда каждый христианин понесет благую весть окружающему миру. Церковь может стать воистину Невестой Христовой только тогда, когда она будет наполнена учением и свидетельством о Христе. Этим должны быть наполнены семьи, наши разговоры, богослужение, письма, выступления.]
Лк.1:18-20 Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием.
[И.Л. – Слово Божие называется так потому, что оно исходит от Бога или через Ангелов вестников, или через пророков, избранников Божиих, или через Апостолов – посланников Господних. Святые Божии человеки явились той тростью, которой двигал Дух Святой. 2Пет.1:21 – «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Неверие или противоречие этим глашатаям истины равнозначно противлению Богу сил Саваофу.
1Цар.15:23 – «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем]». Бог не смотрит на личность, и тот, кто не хочет слышать Слово Божие, поражается глухотой как аспид. Пс.57:5 – «Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои».
А тот, кто начинает противоречить вести Божией, поражается отнятием языка – гробовым молчанием. В древние времена подобные люди обличались через пророков. Но и будучи глухонемыми, эти преслушники, любящие противоречить Богу и вносить в слова Божии тысячи комментариев, извиняющих их, оказались очень живучими и чрезвычайно плодливыми, многочадными.
Ис.6:10 – «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Через тысячелетия эти глухонемые аспиды, ядовитые змеи переползли в Новый Завет и заполнили всё в церкви Божией, и особенно в алтарях. Тысячекратно повторяют «Господи, помилуй», издают трескучие звуки этими словами, не вкладывая в них никакого смысла.
А следовало хотя бы раз объявить всероссийский пост и целый день повторять одну молитву: «Господи, помилуй нас, что мы перестали слышать Твой голос, забыли Библию, и всё заполнили вымыслами человеческими.
Мы стали глухими аспидами в рясах и ризах позлащенных. Господи, помилуй, исцели наш слух. Господи, помилуй, что мы противоречили ясно сказанным словам Твоим в Библии и перетолковывали в свою пользу животолюбцев. Мы окоростовали в грехах наших и стоим в ризах этих как гробы окрашенные, как молчаливые покойники.
Это Ты поразил нас молчанием, и нет от нас проповеди Евангелия, и жизнь в Церкви умерла, и мы все уподобились скотам несмысленным.
Мы собираемся под своды этого храма как молчаливые змеи, ехидны и аспиды и находимся в темноте без слова Твоего – без святой Библии. Пс.118:135 – «Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим». Устами послушного Тебе громогласного пророка Ты обращаешься именно к нам. Мф.12:34 – «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». Ты Сам обличаешь нас, глухих и немых.
Мф.23:33 – «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» Это к нам, потомкам древних преслушников и противоречащих Тебе возвещает Дух Святой: Мф.13:15 – «Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Господи, помилуй. Вместе с нами от нашего ненаучения, от нашей глухоты и немоты Ин.12:40 – «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Мы молчим, ибо это Твое наказание за неверие наше Твоим словам, начертанным во святой Библии. Мы противоречили Тебе, изменили ясные слова Твои вымыслами человеческими. И через Апостола Павла Ты снова говоришь нам из Святой Библии:
Деян.28:27 – «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Господи, помилуй. Мы верим, что Ты можешь изгнать из нас беса глухого и немого. Дай такое повеление ему: Мрк.9:25 – «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него».
Да отверзутся уста пастырей, иереев и архиереев. Сними это тысячелетнее проклятие, тяготеющее над православной церковью, эту анафему немоты и глухоты, поразившую пастырей. А Тебе слава, Исцеляющий Бог. Аминь».]
Лк.1:21-23 Если даже спросить у них о чем-нибудь пророческом, то они не отверзают уст и не могут дать тебе ни слова, ни ответа.
[И.Л. – Нет более темных людей на земле, как православные люди. Пастыри заморили их. Они их не кормят и не учат самих добывать пищу себе. И о чем бы ни спросили из Писания те, кто посещает православные храмы, никто ничего не знает, и этим приносят огромный вред церкви Христовой, как говорит св. Афанасий Александрийский. Слово же Божие повелевает изучать Библию, чтобы мы могли ответить на любой вопрос, который нам зададут друзья или недруги.
