17 апреля в Барнауле планируется провести вечер памяти Василия Климова - депутата третьей Государственной Думы, общественного деятеля, священнослужителя и новомученика Русской Православной церкви, - сообщает сегодня, 6 апреля, пресс-центр городской администрации.
По словам организаторов, в вечере примут участие внук отца Василия – заслуженный врач России, полковник медицинской службы, офицер-подводник Вячеслав Ниниченко, ведущие артисты России. Пройдет премьера фильма «Архиерей», посвященного памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.
По информации пресс-центра, Василий Васильевич Климов (1868 - 1937), депутат III Государственной думы от Томской губернии, родился в 1869 году в г. Барнауле.
Учился в томской классической гимназии. Не закончив пятый класс гимназии, он поступает на службу в Томскую консисторию и в Томскую контрольную палату.
В 1896 году был рукоположен преосвященным Макарием, епископом Томским и Алтайским в сан иерея и назначен священником женского монастыря в г. Барнауле.
В 1899 г. переезжает в село Шаховское Барнаульского уезда, где два года служил священником в местной церкви.
В 1901 году В.В. Климов поступил вольнослушателем в 6 класс Томской духовной семинарии, которую и окончил в следующем, 1902 году.
После окончания семинарии В.В. Климов переехал в г. Бийск, где становится настоятелем Александро-Невской церкви.
Принимал активное участие в общественной жизни г. Бийска. Заведовал церковно-приходской школой и являлся председателем "попечительства о бедных", существовавшего при Александро-Невской церкви. Состоял членом Бийского отделения Томского епархиального училищного совета. Был избран на три года депутатом в eпapxиaльный съезд, проходивший в г. Томске, от Бийского городского духовенства.
Участвовал в качестве выборщика в томском губернском собрании по выборам депутатов в III Государственную думу в г. Томске.
На одном из предвыборных собраний, проходивших в г. Томске, отец Василий произнес речь "вполне лояльного прогрессивного содержания", в которой говорил о необходимости реформ некоторых сторон общественной жизни России. В результате был вызван на "серьезный разговор" с архиепископом Макарием. Осенью 1908 года "за неблагонадежность" В.В. Климов был переведен (а вернее, сослан) из г. Бийска в приход с. Кашинского, Барнаульского уезда.
Осенью 1908 года в Томской губернии были назначены дополнительные выборы депутата III Государственной думы вместо скончавшегося В.К. Штильке. "Опальный священник" в октябре 1908 года был избран выборщиком от городского и сельского населения г. Бийска, а 2 ноября 1908 года на Томском губернском избирательном собрании становится депутатом Государственной думы третьего созыва от Томской губернии.
В Думе о. Василий вошел во фракцию прогрессистов мирнообновленцев и работал в следующих комиссиях: рабочей, переселенческой и по городским делам. Летом 1910 года В.В. Климов изучал как обстоят дела с переселением крестьян из Центральной России в Змеиногорский уезд Томской губернии.
В 30-х годах XX века проживал в Южно-Казахстанской (Чимкентской) области в г. Чимкенте, где служил священником.
23 июня 1937 года был арестован по постановлению УНКВД по Южно-Казахстанской области.
Осужден 26 августа 1937 года тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области по ст. 58 ч.10, 58 ч.11 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений и т.д.) и приговорен в высшей мере наказания – расстрелу.
Реабилитирован 5 июня 1958 года постановлением Президиума областного суда по Южно-Казахстанской области за недоказанностью состава преступления. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
Новости Молодёжный бал в честь дня святой мученицы Татианы пройдет в Новосибирске 03.01.2012
В воскресенье 29 января 2012 года в Новосибирске в ДК октябрьской революции (ул. Ленина, 24; напротив театра «Красный Факел»), состоится молодёжный бал в честь дня святой мученицы Татианы, являющейся небесной покровительницей всех студентов - об этом сообщает Новосибирская епархия. В данном мероприятии участвуют не только жители Новосибирска, но и Бийска, а также Барнаула. Уже сейчас молодые люди активно готовятся к балу, разучивают различные танцы, чтобы 29 января не ударить в грязь лицом. Предыдущий бал прошел в наукограде в 2011 году.
