Сергиев оИоанн (Кронштадтский). Проповеди Сергиев Иоанн (Кронштадтский). Проповеди.
«…открытым оком», 29 том, вопрос 4013. Можно ли разобрать во свете Библии хотя бы одну проповедь Иоанна Кронштадтского?
Ответ: Его авторитет был не от проповеди, а от исцелений и исповеди. От чудес, которые случались. Батюшка Иоанн был академист и знал, как составить проповедь.
Но если сравним его проповедь с проповедью Ярла Пейсти, Чарлза Сперджена, то разница будет очень уж большая и не в пользу чудотворца.
Здесь нет призыва к рождению от Духа Божия, от Слова Божия.
Иоанн, как и все православные, ремонтирует, реставрирует мертвеца, а вопроса о его воскрешении они не ставят даже.
“(Иисус) взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей”. (Мрк.14:33-35).
Предметом нынешней беседы с вами, братия и сёстры, я беру самые трудные минуты из земной жизни нашего сладчайшего Спасителя, — Его смертельную скорбь в Гефсиманском саду прежде распятия и молитву Отцу Небесному до кровавого пота, да минует Его час сей или, по сказанию другого Евангелиста, да мимоидет чаша страданий Его (Лук.22:42-44).
Говорю — самые трудные минуты — потому что, укрепив дух молитвою, Он спокойно, с непоколебимым мужеством предался врагам Своим, с адскою злобою жаждавшим Его смерти, и до самой смерти сохранил Божественно-величественное спокойствие духа. Итак, слушайте. Пришед в сад Гефсиманский, в котором совершилось Его предательство коварным Иудою, Он начал ужасаться и тосковать.
О грехи, грехи наши! вы Самого Спасителя мiра — по Его человеческому естеству — довели до праведного ужаса и тоски смертной! Как вы отяготели на Нём, неповинном ни единому греху! — И было чему ужасаться; и было о чём смертельно тосковать! Грозная, точная правда Отца Небесного возвергла на Сына грехи всего мiра, — грехи людей всех времён и народов, — в том числе мои, ваши, людей прошедших времён, времени настоящего и будущего, до скончания мiра! О, какое и сколь тяжкое это бремя, невыносимое ни для кого из смертных, ни — даже для всех Ангелов, если бы они и захотели взять на себя это бремя!
Ибо это бремя бесконечно тяжёлое, как бесконечна правда Божия, бесконечно поруганная, как бесконечно милосердие Божие, решившее помиловать грешный род человеческий чрез страшный, бесконечно дорогой выкуп.
Не удивляйтесь поэтому, что Богочеловек ужасается бесконечно великого бремени как человек, взявший на Себя наши немощи и понесший наши недуги.
На Нём отяготели безмерные моря грехов человеческих, всё их праведное возмездие, всё подобающее им по правде Божией мучение, мучение временное и вечное; ибо все верующие в Него и кающиеся искренно получат ради Его страданий и смерти свободу от временных и вечных мучений.
Но — продолжим беседу на дальнейшее сказание Евангелиста. Ужасаясь и тоскуя о грехах человеческих, Он сказал: душа Моя скорбит смертельно, т.е. о грехах человеческих, о грехах всеродного Адама, ибо все люди — его семя, его порождение. О, скорбь безмерная, любвеобильная, жалостливая о всех, плодотворная! О, скорбь спасительная для многих, многих верующих и кающихся!
Эта скорбь Богочеловека исходатайствовала нам у Отца Небесного спасительную печаль по Бозе, печаль о грехах и жажду правды: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает (2Кор.7:10). Но Господь скорбел безмерно и о том, что Его скорби, Его страдания и смерть, Его кровь, излиянная за грехи мiра и в искупление его, будут для многих неверующих и хулящих Его — бесплодны и послужат к большему их осуждению как поправших Кровь Завета вечного, излиянную для искупления, а не для погубления.
“Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертию, — то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, — говорит Господь. И ещё: Господь будет судить народ Свой” – Втор.32:35-36. “Страшно впасть в руки Бога живого!” (Евр.10:26-31).
Теперь обращусь с вопросом к себе и к вам: в виду смертельной скорби Искупителя мiра о грехах наших — скорбим ли мы сами о своих грехах, причинивших такую смертельную скорбь нашему Господу? Искренно ли каемся в них? Чувствуем ли их тягость, сознаём ли ответственность за них пред Богом праведным и истязующим от всех правду?