1Пет.3:15 – «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Кол.4:6 – «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Неужели священникам выгодно иметь такую темную необразованную массу? Неужели им не стыдно, что при встрече с любым сектантом от его паствы не остается даже праха?]
Лк.1:46-50 Быть может, врачи различают их иначе, но нам нужно внимать Писанию, а врачи пусть заблуждают.
[И.Л. – Любой сектант, еретик, узнавший о том, что мы убеждаем пастырей проповедовать Слово Божие, любить Библию, даже и не поймет, как это может быть.
Тот, кто не внимает Писанию, тот варится в собственных мыслях, и вера его, хотя бы трижды называлась правильной, но в действительности такая вера не имеет никакого отношения ко Христу, и такая вера никогда не приведет к Царству Божию.
Нам нужно слушать Слово Божие и искать малейшую возможность приклонить ухо к тем, от кого мы можем узнать истинное толкование Писания, чтобы не сделаться добычею хищных зверей. Любое заблуждение, ошибка, даже у врача, может стоить только временной жизни. Но не внимание Писанию лишает человека возможности превратиться из мертвого пса в живого человека и в сына Божия.
Где нет проповеди, нет внимания Священному Писанию, там нет жизни, но поле мертвых костей павших животных, т.е. скотомогильник. Когда был убит Юлиан Отступник, то с неба послышался голос: «Пало мерзкое животное». Те, кто не внимают словам Писания, уподобляются демонам, говорит Иринарх Ростовский.
И во всём этом, – что не слышится голос Божий через проповедь, – виноваты пастыри. «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их.
Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня» (Серафим Саровский, Настольная книга священнослужителя, т.3, стр. 601, М.: 1979). Сам Бог Иегова, вечный и неизменный, вынес приговор всему русскому священству и показал причину Его неутихающего гнева на них: что они поставили свои слова на место Божьих слов. Своими семинариями, академиями, защитами кандидатских, магистерских и докторских, в которых нет живого слова, но разлито море человеческих вымыслов, основанных не на Слове Божием, они затмили ясное Слово Божие как власяницей.
Им нужно дорасти до той ступеньки, где душа искренне воскликнет: Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». И как заклинание произнесут: «Избираю Бога и Библию, единственно Бога и Библию, и ничего кроме Бога и Библии по толкованию святых отцов вселенской церкви». Иоанн Златоуст неоднократно повторяет, что большая часть священников погибает, и погибает за то, что не следует Священному Писанию.]
Лк.2:15-18 Итак, дело словесных пастырей – искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим.
[И.Л. – Нести проповедь, учить людей боговедению и приводить их ко святому крещению – вот единственный наказ, оставленный Иисусом Христом Своим последователям. Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Мф.28:19-20 – «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Только тогда, когда исполняется долг проповеди другим, Бог обещает быть с такими последователями, быть во все дни. И заключение от обратного: если нет проповеди о Христе, и пастыри никуда не идут, то с такими Христос не обещал быть ни во все дни, ни в один день.]
Лк.3:10-18 Ибо доброе учение есть поистине утешение и справедливо называется благовестием (Евангелием).
[И.Л. – Если Евангелие известно православным прихожанам как книга, которую с великим почтением и благоговением выносят из алтаря, держа ее выше головы, как книга, лежащая на аналое, закрытая и застегнутая на застежки, книга, крышку которой можно поцеловать, то слово «благовестие», то есть слово «Евангелие», переведенное на русский язык – совершенно неизвестно.
Но слово «благовестие» имеет более расширенный смысл. Благовестие – означает не просто наличие этой вести в книге, но – распространение этой вести, вещание ее, проповедь Евангелия.
Самое доброе учение, какое когда-либо существовало на земле, есть весть о рождении ребенка, о исцелении от неизлечимой болезни, воскрешении из мертвых, победа над страшным и грозным противником. В идеале это выражается в слове о победе Христа над диаволом, над смертью, в даре прощения грехов, что Христос умер за наши грехи и дарует нам вечную жизнь.