Цель бала — популяризация празднования Дня святой Татьяны в лучших традициях студенческих балов и приобщение молодежи к культуре классического танца.
Наш бал — это прекрасная возможность обрести новых знакомых, увидеть современное Православие с новой интересной стороны, весело и с пользой провести время, и, главное, окунуться в атмосферу 18-19 века, когда данная форма общения молодежи была широко распространена.
Репетиции к балу, на которых вы можете разучить все танцы, проходят каждые ПН, ВТ и СР в 19:00 по адресу: ул. Народная, 75.
На репетициях иметь при себе удобную сменную обувь. Все занятия бесплатные.
Бал организовывается православной молодёжью и в честь православного праздника, но стать его участниками могут все желающие и, кстати, не только студенты, но и работающая молодёжь.
ПРИХОДИТЕ И АКТИВНО УЧАСТВУЙТЕ!
Список танцев: Полонез, Па-де-грас, Менуэт московский, Вальс Людовика XV, Вальс-ринка, Вальс св. Бернара, Вальс Цветов, Вальс Нежность, Вальс-миньон, Испанский вальс, Контрданс: вальс герцога Кентского, Московская кадриль, Полька «Серпантин», Полька «Дружба», Полька-тройка, Вирджинский рил, Вальс фламен, Полька академическая, Парижский вальс, Марш рима, Кельтская полька, Шотландская джига, Бретонская джига, Полька Академическая.
Адрес: г. Новосибирск, ДК Октябрьской революции, Ленина ул. 24, Бал пройдет с 15.00 до 20.00.
Вход — 150 рублей
Билеты в кассах ДК Октябрьской революции.
Контактный телефон: 8-913-899-82-60.
Встреча на Вконтакте.
Внимание! При использовании материалов просьба указывать ссылку: «Официальный сайт Барнаульской епархии РПЦ», а при размещении в интернете – гиперссылку на сайт Барнаульской епархии РПЦ: http://altai.eparhia.ru
СТРАДАНИЕ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ.
Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она Ему Единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диакониссой и, подобно бестелесным Ангелам, она служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом.
Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антонин Гелиогабал1), и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр1), на царский престол был возведён Александр *), юный шестнадцатилетний отрок. Он имел матерью — христианку, именем Маммею; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и покланялся им, как древним богам римским.
В его дворце были изображение Христа и почитаемого язычниками Аполлона3), ветхозаветного Авраама и языческого Орфея4) и многих других. Сам Александр, как сын христианки, не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли христиан. Так как сам Александр был слишком молод, то управление государством было поручено некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх5) Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и розослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждать поклоняться римским богам, угрожая им, в случае неповиновения, лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги диавола: комит1) Виталий, кувикулярий3) Васс, доместик3) Кай. Тогда и в Риме и во всех областях римского государства, полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали смерти.
В то время и святая дева Татиана была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу. Она же помолилась истинному Богу, и вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Диавол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.
Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучение. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ей железными крючьями. По долгом мучении, сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твёрдо, как бы наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И Ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану, так что мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучение; они говорили, что сами они больше страдают, чем сия святая и невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая страдание, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины.
И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех Ангелов, окружающих святую, услышали глас с небес, бывший к святой деве, и пали перед нею на землю и стали молить ее: — «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучение». Все они (их было числом восемь человек) уверовали во Христа и восприяли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли им главы.
На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала перед своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран, вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами.
Святая же, воззрев на небо, молилась среди сих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, Ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто то наносит удары железными палками. Наконец, девять из них умерло, пораженные десницею Ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их — бездушные идолы.
Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божии славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены и удивлены. Сначала ее стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их —Диане1). Святая дева показала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Вес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: — «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?»
Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор*), подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы.
После сего святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание. На утро святую Татиану привели в цирк8) и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ее ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его.
Святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям и те падали мёртвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову. Нечестивцы же все сии дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию; они остригли святой волосы, надеясь, что ее чары будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Посему они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса3). Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования.
Два дня провела святая заключенной в том храме. Небесный свет, который всегда ее осиявал, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее. На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву своему богу Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрёк ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечем4).
Вместе с нею казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него всё его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе с своею дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь.