Стараемся ли творить плоды покаяния? Вот миновало для нас в этом году святое время Четыредесятницы, данное Богом для нашего покаяния, для познания всей прелести и пагубы грехов, для исправления и обновления духовного и телесного.
Позаботились ли мы все, чтобы это время прошло для нас душеполезно, плодотворно, спасительно? Святая Церковь называет всех православных христиан в литургийных молитвах святым и избранным стадом Христовым. Приличествует ли нам это название? Таковы ли мы в самом деле? Признает ли нас Христос на Страшном Суде Своим стадом, Своими овцами? Будут ли для нас искупительны страдания Христовы и смерть Его за нас? Одесную или слева от Себя Он нас поставит — на стороне овец или козлищ?
О, сотвори меня, Господи, овча словесного Твоего стада и от части козлищ избави меня!.. Ещё хочу предложить вам сегодня один вопрос с ответом на него. Почему св. мученики и мученицы Христовы пред своими ужасными, бесчеловечными мучениями и во время самых мучений не ужасались и не тосковали, как Искупитель мiра Христос, а с радостию шли на всякие мучения и во время самых мучений радовались, как свидетельствуют неложная история и акты мучеников?
Оттого, что их укрепляла сила Христова и как бы Сам Христос страдал в них, а не они сами, яко иному страждущу, по выражению церковной песни. Всю остроту и тягость мучений перенёс на Себе Христос, Агнец Божий, вземляй грехи мiра, а им оставалось только в Нём страдать, как таинственным членам Его тела.
Вот чем объясняется их отрада и радость в страданиях за Христа. Кроме того, их утешала твёрдая надежда на будущую жизнь, которую они видели пред собою, как настоящую. Пострадавый и умерый за нас и воскресый из мёртвых в третий день, Господи, слава Тебе. Аминь”.
Св. праведный о. Иоанн Кронштадтский.
Кол.1:10-14 – “чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов”.
Псалтирь читают или же поют
Три тысячи погожих лет и хмурых.
Вздох нищеты и тех, кто влип в уют,
И на войне спасти желая шкуру.
Псалтирь Давида, древнего царя,
Царям в подмогу учит жить и править,
Её не любят деспоты не зря.
Их царство не в Божественной оправе.
Псалом запоминающийся сотый –
Программа и регламент для царей.
Царь словно пасечник, а подданные – в сотах,
Спешит бесчестных истребить скорей.
Псалмы пятидесятый, девяностый
Звучат по храмам, в утренних молитвах, —
В них главная конструкция и остов
Ста пятидесяти псалмов, – взывают слитно.
Историю побед и поражений
Проходим с непокорными, как мы.
Герасим Павский перевёл нам прежде
Для будущих потомков все псалмы.
Что видел псалмопевец, пережил,
Во всём, везде узрел он Иегову;
Любил он Бога, а не гаражи,
И счастье в Боге видел – не в подкове.
Сегодня хмарь, а к вечеру и дождь,
Пока что без прогляда в грозных тучах.
Любой из нас блоха, червяк и вошь –
С Давидом было не намного лучше.
Мистически мы вместе с пастушком
Сразим гиганта бед, как Голиафа,
За пляшущим и мы пройдём пешком,
Неуязвимые для миллиона мафий.
Псалтирь ласкаю взглядом постранично —
И слышу зов Христа из всех псалмов;
И не Давид писал её, а каждый лично,
Хотя бы был последний охламон.
02.06.08. ИгЛа
Единственный врач
В Слове Божьем грех представлен как преступление, как нарушение установленных Богом законов, как непокорность воле Божьей, самовольное непослушание Создателю. Грех - это зло, которое человек совершает сознательно и постоянно потому, что по своей природе он греховен. Иначе говоря, человек - раб греха. Он находится во власти своих греховных похотей. Таково печальное состояние каждого грешника, без исключения.
Но в очах Божьих грех подобен болезни: "От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места" (Исаия 1:6). Грешник является не только беззаконником и преступником, но он является и беспомощной жертвой хронической болезни - греха. Бог смотрит на наш грех, как врач смотрит на больного. И этого больного может излечить один Бог!