Ибо доброе учение есть поистине утешение и справедливо называется благовестием (Евангелием). Когда человеческое сердце, тронутое Духом Святым, принимает евангельское семя благовестия и верою оплодотворяется, душа получает неземное утешение в земных скорбях, в этой юдоли печали. Там, где нет проповеди Евангелия – знойная пустыня, заросшая терновником. Это характеристика тех, кто не родился свыше от живой проповеди Евангелия.
3Езд.16:78 – «Горе тем, которые связаны грехами своими и покрыты беззакониями своими! Это – поле, которое заросло кустарником и через которое путь покрыт терном, так что человек проходить не может: оно оставляется, и обрекается огню на истребление». Богослужение и таинства, дарованные Богом для возрожденных через благовестие, сегодня считаются крайне необходимыми для неверующих, и будто бы могут их оживить, стать утешением и наставлением. Блаженный Феофилакт опровергает это заблуждение, укоренившееся сегодня в православной церкви.
Не богослужение, не исповедь и причастие, но проповедь Евангелия, благовестие есть поистине утешение для погибающих в безбожном мире.]
Лк.4:1-12 Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. Не хлебом одним будет жить человек – это Моисеево изречение о манне (Втор. 8:3); ибо хотя манна была не хлеб, однако ж, питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся» и «не искушай» (Втор.6:13, 16).
[И.Л. – Подчеркнутые выше места из толкования блаженного Феофилакта должны быть главным вопросом на экзамене при приеме в духовную семинарию и другие духовные заведения. Знание Писания или незнание его – вот что определяет доступ к должности священника.
Вся книга Псалтирь переполнена этими призывами о любви к Богу и слову Его. Геннадий, патриарх Константинопольский, рукополагал в диаконы только тех, кто знал наизусть Псалтирь. Может ли быть инспектором на дорогах тот, кто не знает правила движения? Как может быть пастырем тот, кто не знает, как накормить овец, чтобы они были сыты, здравы и плодливы?
Может ли быть преподавателем красноречия или музыки глухонемой? Если это невозможно представить, то почему же столько пастырей, не знающих Писания, и не стремящихся к этому, и не проповедающих? Как может излечить врач, не знающий врачебного искусства и на практике не исследовавший строение человека и действия препаратов?
Церковь Божия называется лечебницей потому, что там звучит Слово Божие. Таинства Крещения и Причащения ничему не учат, а только даруют жизнь уже наученным.
Неслучайно церковные каноны запрещают до тридцатилетнего возраста рукополагать в пресвитера (14,15 правила Шестого вселенского собора: «14. Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридцати лет не рукополагать, если бы человек и весьма достоин был, но отлагать до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридцатое лето крестился и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется. 15 . Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет, да будет извержен».), чтобы он не только успел изучить Библию, но и имел хороший опыт работы с людьми.]
Лк.4:13-15 Глубоко внимай Писанию, потому что тогда написано «в силе духа», когда Он победил искусителя и явил силу Свою.
[И.Л. – Если рассуждать, как сегодня рассуждают православные, то блаженный Феофилакт совсем и не православный, а самый настоящий баптист. Он всюду и везде подчеркивает необходимость знания Писания, то есть Библии, а современные пастыри боятся этого как огня. Они отвергли знание Библии, и Бог отверг их, и сделал глухонемыми.
Ос.4:6 – «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». Это будет за то, что пастыри пренебрегают Словом Божиим, отвергли Библию (это мы видим повсюду). За отвержение Библии Бог отвергает от священнодействия пастырей, и хотя по внешней форме всё будет совершаться как должно, в действительности там ничего нет: Мф.23:38 – «Се, оставляется вам дом ваш пуст».
Мал.2:2 – «Если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца».
Если в пятом веке Златоуст говорил, что большая часть священников погибает, то какой же процент спасающихся ныне? Можно ли изменить ситуацию? Если бы нашелся хотя бы один архиерей, любящий Библию на всю Россию, как много бы он сумел сделать! Если бы на целый город или на епархию нашелся хотя бы один возрожденный священник, любящий Библию, как много бы он сумел сделать!