*) Антонин Гелиогабал, римский император, царствовал с 218 — 222 год; был крайне развращенным человеком, почему скоро навл1к на себя презрение солдат. Он усыновил своего двоюродного брата, благородного Александра Севера, но когда он в этом раскаялся и стал покушаться на жизнь последнего, был умерщвлен солдатами.
*) Тибр — река, вытекающая из Апеннин, при которой расположен город Рим. *) Александр Север царствовал с 222—235 год. 3) Аполлон — один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов; почитался богом солнца и умственного просвещения, а также общественного благополучия и порядка, охранителем закона и божеством предсказания будущего. *) Орфей — певец-герой греческих мифов, сила пение которого, по верованию древних греков, была столь велика, что он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей. *) Екзарх — областеначальник; иногда же под этим именем разумелся началь-ник крепости, комендант.— Ульпиан был одним из приближеннейших к царю придворных вельмож. 1) Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники .императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. 2) Кувикулярий — царский постельничий, спальник. 8) Доместики — охранная стража римских императоров. *) Диана иначе Артемида — греческая богиня луны и охоты. 1) Претор — судебное место, где заседал начальник римский, или судия. г) Цирком называлась площадь, огороженная рядом скамей или стеною. Там происходили состязания бойцов между собою и со зверями. На эту площадь или арену бросали и христиан и потом выпускали хищных зверей, которые содержались при цирке в особых клетках. 3) Зевс или Юпитер — греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей. *) Св. мученица Татиана пострадала во время гонения, воздвигнутого на христиан в четвертом году царствования Александра Севера, в 226-м году.
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
Cкорбный путь жен новомучеников и исповедников Российских
Жены новомучеников и исповедников Российских прошли горький и скорбный путь. Высокий подвиг несли они посреди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения властей, голод и нищету.
Совершая свой крестный путь, подчас унывая и скорбя, они не малодушествовали, но находили в себе силы молиться и славословить Бога. Как выжили они? Как оставались верными Христу? Об этом наша статья.
В семье известного московского священника и талантливого проповедника отца Михаила Шика после его первого ареста осталось трое детей. Оказавшись почти без средств к существованию, его матушка ездила с полугодовалой дочкой из Сергиева Посада в Москву на работу. Она оставляла девочку у родственников и бежала в Исторический музей, где водила экскурсии. А затем с продуктами и пеленками в рюкзаке, с маленькой дочкой на руках возвращалась в Посад. «Уныние не было ей свойственно, – пишет ее дочь Елизавета в своих воспоминаниях. – После моего рождения мама писала отцу в тюрьму: “Дай тебе Бог терпения. А я сквозь тоску о тебе чувствую себя счастливой безмерно, счастливой тобой и знаю, что впереди – радость свидания, и верю, что она не отнимется от нас, и молюсь, только бы нам самим ее не отравить…”» Отец Михаил был расстрелян в 1937 году на полигоне Бутово под Москвой. Матушка Наталья Дмитриевна искала его по разным тюрьмам. Так и не узнав о судьбе мужа, она перед смертью написала ему трогательное прощальное письмо: «Дорогой мой, бесценный друг! Вот уже и миновала последняя моя весна. А ты? Все еще загадочна, таинственна твоя судьба. Все еще маячит надежда, что ты вернешься. Но мы уже не увидимся, а как хотелось тебя дождаться. Но не надо об этом жалеть. Встретившись, расставаться было бы еще труднее, а мне пора… Имя твое для детей священно. Молитва о тебе – самое задушевное, что их объединяет. Иногда я рассказываю им что-нибудь, чтобы не стерлись у них черты твоего духовного облика».
Память о дорогом человеке всегда в сердце любящего, и даже в преддверии могилы все мысли – о нем. Не перестаешь удивляться высокому духу и благоговейным отношениям друг к другу этих святых людей. Между ними была та любовь, которая, по слову апостола Павла, «никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8), а переходит в вечность.