Допустим, что Бог смотрел бы на наш грех только как на преступление. Тогда для нас не было бы никакой надежды! Как преступившие Его заповеди все мы виновны пред Всемогущим Богом. Но благодарение Богу вовек за то, что по великой милости Своей, Он относится к нашему греху как к болезни, которую нужно врачевать. Поэтому в 53-й главе книги пророка Исаии мы читаем: "...Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни, ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:4,5). Слава и благодарение нашему Господу! Однако Бог создал человека, незаражённым болезнью греха. Он создал его совершенным, "по образу и подобию Своему". Вот почему до грехопадения человек не знал физического недуга, не знал болезни. Болезни начались тогда, когда человек согрешил. Смертельное тление вошло в тело человеческое с того момента, когда в непослушании он вкусил от запретного плода. Болезнь - это нечто несвойственное организму человека, отклонение от нормы. Она подобна язве, которая не принадлежит телу. Грех подобен раковой опухоли в теле человека, которая постепенно поедает и уничтожает его, и наконец, приводит его к гибели. Сколько сил, энергии, времени, денег тратится для борьбы со всевозможными заболеваниями, но из всех болезней самой страшной и пагубной является болезнь греха. Грех является источником всех остальных смертельных недугов
Грех, войдя в плоть человека, нарушил весь строй человеческой жизни. Подобно тому, как болезнь расстраивает весь организм, так и грех вносит полный беспорядок в душу человеческую, и от этого страдает весь человек. Он - нездоров духовно и душевно! Он духовно мёртв! Бог предупреждал человека: "В день, в который ты вкусишь от него (от древа познания добра и зла), смертию умрешь" (Быт. 2:17). Человек стал мёртв по преступлениям своим. "Душа согрешающая, та умрёт" (Иез. 18:4).
Как раз в этом и заключается вся трагедия греха: это смертельная болезнь. Нет никакой надежды для человека, который во грехе. И от этой болезни ему самому не освободиться. И это касается не только его земной жизни. Но природа греха такова, что он развивается всё больше и больше.
Есть человеческие болезни, которые можно излечить или, по крайней мере, временно приостановить их дальнейшее развитие. Но грех - это болезнь такого рода, от которой нет исцеления без Божественного вмешательства. Грех фатален.
Однако человек дорог в очах Божьих. И зная, что ему самому никак не освободиться от этой болезни - греха, Бог посылает Своего чудного Врача, Который силен полностью исцелить нас, освободить от этой болезни. И Он готов это сделать сейчас, сию минуту. Он не будет лечить нас разными препаратами и методами, нет. Сам Врач берет на Себя все наши ужасные болезни, все наши грехи; и, взяв грехи наши, Он несёт и наказание за них, то есть принимает смерть. Вот почему пророк Исаия говорит в своей чудной 53-й главе: "Ранами Его мы исцелились!"
Грешник, знаешь ли ты, что означает "ранами Его мы исцелились?" Апостол Павел в своём 2-м послании к коринфянам поясняет: "Ибо не знавшего греха, Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными перед Богом" (2 Кор. 5:21).
Это один из величайших текстов Библии. В нем ясно, просто и коротко изложен путь спасения, средство для чудного и моментального исцеления от пагубной болезни греха. Этот стих говорит нам о том, что Великий Врач, Сам не знавший болезни греха, принял на Себя нашу болезнь, чтобы исцелить грешника, тебя и меня, от хронической болезни греха. Когда непорочный, безгрешный Сын Божий занял место грешника и принял на Себя наказание, предусмотренное за грех, Богом было совершено величайшее дело спасения.
Разберём значение этих слов из прочитанного стиха. Первые два слова: "не знавшего греха..." Что означают эти два слова? Они очень ясно говорят о том, что Иисус никогда не совершал греха, Он не знал греха! Этим Он и отличался от всего рода человеческого. Он безгрешен. В 1-м послании апостола Петра написано: "Он (т.е. Христос) не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2:2). Христос мог обратиться к самому ярому врагу Своему и спросить без колебания и страха: "Кто из вас обличит Меня в неправде?!" Ни один из них, и никто после них не мог указать и на малейшее отклонение Христа от пути святости и праведности.