Если в церкви, в храме, найдется хотя бы один мирянин, простец, искренне верующий во Христа и любящий Библию, как много бы он сумел сделать и зажечь других огнем любви Пресвятой Троицы. Притом нужно не просто знание, а глубокое, осмысленное – по толкованию вселенских учителей церкви. Вот это толкование блаженного Феофилакта – одно из самых лучших, какие есть в церкви, а может быть, и самое лучшее. ]
Лк.4:38-44 Поэтому и нам не должно быть ленивыми, не довольствоваться одним местом заключения, но всюду обходить, чтобы кому-нибудь принести пользу.
[И.Л. – Сегодня этим занимаются только сектанты, такие как иеговисты, т.н. Свидетели Иеговы. На православных и здесь исполняется древнее пророчество отвержения. Мф.21:43 – «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Но кому это будет передано? Чтобы Слово Божие несли не с еретическим ядом, а в чистоте православия?
И куда бы сегодня ни приехал архиерей или патриарх, всюду и везде одна и та же картина: зайти в храм в окружении пышной свиты с сонмом охранников-иподиаконов, и богослужение, богослужение, богослужение – тысячекратное повторение богослужения. Апостолы поступали абсолютно не так.
Деян.20:7 – «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». Богослужение встало на место проповеди – вот в чем выразилась нелюбовь к Библии.]
Лк.6:27-36 Итак, если бы Апостолы, тяготясь гонением, потом желая отомстить оскорбителям, умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы.
[И.Л. – Евангельское солнце будто погасло в православии. Христос ни разу нигде не сказал: совершай богослужение и обязательно каждый день по четыре часа, и чтобы литургия непрестанно совершалась.
Об этом нет ни слова, и ни полслова. Но Господь непрестанно говорит о том, чтобы проповедь текла рекой и насыщала жаждущих. Деян.18:9 – «Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай».
Мысленно вообразим, что Апостол Павел перенесся в наше время, или мы оказались в его миссионерском путешествии. Подчинились бы мы ему, его ритму жизни, или сразу на него сделали донос и сковали бы на него литургические вериги, и принудили бы его отпевать всех мертвецов в Коринфе и Ареопаге, освящать воду в Тибре для всех римлян и делать всё, что делают сегодняшние пастыри, или стали бы всё-таки проповедовать и учить людей, подражая ему? Если бы сегодняшний Синод всё-таки сумел бы арестовать Павла и замкнуть его уста, то как бы мы обратились к Богу, если не было бы его посланий? «Если бы Апостолы …умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы».]
Лк.6:46-49 Копает и углубляет тот, кто принимает слова Писания не поверхностно, а изыскивает глубины их духом.
[И.Л. – Слушать Слово Божие нужно на родном языке и в самом богослужении. Сегодняшние глушители проповеди повторяют как заклинание: само богослужение есть проповедь. Если это проповедь, то проповедь никому не понятная, и потому мертвая. 1Кор.14:19 – «Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».
Если сегодня служители тьмы ни под каким видом не допускают русский язык в храм, в богослужение, то хотя бы библейские слова (чтение Паримий, Псалтири, Евангелия, Деяний и Посланий), должно быть обязательно сегодня же быть на русском языке. Библия в русском синодальном переводе 1876 года благословлена и дореволюционным синодом и заграничным и патриархией. Служители мрака, отступитесь и допустите Библию к народу, иначе Бог поразит вас окончательно не только глухотою и немотою, но и слепотою и полным параличом.
“Есть вещи крайне нужные, – говорит святитель Феофан Затворник о переводе службы на русский язык. – Разумею новый, упрощенный и уясненный перевод церковных богослужебных книг. Наши церковные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и всё нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем, большая часть из этих песнопений совсем непонятны.
А это лишает церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Ныне – завтра надобно же к сему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от этого происходит” (Журнал “Душеполезное чтение” 1896 г,. №10, с. 462.).
«Горе вам... что затворяете Царство Небесное человекам» – Мф. 23:13. Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути и священников не заставляют это делать; сказано священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь объяснить им, что нужно для спасения души.
От этого народ пребывает в слепоте, одна часть остается в уверенности, что идёт правильно; а другая хотя и замечает, что у нее не так идет дело, но не идёт куда следует, потому что не знает, как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе... от этого легко находит доступ к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе всё исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло разрастается и выходит наружу.
Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом своей совести должен считать – совершенствовать взрослых в познании христианской веры, а юное поколение готовить с первых сознательных лет, объясняя им то, что им нужно и можно знать, когда и как будет удобней” Феофан Затворник.
Из материалов священного собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.:
IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
A.II.1. (В ведении Священного Синода) наблюдение за исправлением и переводом (текста богослужебных книг) и с одобрения Церковного Собора, благословения на печатание.
ДОКЛАД “О ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНОМ ЯЗЫКЕ”
(Принят решением Собора)
1. Славянский язык – основной язык нашего богослужения.
2.В целях приближения нашего Церковного богослужения к пониманию простого народа ПРИЗНАЮТСЯ и права общерусского языка для богослужения.
4.Частичное применение общерусского языка в богослужении (чтение Слова Божьего, отдельные песнопения, молитвы, замена отдельных слов и речений и т.п.) для достижения более вразумительного понимания богослужения при одобрении его Церковной властью ЖЕЛАТЕЛЬНО в настоящее время.
5.Заявление какого-либо прихода о желании служить богослужение на общерусском языке в меру возможности ПОДЛЕЖИТ удовлетворению, по одобрении перевода Церковной властью.
8.Высшее Церковное Управление НЕОТЛАГАТЕЛЬНО должно озаботиться изданием богослужебных книг на параллельных славянском и общерусском языках.]
Лк.8:1-3 Сойдя с неба за тем, чтобы во всем представить нам Собой образец и предначертание, Господь научает нас не лениться в обучении, но обходить по всем местам и проповедовать; ибо, что Он ни делал, делал для наставления нашего.
[И.Л. – Данным толкованием обличается вся пастырская практика современного православия, погрязшего в лени, трусости и корысти. Можем ли мы себе вообразить, что сегодняшние митрополиты, взяв с собой два-три прислужника для ношения еды, будут выступать на стадионах и в домах культуры, как американские сектанты?
Во всех церковных публикациях на снимках видны крестные ходы, хоругви, иконы, благословения, помазания. Нет нигде ни слова о Евангельской проповеди. Значит, необходимо учиться у тех, кто проповедует. Когда ариане придумали понятные, легко запоминающиеся песнопения во времена Златоуста, то православные мгновенно отреагировали на это новшество, сразу же составили подобное, но в православном духе.
Если и дальше священники будут лениться и не будут обходить с проповедью города и села, то в самое ближайшее время Россия будет католическо-протестантской, а не православной. Придумали какие-то юридические обоснования каноническим территориям, чтобы оправдать свое бездействие и сонливость.
Только животные, мочащиеся к стене, метят свою территорию, а человек живой евангельской проповедью отмечает территорию в сердцах, которые покорились благовестию. Бог посылает каждого до концов земли и не ограничивает никакой местностью, чтобы на ней властвовал один человек и запрещал другим проповедовать.]
Лк.9:1-6 Дав ученикам власть над злыми духами, Господь не ограничил их употреблением только сей власти, но повелел им и Евангелие проповедовать. Тот, кому вручено учительство, должен и проповедовать, и совершать чудеса.
[И.Л. – 19 правило Шестого вселенского собора: «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины…». 58 апостольское правило: «Епископ и пресвитер, нерадящий /не заботящийся/ о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в таком нерадении и лености: да будет извержен».
Епископ Никодим (Милаш) толкует: «Поучать вверенный им народ есть первая и главнейшая обязанность как епископа, так и пресвитера, обязанность, которая должна предшествовать всем остальным – и священнодействию и управлению церковью. Спаситель заповедовал Апостолам не только крестить, но и учить, и прежде учить народ, а затем крестить (Мф.28:19; Мрк.16:15-16). Каждому священнодействию должно по необходимости предшествовать учение, потому что таинства не могут помочь тому, кто принимает их без веры, а веры не может быть без проповеди (Рим.10:14).
1Кор.9:16 – «Горе мне, если не благовествую!» А Тимофея, епископа Ефесского, заклинает Богом и страшным судом Христовым: 2Тим.4:2 – «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
От каждого пресвитера без различия Апостол Павел требует, чтобы он из числа всех прочих добродетелей более всего отличался умением наставлять. 2Тим.2:24-25 – «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины».
