Я часто думаю: за что Его казнили?
За что Он жертвовал Своею головой?
За то ль, что враг суббот, Он против всякой гнили
Отважно поднял голос Свой? За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом кесаря полны и свет и тень
Он с кучкой рыбаков из бедных деревень,
За кесарем признал лишь силу злата?
За то ль, что по частям Он разрывал Себя,
И к горю каждого был милосерд и чуток.
И всех благословлял, мучительно любя,
Преклонный возраст, юность и крошечных малюток.
Не знаю я, Демьян. В «евангельи» твоём
Я не нашёл правдивого ответа.
Там много бойких слов, ах как их много в нём,
Но слова нет достойного поэта.
Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто расшибить свой лоб готов,
Молясь у каждого церковного порога.
Я не люблю религии раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба,
И верю я лишь в силу человека.
Я знаю, что стремясь по нужному пути,
Здесь на земле, не расставаясь с телом,
Не мы, так кто-нибудь ведь должен же дойти,
Поистине, к Божественным пределам.
Но, всё таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна,
Мне стало стыдно, будто б я попал
В блевотину извергнутую спьяна.
Пусть Будда, может быть Конфуций и Христос –
Далекий миф. Мы это понимаем;
Но всё таки ж нельзя, как годовалый пёс
На всех и вся захлёбываться лаем.
Христос, Сын плотника, когда-то был казнён,
Пусть это миф, но всё ж, когда прохожий
Спросил Его: ну кто Ты?.. И ответил Он:
«Сын Человеческий». А не сказал: «Сын Божий».
Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,
И не было Христа, как не было Сократа..
Так что ж из этого? То надобно плевать,
На всё, что в человеке свято ?
Ты испытал, Демьян, всего арест,
И то скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый.
А что б, когда тебе Голгофский выпал Крест
Иль чаша с едкою цикутой?
Хватило б у тебя величья до конца
В час смертный, по Его примеру, тоже
Весь мир благословлять под тернием венца
И о бессмертии учить на смертном ложе?
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил.
Ты не задел Его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был…
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгусток крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Ты совершил двойной, тяжелый грех
Своим глупейшим балаганным вздором;
Ты оскорбил поэтов целый цех,
И малый свой талант покрыл большим позором.
Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи,
Небось злорадствуют российские кликуши:
«Еще тарелочку Демьяновской ухи,
Соседушка, мой свет, пожалуйста, откушай!»
А русский мужичёк, читая «Бедноту»,
Где «образцовый» стих печатался куплетом,
Еще дружней потянется к Христу,
К Единственному, Истинному Свету.