Да, только о Христе сказано, что Он не знал греха, а обо всех других сказано: "все согрешили и лишены славы Божьей." Поэтому нам необходимо покаяться, как говорит Писание: "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деян. 17:30). Все мы лишены славы, все мы виновны пред Ним. Но нашему благословенному Господу Иисусу Христу ни в чём не надо было каяться. Он никогда не сожалел ни об одном Своём поступке или слове. Он никогда не обращался к Богу-Отцу с исповедью о прощении каких-либо Своих согрешений. Иисус Христос безгрешен!
Возьмите любого человека, каким бы он ни был преданным и верным Богу, он стал таким лишь потому, что пришёл к Богу с раскаянием, с сокрушённым сердцем, и исповедал свой грех пред Богом. Можно сказать, чем больше предана душа Богу, тем глубже она раскаивается в своих грехах!
Но Иисус Христос был свят без всякого покаяния, хотя Он и был на земле Человеком. Он превосходил всех людей, потому что Он был Богом, воплощённым в Человека! Да, Христос молился, как человек. Он проводил иногда целые ночи в молитве, изливая Своё сердце пред Богом-Отцом. Но в молитвах Его никогда не было исповедания греха. Он учил других молиться словами: "... и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Матф. 6:12). Но Сам Иисус о Себе не мог молиться так, ибо Он свят.
Слово Божие учит далее, что Иисус Христос не только никогда не совершил ни одного греха, но Он не знал греха, потому что Его человеческая натура никогда не была осквернена даже малейшей склонностью ко греху. Ангел сказал деве Марии: "Рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим."
При этом о Христе сказано, что Он, подобно человекам, был искушён во всем, кроме греха. Грех не был присущ Его натуре, Он не был заражён грехом, как человек. Вот почему искуситель не мог склонить Его ко греху. Спаситель мог сказать: "Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Иоан. 14:30). Кто из нас мог бы сказать подобное?
Когда враг подходит ко мне извне, то внутри меня скрыт мой же предатель - грех, который рад был бы сдать крепость, если бы мог. Такова наша греховная натура. Грех находится внутри нас с момента грехопадения первого человека.
Второй причиной, почему Христу невозможно было грешить, является то, что Он Сам был Богом, хотя Он воистину был и Человеком. Придя на эту землю и воплотившись в образ человека, Он не изменил Своего Божественного естества.
Божий Сын, родившийся от Духа, без вмешательства земного отца, всегда был вечным Богом. И как до воплощения Своего, так и теперь, став Человеком, Он не мог грешить.
Вы можете спросить, зачем тогда надо было искушать Его, если Ему несвойственен грех, если Ему невозможно было впасть в грех? Ответ на этот вопрос прост. Искушение было дозволено Иисусу не для того, чтобы узнать, падёт Он или нет, но для того, чтобы доказать, что Он не может пасть. Искушением был доказан тот факт, что Иисус воистину был свят и без греха, и потому мог быть угодной жертвой за грех.
В Ветхом Завете мы постоянно читаем, что жертва за грех свята пред Богом. И это было чудно проявлено в Сыне Божьем! Искушения доказали Его невинность и абсолютную святость. Обратите внимание на то, что даже в день распятия нашего Спасителя, мы имеем свидетельства о святости и невинности Христа из уст Его же противников.
Например, жена Пилата умоляла своего мужа: "Не делай ничего Праведнику Тому!" (Матф. 27:19). Затем сам Пилат умыл руки пред народом и сказал: "Невиновен я в крови Праведника Сего" (Матф. 27:24). А разбойник, распятый на кресте рядом с Иисусом, воскликнул: "Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал" (Лук. 23:41). И, наконец, когда Спаситель испустил Дух, который отошёл к Отцу Его Небесному, римский сотник, видя происходившее, сказал: "Истинно Человек Этот был праведник" (Лук. 23:47). Да, воистину всё свидетельствует о том, что Иисус Христос был безгрешен.
Следующие слова нашего текста: "...Он сделал для нас жертвою за грех." Иисус Христос Сам сделался жертвою за наши преступления, за наши грехи. О Нём написано: "Когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его" (Ис. 53:10). Какое непостижимое чудо! Тот, Кто не знал греха, отдаёт Свою невинную Душу и проливает Свою Святую Кровь в умилостивление за грехи мира!
Следует отметить, что не только физические страдания Спасителя на кресте совершили это чудное искупление, но и страдания Его непорочной, святой, безгрешной Души совершили это искупление. Мы читаем, как в течение шести ужасных часов Он, распятый на позорном кресте, страдал...