И епископу и пресвитеру, пренебрегающему проповеданием Слова Божия, Священное Писание угрожает страшным наказанием (Иез.3:17-18; 33:8;34:10; 1Тим.4:16; 2Тим.2:14 и др.). Таким образом, это апостольское правило есть ничто иное, как краткое выражение в форме закона предписания Священного Писания, обязывающее епископа и пресвитера непрестанно проповедовать и наставлять народ в вере и добродетельной христианской жизни. Зонара объясняет это правило следующим образом:
«На каждом епископе лежит непременная обязанность поучать вверенный ему народ догматам благочестия и приводить его к истинной вере и честной жизни, потому что Бог говорит через пророка предстоятелям народа, что если Иез.3:18 – «не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих».
Поэтому епископ, пренебрегший проповедью, отлучается (то есть лишается своего места служения с запрещением священнодействия в течение определенного времени). Если же будет пренебрегать проповедью и после этого, то должен быть извержен (т.е. лишен священного сана); точно так же должно быть поступлено и с пресвитерами, ибо правило предписывает, чтобы и они были учительны»…».]
Лк.9:46-50 Поскольку же он не препятствует вам в деле проповеди, не действует заодно с диаволом – значит он за вас.
[И.Л. – Нет никого зловреднее и опаснее, как тех, кто противится проповеди. Это истинные, неприкрытые враги Христовы, волки в овечьей шкуре и ризе. Однажды, когда проповедующему Савлу противился сильный волхв, Апостол Павел поразил его немедленно слепотою, чтобы он не высматривал себе жертвы своей антиевангельской проповедью.
Здесь Апостол как будто перешагнул невидимый рубеж в грозности обличения и поражает противника проповеди неслыханными доселе эпитетами. И в этом он подражает Христу. Деян.13: 8-11 – «А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого».
Священное Писание здесь впервые называет вселенского учителя Павлом. Поражение сильного противника проповеди дает ему новое имя, с которым он и вошел в историю. И какой бы высокий сан ни занимал человек в церкви, пусть это будет даже папа римский или патриарх вселенский, но если они противятся словам Христа, мотивируя это самым возвышенным образом, то имя этим людям сатана.
Мф.16:23 – «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Препятствие в деле проповеди как половодье затопило православную церковь.
В иные храмы можно ходить годами и не услышать ни одной проповеди. Что это? Во что превратили веру и церковь Христову? Обмирщение церкви идет и снизу и сверху, и грехами народа и противлением проповеди священнослужителей. Изменить ситуацию может только какое-то непонятное чудо, или Бог отдаст этот виноградник другим, приносящим плод.]
Лк.10:29-37 Возлил масло и вино: масло есть слово учения, предуготовляющее к добродетели обещанием благ, а вино – слово учения, приводящее к добродетели страхом... Им Господь дал два динария, то есть два Завета: Ветхий и Новый.
[И.Л. – Что могут сказать на суде Божием православные пастыри, скрывшие и два динария и ничего не потратившие сверх их? Жизнь такого гостинника – сплошное самоосуждение и гибель для тех, над кем он властвует.
Так как отменили закон Божий, то есть Библию, то это место не осталось пустым. Стали вводить лжедуховность, потребовались видимые атрибуты поклонения, и всё «замироточило». Это поражает воображение язычников, приходящих в храм, они чувствуют себя, как и послы князя Владимира, «как на небе».
Разум спит, Слово Божие отсутствует и истолкования Библии никто не ищет, к этому нет никакой жажды у народа. Если это толкование блаженного Феофилакта читать вслух священников, не называя автора, то они мгновенно выдадут: «Это говорит баптист, это они носятся со своей Библией.
Придумали крещение с полным погружением, как праздник языческого бога Нептуна справляют». Беседовать на тему разумения Священного Писания с православными вообще не приходится. У них намертво атрофировано духовное чувство близости к Богу через слышание Слова Божия, и, похоже, выхода из этой ситуации не предвидится, если не будет установлен авторитет Библии. Бог неизменен как Святой и Истинный.