Матушка Александра Сергеевна Голышева хранила последнее письмо отца Николая за иконами как святыню. В этой прощальной записке батюшки, написанной им из тюрьмы незадолго до расстрела, открывается его удивительное смирение и безграничная любовь к семье. «Обо мне не беспокойтесь…» – пишет отец Николай. Понимая, что его ожидает («едва ли уцелею»), он говорит: «Забота о вас. У вас нет ничего…» Последние слова записки – почти молитва: «Храни вас Господь, мои дорогие, крепитесь и молитесь за меня, не поминайте меня лихом… Простите меня Христа ради… Целую вас и молю Бога, чтобы Он сохранил вас. Не забывайте Бога, Божию Матерь и святителя Николая, под покровительство святителя Николая я вас отдаю. До гроба любящий вас папочка».
О любви как о великом Божием даре писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «И делаются человеку человеки своими на время по плоти, на веки по духу». Эта любовь являет чудеса, она и по смерти дарует общение любящим душам.
Священномученик Василий Надеждин в последнем письме из Соловецкого лагеря дает своей супруге, можно сказать, духовное завещание: «Благословляю тебя за твою любовь, за твою дружбу, за твою преданность мне… Да будет воля Божия! Мы дождемся радостного свидания в светлом Царстве любви и радости, где уже никто не сможет разлучить нас, – и ты расскажешь мне о том, как прожила ты жизнь без меня, как ты сумела по-христиански воспитать наших детей, как ты сумела внушить им ужас и отвращение к мрачному безбожному мировоззрению и запечатлеть в их сердцах светлый образ Христа…»
Матушка священника Сергия Сидорова, проходившего последние годы своего служения во Владимирской области, не писала запросы в НКВД о судьбе мужа: он, по свидетельству дочери Веры, сам сообщил супруге во сне о своей гибели. Такое общение возможно при условии, если люди живут одной духовной жизнью и вся она – в Боге.
Матушка священномученика Илии Четверухина, московского священника, погибшего в лагере на Вишере в 1932 году, вспоминает слова из канона Святой Пятидесятницы: «Разлучения вам не будет, о друзи…» «Скоро 15 лет, как батюшка отошел ко Господу, – пишет Евгения Леонидовна, – но я не чувствую с ним разлуки, я точно продолжаю с ним жить одной жизнью. Я часто слышу внутри себя его ободряющий голос, когда переживаю какие-нибудь трудности: “Ничего, мамаша, ты у меня молодец”. Так он мне, бывало, говаривал, и мне легче становится от этого. А если я делаю что-то не так, как надо, как хотел бы он, вижу во сне, что он где-то далеко от меня, и больно сжимается сердце».
Были случаи, когда мученики заботились о воспитании своих детей и после смерти. Дочь отца Михаила Шика вспоминает: «Мама уже после папиного ареста отказалась продолжить подписку на “Пионерскую правду”, сказав, что во сне отец выговаривал ей за эту подписку, так как каждый человек выписывает газету своей партии, а мы в этой “партии” не состояли».
Лишения и скорби учат переоценивать отношения к земным ценностям и душевным мирским привязанностям. До своего ареста протоиерей Илия Четверухин любил подолгу сиживать в библиотеке, в это время семья не должна была его тревожить. Впоследствии он признавался сыну: «Любовь к книгам мешала мне должным образом любить вас, мои дорогие». Матушке же он писал: «Прости меня, если я делил любовь свою между тобою и библиотекой. Теперь ты у меня – единственное сокровище». «Ах, как я тоскую по тебе! – говорит он в другом письме. – Не по свободе, не по дому, не по книгам, а только по тебе! Если бы ты была здесь, около меня, я был бы счастлив!»
Порой семьи священников терпели нужду в самом необходимом. Дочь священномученика Димитрия Кедроливанского из села Круги Егорьевского района носила платье, сшитое из подрясника отца. А в семье тверского священномученика Николая Морковкина было шестеро детей, когда власти, обложившие их семью непомерным налогом, решили изъять и зимнюю ватную рясу батюшки, которую матушка хотела было перекроить дочерям на пальто. Сердце родителей дрогнуло. «Вот эти-то вещи мы с женой и решили не отдавать ради защиты детей», – рассказывал впоследствии отец Николай. За это священника и его матушку отправили в ссылку, оставив детей одних. Позже, из заключения, батюшка напишет в письме: «Теперь я стал богаче, но не тем преходящим, что гниет и тлеет, а тем, что остается до гробовой доски, то есть богатством жизни духовной». О супруге своей он говорил: «Я думал, что она не перенесет такой, кажется по нашему разумению – тяжелый, крест… Но каждому верующему в Бога крест дается по силам, и каждому человеку, имеющему веру хотя бы с зерно горчичное, все возможно».