Но и в этих страданиях Он заботился о других: о Своей матери, которую Он поручает Иоанну; о народе, стоящем вокруг креста, о котором Он взывает к Своему Отцу Небесному: "Прости им, ибо не знают, что делают"; услышав мольбу разбойника, Он отвечает ему: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук. 23:43). Несомненно, Иисус страдал и Сам от рук человеческих. Но Его страдания не устранили бы грехи человеческие. И вдруг в полдень солнце как будто было стёрто с неба! Непроглядная тьма объяла всю землю. В этот момент умирал Тот, Кто был и Богом и Человеком. Богу-Отцу было угодно поразить Его. В течение последующих трех часов мрака, в который не мог проникнуть ни один человеческий глаз, Христос принял на Себя наказание за грехи наши. Праведный Бог совершил праведный суд за грехи всего человечества. И это наказание понёс Сын Его, не знавший греха, добровольно став жертвою за грехи мира!
Да, "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились." Там, на Голгофе, Он сделался жертвою за наши грехи. Великий Врач Сам принял на Себя болезнь греха всего мира, чтобы ранами Своими исцелить нас. Только таким путем, будучи отторгнутым от земли живых, Он мог спасти нас. За преступления людей Иисус Христос претерпел казнь и принял смерть.
Как велика милость Божия! Святой, непорочный, безгрешный Сын Божий занял наше место осуждённых, чтобы мы, ты и я, навсегда были освобождены от наказания за грехи наши, чтобы мы имели жизнь вечную.
И, наконец, рассмотрим последние слова разбираемого нами стиха: "...чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом." Какова была цель жертвенной смерти Сына Божия? "Чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом." Праведными не своей праведностью, а праведностью Святого Сына Божия через жертву умилостивления. Это значит, что мы освобождены от того ужасного наказания за грехи, которое мы заслужили. Иисус Христос не только освободил нас от наказания за грех, но Он исцелил нас от смертельной болезни греха: "Ранами Его мы исцелились." И мы "сделались праведными пред Богом!" Слава и благодарение Ему за это!
Через смерть Сына Божия мы не только прощены, оправданы, исцелены, но, принимая Спасителя в сердце своё, мы даём Ему возможность творить в нас всё новое! Принимая в сердце своё Иисуса Христа, мы получаем усыновление. Мы можем общаться с Богом как с Отцом!
Дорогой друг, принял ли ты этот величайший из всех даров, который предлагает Бог каждому грешнику - жертву, совершенную Христом на Голгофе? Этот дар настолько велик и бесценен, что его невозможно купить за все сокровища мира! Потому и велика милость Божия, что по Его благодати этим даром может обладать каждый, кто принимает верою Иисуса Христа! Бог даёт этот величайший дар по благодати Своей, а не по каким-либо твоим личным заслугам. И когда ты примешь этот дар Божий, тогда ты поймешь, что означают слова: "ранами Его мы исцелились." Своей Голгофской смертью Он спасает тебя, исцеляет тебя от греха! "Взглянь на раны Христа, на терновый венок и познай, как в любви Он высок", как Он хочет спасти и тебя! Прими верой Божий дар спасения твоего.
Да поможет тебе Господь это сделать сейчас.
Молитва в аду!
Существует ли загробная жизнь? Бессмертен ли человек? Если так, то где будет его душа, когда он переступит порог смерти? Эти вопросы интересовали человека в течение всей истории. Можно ли найти точный ответ на эти вопросы? Да, можно. Есть один достоверный источник, которому мы можем полностью довериться, этот источник непогрешим - это Библия, Слово Божие. На этот вопрос может ответить только Бог. И Он это делает в Своём Слове, в Священном Писании. Все другие толкования о потусторонней жизни, мы должны категорически отвергнуть как человеческие измышления, поскольку они не согласуются с тем, что сказано в Библии.
