Мир Вам Дорогой Гость!
Суббота, 04.05.2024, 14:32
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Фото Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по темам · Общий поиск · RSS подписка ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ольга  
Православный форум Игнатия Лапкина "Во свете Библии" » Вопросы и Ответы » Общие вопросы » Деятельность игумена Евмения
Деятельность игумена Евмения
Pol456Дата: Четверг, 19.01.2012, 03:22 | Сообщение # 1
Редкий гость
Группа: Пользователь
Вера: Православный
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 16
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=0Jj63d12_QI

http://www.youtube.com/watch?v=93s0pUFFnrM&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=MMiBo_WlwKE&feature=related

Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru

 
Pol456Дата: Пятница, 03.02.2012, 17:17 | Сообщение # 2
Редкий гость
Группа: Пользователь
Вера: Православный
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 16
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
http://vk.com/evmeniy - Игумен Евмений "Вконтакте"

http://evmeny.ru/ - Сайт

Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru

 
Игнатий_Лапкин_(ИгЛа)Дата: Суббота, 04.02.2012, 11:08 | Сообщение # 3
Супер главный
Группа: Главный Администратор
Вера: Православный христианин
Страна: Российская Федерация
Регион: Алтайский
Город: Барнаул
Сообщений: 7670
Награды: 32
Репутация: 30
Статус: Offline
Вопрос 4007: (29 т. «…открытым оком» Игнатий Лапкин).
Вы говорите, что смирение помогло вашей общине не превратиться в секту. Но разве это может быть, если все исповедуют Символ веры и причащаются?


Ответ: В каждом храме есть и Символ веры и причастие. Но стоит только встретиться с любым священником в патриархии, с прихожанином, то видны не только явные признаки сектантства, а это самые настоящие сектанты, но внешне они в храм ходят.

И такими их сделала узость взгляда на истину.

«До сего дня нам известные, казалось бы, благочестивые люди вдруг станут предателями, изменят полностью свой духовный лик, и наоборот, до сего как бы спящие станут ревнителями благочестия даже до смерти. Выберут Христа, станут на сторону Господа только те, кто любит лично Христа, для кого Христос — Спаситель, Промыслитель, Всё во всём денно и нощно».

(Митр. Виталий (Устинов), Собор РПЦЗ, 1983 г.).

“Иерархи и духовенство Русской Истинно Православной Церкви в своих выступлениях последних лет не раз обращались к теме лжепастырства и ложного старчества, как одной из насущных опасностей для современного Православия. К сожалению, об этой опасности уместно говорить, касаясь не только Московской патриархии. По-видимому, настало время соборно рассмотреть и обсудить хотя бы некоторые постоянно повторяющиеся ложные пастырские методы.

В равной мере необходимо и многим мiрянам дать разъяснение по поводу опасностей ложного старчества, дабы понизить, так сказать, “спрос на старцев” в церковном народе, являющийся для некоторых духовников тяжелейшим пастырским искушением. Ложное пастырство (лжестарчество) всегда заканчивается сектантством.
Хотя единого и чёткого определения секты на сегодняшний день не существует, с этим понятием связывается определённая однобокость и узость кругозора. “Секта – это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать – провинциализм в религии, – пишет о. Александр Ельчанинов. –

Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль…, мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем мiром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая и животворящая истина, а секта”.

Итак, главная черта секты – её частность, её, так сказать, “осколочность”. И если мы говорим о секте, то речь всегда идёт о сужении большого, об осколке великой идеи, об обмелении той полноводной реки, которая уже текла. Вселенское христианство со всем богатством своего богословия и традиций, с Церковным Откровением, Преданием, богослужением и т. д., и является этой широкой и глубокой рекой. Человеку отрезают все жизненные пути, кроме одного: только здесь ты спасёшься, только я твой духовник, только в полном послушании мне – правильный путь, только оставив здесь своё имущество, только отказавшись от семьи или от образования, можно прийти к вере и ко спасению – вот общий набор постоянно внушаемых лжестарческих установок.

Обыкновенно в любой секте всё это внедряется в сознание человека единовременно или последовательно, постепенно, и внушается не только убедительными словами, но и созданием для человека соответствующих условий восприятия, чтобы не поверить внушаемому было как можно труднее, а то и опаснее.

На основании своего пастырского опыта пребывания в Московской патриархии один из современных авторов, о. ЕВМЕНИЙ пишет о сектантских методах пастырства так: “В последнее время я много думаю о том, не создаём ли мы, церковные люди, антирекламу Церкви, нашему Господу? Сколько на моей памяти примеров: был нормальный человек, воцерковился – стал зашоренным, категоричным, нетерпимым к ближним своим. Сколько семей на наших глазах развалилось после воцерковления одного из супругов?..

К сожалению, такие настроения, такое видение Церкви свойственны сегодня многим православным людям, оно активно поддерживается теми, кто в Церкви взял на себя роль “учителей закона”. Несчастными, жалкими, немощными, безвольными людьми, конечно, легче управлять. Некоторые “душепопечители” так и формулируют цель “спасения душ” своих подопечных: “сломить их греховную волю”.

Но при этом вместе с греховной нередко сламывается ВСЯ воля человека, доверившегося подобного рода духовному руководителю. Для того чтобы сломить человеку волю, сделать его несчастным и зависимым от “духовного гуру”, большого ума не надо, больших талантов не надо. Просто начни “старчествовать”... Мне больно смотреть, как подобного рода наставники превращают мою церковь в серое общество зависимых от ежедневных и бесконечных “батюшкиных благословений” людей, которые не способны ни благовествовать Евангелие…, ни даже “без батюшки” хоть как-то обустроить свою личную или семейную жизнь”. Добавим, что такое ложное духовничество встречается не только в среде Московской патриархии, и на языке православной аскетики называется прелестью.