И если за отступление от Своего слова он разметывал Израиль как засохший ком грязи по всему миру, превращая его в пыль, точно так же будет и с нынешними презрителями Слова Божия, то есть Библии. Евр.13:8 – «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». За отступление от истинного поклонения Богу, Бог уничтожает поколение за поколением, оставляя себе только единицы верных.
Сир.16:3 – «Лучше один праведник, нежели тысяча грешников». Может случится так, что и вся земля Русская будет исповедовать иную веру, так как Бог перестал защищать землю, которая отвергает Его слово.
Исчезает нация, сделавшаяся богопротивной и не признающая слова Творца своего, и во всём этом виноваты пастыри, скрывшие Слово Божие. Лк.13:3 – «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».]
Лк.11:14-20 Ибо слова Божии должно не только слушать, но и другим пересказывать.
[И.Л. – Ищущая Бога душа, которую коснется Дух Божий при всем желании не сможет умолчать о радости, которой посетил ее Господь. Это и есть истинное возрождение, соединение с Богом, как у Фотины самарянки у колодца Иакова. Она тут же возвестила всему городу, Кого она нашла. Глашатаи истины как на крыльях облетали вселенную.
И где бы они не появлялись, всюду высевали евангельское семя проповеди.
Деян.17:11 – «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Деян.8:4 – «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».
В годину искушения, гонения, верующие заботились только об одном и просили в своих молитвах, чтобы распространять Слово Божие как можно шире. Первоапостольская церковь своими словами в молитвах кратких и точных стучала во врата небесной отчизны. Это было так угодно Богу, что Создатель мгновенно отвечал им.
В русской церкви за 1000 лет может быть ни разу так не молились в церкви и не получали такого ответа, потому что пошли совершенно иным путем. Как говорили иностранцы, Россия выглядела как большой монастырь.
Деян.4:29,31 – «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое... И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением».]
Лк.12:4-7 Под «пятью» воробьями некоторые разумеют пять чувств, которые, будучи искупаемы двумя ассариями, то есть ценой Ветхого и Нового Заветов, не забыты у Бога.
Лк.12:49-50 Ибо слово есть огонь, поедающий всякое вещественное и нечистое помышление и истребляющий идолов, из какого бы ни были они вещества. Разумеется и ревность по добру, возгорающаяся в каждом из нас. А может быть, и ревность, порождаемая Словом Божиим, не разнится от первой... Господь пришел низвести огонь не только на землю, на которой распространились Его учение и вера, но и на душу каждого, которая сама по себе есть терновная и бесплодная земля, но Словом Божиим возжигается как бы огнем и становится способной к принятию Божественных семян и духовноплодоносной... А многие и часто испытывают оное при чтении Божественного Писания или житий святых отцов, то при убеждении и поучении от кого-нибудь, воспламеняясь душами к деланию добра, и одни пылают до конца, а другие тотчас же охладевают.
[И.Л. – Тернии греха удобнее всего пожигать, сразу обнаруживая отступления от Слова Божия. Чтение Священного Писания без всякой исповеди, без духовников и старцев, мгновенно может человека поставить на колени. Но когда скрыли Слово Божие, сердце превратилось в поле, заросшее терновником, и это хорошо знают все священники, что они непрерывно слышат исповедание одних и тех же грехов, и паства их почти совсем не отличается от мира. За каждым пустяшным случаем в жизни прихожане обращаются к священнику и держатся за него как за стенку. И батюшкам это нравится.
Этим создается их ложный дутый авторитет. Чего проще взять светильник Слова Божия и во свете Библии умолять Духа Утешителя, чтобы он высветил у каждого конкретно все грехи и помог возненавидеть их.
Но священники пошли другим путем, абсолютно неевангельским: заняли место Христа, сели на Моисеевом седалище, для людей стали как языческие оракулы и постоянно повторяют одно и то же: чаще исповедуйтесь и причащайтесь, непрерывно исповедуйтесь, имейте своего духовника, а задача священников состоит как раз в том, чтобы народу указать на Христа, и Господь Сам просветит разум людей и Духом Святым пожжет терновник греха
.