Но что говорит Слово Божие о загробной жизни? Это важно потому, что каждого из нас ожидает вечность. Где мы будем проводить вечность? Согласно Священному Писанию есть только два возможных места: рай или ад, либо в состоянии блаженства вечность в раю, либо в мучительном состоянии вечность в аду. Библия нигде не указывает нам на какое-либо третье место, между раем и адом. Такое третье место, вроде какого-то чистилища, это выдумка человеческая, которую внушил дьявол. Он, как никто другой, не желает, чтобы человек задумывался о вечности, а если и задумывался, то чтобы не был слишком обеспокоен этим вопросом, так как там (как говорит он) ещё есть возможность исправиться. Так говорит враг душ человеческих. Это ложь! Слово Божие говорит, что там, в вечности, после смерти, нет ни покаяния, ни каких-либо возможностей для исправления. Если бы после смерти была возможность покаяться, то земная жизнь не имела бы никакой цели и значения по отношению к жизни после смерти. Что человек посеял здесь, на земле, он пожнёт там, как сказано в Послании апостола Павла к галатам (6:7,8): "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою, от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух, от духа пожнёт жизнь вечную."
Иисус Христос приводит один из самых ярких примеров из потусторонней жизни, какой только имеется в Священном Писании. Это история о богаче и Лазаре, где Христос говорит, как после смерти Лазарь был отнесён Ангелами в рай, а богач после смерти ушёл в ад. И в аду, будучи в муках пламени, что делает богач? Не прошло и пяти минут, как эта несчастная душа молится. И притом, это первое, что она делает: "Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем" (Лук.16:24).
Что делал богач при жизни здесь, на земле? Нетрудно заключить, какую жизнь он проводил, из слов Христа: "Он одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно." Как ясно сказано, он сеял в плоть свою. Он думал только о настоящем, о земном, о том, как лучше угодить своей плоти. Он не думал ни о Боге, ни о вечности, он думал о земном.
Будучи здесь, на земле, он ни разу не помолился. Молиться? А зачем? Я всё имею, я вполне удовлетворён моим положением, мне не нужен Бог. О чём я буду Его просить, если я имею всё? Поэтому нет надобности мне молиться. В Библии мы два раза читаем такие слова: "Сказал безумец в сердце своём: "нет Бога". Бог называет "безумцем" того, кто в сердце своём отрицает Бога. Такой человек даже может устами молиться, но делает он это машинально. Он может повторить сотни раз "Господи, помилуй!", но сердце его не осознаёт, что говорят уста. Такой человек стоит в церкви, губы его шевелятся, и вместе с другими он наизусть повторяет молитву Гоподню. И знает он эту молитву так, что во сне может повторить её без единой ошибки. И, как ни странно, каждый раз, повторяя её, он нарушал третью заповедь: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Ис. 20:7). Молиться механически, не от сердца, машинально, не осознавая, о чём ты молишься, - это мерзость пред Богом. Будучи израильтянином, этот богач, несомненно, посещал дом Божий, выполнял ритуалы богослужения, повторял молитвы и предавал гласности символы веры, а сердце его было пусто, оно ему говорило: "То, что я делаю, это глупость: Бога все равно нет."
А теперь, в аду, первое, что он делает, он молится. Теперь его молитва искренняя, сердечная, теперь-то он верит, что Бог есть. Теперь он видит то, чего раньше никогда не видел: он видит небесное царство, а сам он находится в аду, и муки его ещё больше усиливаются, потому что видит рай, а попасть туда уже никак не может: между ним и раем утверждена великая пропасть. И, как ни странно, теперь он молится. Он не повторяет какие-то заученные молитвенные слова. Он знает, что они не имеют значения, и потому он молится так, как никогда раньше не молился. С истовым воплем он взывает: "Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем."
Не без значения, друзья, что в первой своей молитве (а ведь до этого он никогда искренне не молился) он просит о воде! Да, именно о воде. Просил бы он на земле с такой же искренностью о воде, которую предлагал Христос, и получил бы её. И тогда эту молитву он бы не произнёс теперь в аду. Но, увы! Здесь, на земле, он не считал, что ему нужна та вода, которая дала бы ему жизнь вечную. Но теперь он там, где воды нет, там вечный огонь поедающий.