Священномученик Илия Четверухин незадолго до смерти сказал своей жене во время свидания в лагере: «Здесь я прохожу вторую духовную академию, без которой меня не пустили бы в Царство Небесное».
Удивительна стойкость и мужество, с каким принимали испытания многие семьи священников. Убожество внешней обстановки не угнетало и не озлобляло их. Дочь отца Сергия Сидорова Вера вспоминает, что мама, смеясь, называла их комнату «логово». Родители спали на полу, покрываясь всем, чем могли, так как одеяла и простыни были совсем ветхими; вся их одежда висела на гвоздях, а вещи четверых детей, спавших на лавке и кроватях, хранились в ящиках из-под посылок. Как-то в их комнату пробрался квартирный вор. Он очень сконфузился, увидев такую нищету. Заметив подошедшую матушку Татьяну, он только сказал: «Ничего, нужды бояться не надо, все устроится».
Страдания закаляли дух этих людей, поднимали их над мирской суетой, освобождая от земных попечений.
Как-то отца Сергия спросили, как он, имея такую большую семью, решился стать священником. Если его «возьмут», то на кого он оставит своих детей? Отец Сергий ответил: «На Царицу Небесную. Если я погибну, то за Ее Сына. Так неужели вы допускаете мысль, что в таком случае Она оставит моих детей? Никогда! Спасет и защитит». Через два месяца отца Сергия арестовали, и он погиб. Но «вера отца в то, что Царица Небесная спасет и защитит его детей, оправдалась, – писала его старшая дочь Вера. – Сколько было в ту пору уничтоженных семей. Взяли мужа, потом жену, а детей – в детдом, где они забудут все, что связано с семьей, ее преданья, ее святыни. Нас не тронули, хотя многих жен священников отправили в лагеря».
В житиях святых новомучеников часто встречаются моменты, когда их матушки умоляют ради семьи поменять место служения или перейти на обычную работу, оставив службу. Но осуждать их за этот естественный страх за себя и за своих детей нельзя. «Бояться не стыдно, – говорит отец Сергий Сидоров, – все мы люди, и люди слабые, а вот малодушествовать нельзя. Бог-то ведь с нами, и нигде Он нас не оставит».
Известный поэт XIX века А.Н. Майков писал:
Чем ночь темней, тем ярче звезды.
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…
И действительно, Бог не оставлял этих людей в самых трудных обстоятельствах. Вера помогала им выживать и творила чудеса. Воистину «уповающего на Господа милость обыдет».
«Помню, это было месяцев через шесть после ареста отца, – пишет Вера Сидорова. – Мы очень нуждались, денег не было ни копейки, кругом долги. Мама сидела на кровати и кормила грудью трехмесячного Сережу (пятого ребенка, который так и не увидел своего отца), а я занималась чем-то. Вдруг мама говорит мне: “Вера, поищи в сундуке под бельем: может быть, там случайно остался хоть один сверток…” “Свертком” мы называли мелочь, закрученную в бумажку, которую отец получал за службу. В свертках были и медные монеты, и серебряные. Но я знала, что в нашем единственном сундуке, где лежало белье… давно уже ничего не осталось. Я сказала об этом маме, но она возразила мне: “Ты помолись Николаю Угоднику. Он – покровитель семьи Сидоровых, а ты – ребенок, он лучше тебя услышит и, может быть, поможет нам. Поищи свертки». Я тихонечко помолилась, открыла сундук и стала рыться среди невероятно старых и рваных наших рубашек и простыней. И вдруг – до сих пор у меня сжимается сердце – кричу маме: “Сверток!” Разворачиваю. В нем 20-копеечные монеты! Начинаю дальше искать и вижу: один, второй, третий свертки лежат в уголках сундука, и в каждом не медные, а серебряные монеты! Мама не верила мне, когда я кричала ей об этом: ведь не один раз перерывался сундук за последние месяцы, все давным-давно было истрачено… “Благодари, Вера, святителя Николая”, – сказала мне мама. Свертков семь нашла я тогда».