О, если бы здесь, в этой жизни, он послушал слова Христа! Вполне возможно, что исполняя свои религиозные обязанности, он был в храме в тот день, когда Христос возгласил громким голосом: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Иоан. 7:37,38). Если бы он даже и обратил хоть малейшее внимание на эти слова Христа, то, наверное, махнув рукой, подумал, о какой это воде Он говорит, зачем она мне. Я всё имею, каждый день пиршествую блистательно и не воду пью, а отборнейшие вина. Что Он может дать лучше того, что я уже имею. О, если бы он поверил Христу: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную" (Иоан.4:14). Если бы он поступил так, как поступила женщина самарянка, которая сказала: "Господин! Дай мне этой воды", -то Господь дал бы и ему, как Он дал самарянке. Она ушла радостной, прощённой, с этим источником воды живой. Она получила жизнь вечную по первой просьбе!
Богач, однако, никогда не просил, никогда по-настоящему не молился и ушёл в вечность таким, каким он был, без Бога и без Христа.
Как обстоит дело с твоей бессмертной душой? Молился ли ты когда-нибудь? Я не спрашиваю, повторял ли ты молитвы. Возможно, что ты несколько молитв даже знаешь наизусть. Я не спрашиваю тебя, сколько раз ты ходил в церковь, сколько свечей ты поставил или сколько земных поклонов ты сделал перед образами. Нет. Но молился ли ты? Ощущал ли ты такую нужду, такую жажду познать Бога, что из глубины твоего сердца вырывался вопль, который ты никак не мог удержать? Если да, то в сердце своём ты знаешь, что это была настоящая молитва! Это был крик души, это была тоска по Богу! Так ты ещё ни разу до этого не обращался к Богу. Было ли у тебя что-нибудь подобное? Имеешь ли ты искреннее желание найти Бога, примириться с Ним? Чувствуешь ли ты, что без Него ты не можешь обойтись? Если так, то радуйся, мой друг. В таком случае ты блажен. Так говорит Христос: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся..." (Мф. 5:6). "Блаженны алчущие ныне", да, в этой жизни. И что тебе нужно сделать, если ты ощущаешь эту жажду? Просто иди к Иисусу, и Он даст тебе эту воду живую, она и у тебя будет источником воды, текущей в жизнь вечную!
Послушайте последний призыв Библии, на последней странице этой Святой Книги: "И Дух и невеста говорят: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром" (Откр. 22:17).
Приходил ли ты так к Господу, чтобы верою принять этот чудный дар спасения? Если нет, то сделай это сейчас. Скажи Господу самыми простыми словами, что ты нуждаешься в Нём, проси, чтобы Он Духом Святым вселился в твоё сердце. Не упусти этот благоприятный момент, когда Дух Святой тебя ещё зовёт, и ты ощущаешь нужду в Нём. Молись, как можешь, проси во имя Иисуса Христа, и ты будешь услышан. Слава и благодарение Ему!
Как может человек проверить себя, спасён ли он действительно, имеет ли он жизнь вечную, чадо ли он Божие? Можно ли себя так проверить и точно знать, что если я сейчас умру, то обязательно буду в раю с Господом?
В своём Послании к верующим в Коринфе апостол Павел пишет так. Однако, перед тем, как нам прочитать это место, хочу отметить, что пишет апостол эти слова к верующим, и притом в последней главе своего второго послания к ним. Вы сейчас поймёте, почему перед чтением я хотел, чтобы вы обратили внимание на этот очевидный факт: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2Кор.13:5).
Какой необходимый признак детей Божьих приводит здесь апостол Павел, по которому они могут себя проверить, в вере они или нет? Живёт ли в них Христос! Если ты, мой друг, не имеешь Бога, если Дух Христов в тебе не пребывает, то ты не чадо Божие. Только тот, кто имеет Духа Христова, спасён. Это вернейшее доказательство, что ты христианин. Как важно быть уверенным в этом важнейшем из вопросов. От того, как ты на него ответишь, зависит и то, где ты проведёшь вечность!
Но кто-нибудь спросит, есть ли верный признак того, что Христос в тебе живёт? Есть. Есть целый ряд признаков, но я хочу привести один из надёжнейших признаков, что Бог живет в сердце человека.
Таким верным признаком является молитва. Чтобы убедить сомневающегося Ананию, что Савл, гонитель церкви, действительно стал христианином, новым, возрождённым человеком, Господь сказал ему всего три слова: "Он теперь молится." А разве Савл до этого не молился? Ещё как! По требованию закона он не только молился по нескольку раз в день, но и регулярно постился. Но в очах Божьих это не была молитва, это была форма, пустые слова, обряд без жизни. Однако же, сразу после встречи на пути в Дамаск с воскресшим Христом, Савл первый раз в жизни начал молиться так, что Бог обратил внимание на его молитву и поэтому говорит: "...он теперь молится" (Деян. 9:11).
Если мы дети Божии, то в нас живёт Дух Святой, а Он есть Дух молитвы. И "сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии",- говорит Слово Божие (Рим. 8:16). Это Дух Божий в нас молится воздыханиями неизреченными. Верный признак, что ты - чадо Божие, это чувство зависимости от Бога, что ты во всём и постоянно в Нём нуждаешься и желаешь, чтобы Он более и более овладевал тобою.
Этого ощущения богач не переживал. Он в сердце своём говорил: "Нет Бога". Он не позаботился узнать, есть Бог или нет, поэтому он никогда не обращался к Нему в молитве, но зато теперь, попав в ад, первое, что он делает, он молится и молится искренне, с воплем, от всего сердца. Но увы! Ответа он не получает, несмотря на то, что просит он искренне и просит всего лишь капельку воды. Он теперь знает, что воды в аду нет, поэтому он просит Авраама послать к нему Лазаря, чтобы тот лишь намочил кончик перста своего и коснулся иссохших губ его.
Здесь, на земле, он не находил нужным прийти к Иисусу, Который дал бы ему реки воды живой. Выпил бы он эту воду здесь, ему не надо было бы теперь там просить эту капельку воды, которую он просит уже 2000 лет и не получает её.
"Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем."
Да, это была искренняя молитва, но здесь она оказалась уже тщетной. Обратился он с этой молитвой поздно. Но допустим, что с этой молитвой он обратился бы раньше, до перехода в вечность, то и тогда он не получил бы ответа. Его молитва была бы безответной, если бы он так молился в этой жизни. Почему? Он обратился с этой молитвой к тому, кто не мог на неё ответить. Он обратился к человеку, к Аврааму, к одному из святых. Как бы Авраам ни был свят, но он человек, и в Слове Своём Бог строго запрещает поклоняться человеку.
Сколько раз мы встречаемся в Священных Писаниях со словом "Придите". И в этой же Библии сказано, к Кому следует приходить нам со своими нуждами, к Кому следует обращаться за спасением своей души! Не к святым, не к ангелам, не к усопшим, но только к Иисусу Христу. Между Богом и человеком нет другого посредника, кроме Иисуса Христа. Он Один мог сказать, что "никто не приходит к Отцу, как только через Меня." Ни один святой не может занять Его место. Сын Божий стал человеком, чтобы стать посредником между Богом и человеком. Он один мог совершить для нас искупление, угодное Богу. В Библии мы читаем: "Ибо Един Бог, Един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех..." (1 Тим.2:5,6).
Богач обратился к святому, к Аврааму, он у него попросил воды. Но если бы богач и на земле попросил воды у Авраама, то есть обратился к святому, то не получил бы ее. Ни Авраам, ни какой-либо другой святой не мог бы дать ему эту воду. Один Христос может дать воду живую, поэтому Он и говорит: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей..."
Молитва богача к Аврааму - это единственный случай в Священном Писании, когда молитва обращена к святому. Так же, как такая молитва в аду оказалась бесплодной, так и здесь, на земле, молитва, обращённая к святым, никаких результатов не может дать. Такая молитва является мерзостью пред Богом. Такая молитва к святым или просьба об их посредничестве есть ни что иное, как издевательство над Богом и Его Сыном, Которого Он назначил быть Единым посредником между Собой и человеком. Молитва святым - это вымысел. Слово Божие строго запрещает любое поклонение твари. Один Создатель, Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - достоин славы и поклонения, и только к Нему должны мы обращаться в молитве.
Молишься ли ты, мой друг? Призывал ли ты Бога когда-нибудь от всего сердца, искренне? Чувствуешь ли ты нужду в Нём? Жаждешь ли ты быть исполненным Им, чтобы Он жил в твоём сердце? Если да, то ты блажен, ты счастлив, что ощущаешь нужду в Нём. Тебе нужно только открыть двери твоего сердца, пригласить Его к себе и предать себя в Его руки. Ты никогда не пожалеешь о том, что сделал это. Сделай это сейчас. Пусть тебе поможет Сам Дух Божий. Христос cказал: "Се, стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20).