В семье подмосковного священника Александра Парусникова, где было десять детей, произошло не менее удивительное чудо. Представители власти увели из семьи корову, что привело близких отца Александра в сильное смятение. На беспокойство матушки он ответил: «Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим». С тех пор, как у них не стало коровы, каждый день на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, выходящего на крыльцо, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть благодетеля.
Господь укрепляет веру в Своих чадах. Но находясь рядом, милосердный Бог часто испытывает нас: как несем мы свой крест, с каким сердцем встречаем невзгоды и страдания. С. Бехтеев очень точно сказал о нелегком этом бремени в одном из своих стихотворений:
Оттого в этот страшный, томительный час
Так мучительна тяжесть креста,
Что весь ад сатаны ополчился на нас
За служенье заветам Христа.
У многих тогда были минуты уныния, когда казалось, что не на что и не на кого надеяться. «Все погибло, мы умрем от голода», – бывало, говорила своим детям матушка Татьяна Сидорова. Но через некоторое время она находила силы смеяться и подбадривать детей. Это та сила внутренней устойчивости, сила духа, основанная на готовности все переносить и все терпеть ради Господа, которая не дала погибнуть многим людям в страшные годы гонений. Это к таким людям относятся слова апостола Павла: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4: 8–9). Не перестаешь удивляться, как, находясь в таком положении, эти святые люди не теряли веры, а еще более укреплялись в ней. После смерти матушки уфимского священника Петра Варлаамова Анны Ивановны (она осталась после ареста мужа одна с пятью детьми: старшей было 8 лет, а младшему – 7 месяцев) в ее бумагах была найдена написанная ее рукой молитва, которой она молилась ко Господу после ареста мужа: «Благодарю Тебя, Господи Боже, за все: за жизнь, за невзгоды, прожитые мною, за разлуку с любимым мужем (священником) моим, за муки и радость… за все Тебя благодарю».
Жены святых мучеников и исповедников часто с покорностью воле Божией принимали испытания. Многие из них, прощаясь с мужьями, вполне осознано говорили: «Иди страдать за Христа» (Из жития священномученика Николая Поспелова). Матушки своей верой, стойкостью и терпением лишений и скорбей разделяли участь любимых мужей, становились бескровными мученицами. В самые трудные минуты, когда священники стояли перед выбором: сохранить себе жизнь с условием отречения от сана или погибнуть, обрекая семью на страдания, матушки нередко поддерживали их в исповедании веры. Так, супруга священномученика Валериана Новицкого, получив от мужа из тюрьмы записку, в которой он волнуется о будущей судьбе своих детей, ответила: «Не отрекайся от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь».
Как понять нам, людям XXI века, святых новомучеников? Не странно ли это: благодарить Бога, когда погибает любимый человек и единственный кормилец; служить благодарственный молебен, когда из семьи, где десять детей, уводят единственную корову; радоваться жизни и рождать детей, когда нищета и голод? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что свой крест, то есть все скорби и страдания земной жизни, кажется тяжелым до тех пор, пока человек не научается нести его с терпением и смирением во Имя Христа. «Когда же свой крест преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость. “Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть”, – сказал Господь». Об этом же говорит и апостол Павел: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Кор. 1: 5). Известный подвижник наших дней протоиерей Николай Гурьянов, тоже прошедший непростой жизненный путь, написал стихотворение, которое замечательно дополняет нашу тему:
Путь Божий
К Горе Святой, ко Граду Божью
Различных множество дорог,
Но всех начало у подножья
Креста, на коем распят Бог!
И без венца из острых терний,
Без ран, и оцта, и гвоздей,
Без мук сердечных и томлений
До райских не дойти дверей.
Все ж бремя легкое Христово
Не тяжко будет нам нести,
Если сумеем Его слово
Себе на память привести:
Что скорби праведников многи,
Но Он от всех избавит сих,
И что тернистые дороги
Введут в покой и радость их,
Что Царство Божие открыто
Для тех, кто узким шел путем,
И что для нас теперь сокрыто,
Тому разгадку там найдем,
Что там, где вечное сияет
Светило Божией любви,
Блаженство рая ожидает
Страдальца – путника земли.
Источник: Православный женский сайт САМАРЯНКА
Более подробную информацию вы можете получить
ЗДЕСЬhttp://www.kistine1.narod.ru