И далее иг. Евмений приводит верное историческое обоснование своей мысли: “Если бы в истории Христианства господствовала подобная психология беспомощности, если бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было бессмысленным и пассивным плаванием по течению, то не прозвучала бы Апостольская проповедь, не возникла бы христианская государственность, не строились бы монастыри и храмы. Христианство бы иссякло и не дошло до нашего времени, если бы предыдущие поколения христиан зациклились на собственной никчёмности, беспомощности и недостоинстве”. Уяснив общую суть понятия секты, имеет смысл рассмотреть конкретные “пастырские” приёмы и установки, ведущие православного христианина на сектантский путь.

1. Навязывание мiрянину полного послушания духовнику.

Ложность этой пастырской установки свидетельствуется всей историей Вселенской Церкви. Во всех сектах, начиная от монтанистов, новатиан, донатистов, от монашествующих отцов монофизитства и заканчивая современными сектами, этот принцип является главным. Без него никакая секта не обходится. Для иллюстрации достаточно привести слова основателя современного кришнаизма Свами Прабхупады: “Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если же у вас есть проблемы с гуру, помочь вам уже не может никто” .

Ложность и порочность абсолютного послушания хорошо рассмотрены в трудах свт. Игнатия Брянчанинова, иером. Серафима (Роуза) и многих других авторитетных православных авторов. Конечно, история православного монашества знала принцип послушания как необходимый первый этап для новоначальных иноков. Понятно, что анархия и самовольство ведут к самомнению и гордыне, а врачуются эти духовные недуги послушанием.

Но в том-то и дело, что в подлинном пастырском устроении речь идёт о послушании Церкви, можно даже сказать, преданию Церкви, то есть евангельскому и апостольскому слову, святым канонам, урокам церковной истории, причём добрым урокам. Иными словами, послушник да слушается полноты церковного учения, да плывёт по глубокой православной реке. Когда же полнота церковного опыта подменяется единоличной волей наставника, то и наступает “обмеление великой реки и провинциализм в религии”, то есть зарождается секта, причём нередко даже в ограде Церкви – как своего рода “государство в государстве”, как болезненная опухоль на здоровом церковном теле...

В классических отеческих жизнеописаниях, например, в житии преп. Акакия, иже в Лествице, или в житии преп. Иоанна Дамаскина, мы находим описания весьма сомнительных плодов практики полного монашеского послушания. Там и здесь необразованный и жестокий, своенравный старец, принявший на себя роль духовного “гуру”, душевно и физически истязает послушника. Там и здесь послушник выдерживает это истязание и бывает спасён Самим Господом или Пресвятой Богородицей, но это отнюдь не ставится в заслугу жестокому и неискусному наставнику. Напротив, истории эти так подробно описаны в Патериках именно с целью обратить внимание на ложное духовничество.

Тем более принцип полного послушания абсолютно не применим со стороны монашествующих духовников к мiрянам. Человек, живущий не в монастыре, а в обществе, обязан принимать ответственные решения самостоятельно, и цель духовного руководства в том, чтобы обучить его ответственности за собственное спасение, а не подавить его волю. Кроме того, духовники из монашествующих не имеют, как правило, должного семейного опыта, по крайней мере, положительного семейного опыта (а иногда, наоборот, имеют собственный негативный опыт неудавшейся семейной жизни), чтобы придавать своим пастырским советам некую обязательность для исполнения.

Требование абсолютного послушания несёт явно или тайно одну-единственную цель: сломить волю человека, сделать его своим послушным орудием. Это не имеет ничего общего с главной целью православной христианской аскезы: восстановить и освятить человека, созданного свободным по образу Божию и призванного уподобиться Богу, а не стать похожим на своего “духовника”. Душевно искалеченный не может получить подобие Божие, к коему призван.

2. Притязание на имущество прихожан.

Большинству сект свойственно такое притязание, когда завербованного человека склоняют пожертвовать своё имущество в пользу секты. Совершается это постепенно, по мере укрепления нового адепта в полном послушании, иногда в несколько этапов. Однако медленно и верно, “не мытьём так катаньем”, обирают. Цель этого обирания, главным образом, заключается не столько в личном обогащении “гуру”, сколько в захвате власти над жертвой. Бездомный и обобранный никуда не денется и будет сидеть у ног руководителя, как собака на коротком поводке.

3. Побуждение к несвоевременному или незаконному монашескому постригу. Здесь речь может идти о двух категориях лиц.

Во-первых, лжестарцы расторгают браки, в том числе венчанные в храме, против желания одного (а иногда и обоих!) супругов, с целью пострижения их в монашество. Во-вторых, нередко они постригают юношей или даже детей. Следует отметить, что разрушение семьи – типичный приём подавляющего большинства тоталитарных сект или лжестарцев.

В оправдание такой практики иногда привлекаются слова Спасителя об отказе от семьи ради Царства Небесного (см. Лк.14:26; Мрк.10:29).

Но, во-первых, мы не можем приравнять тех, кого избрал Сам Христос, с теми, кого избирает глаголемый “старец”.

Во-вторых, Спаситель однозначно запретил развод по любой причине, кроме прелюбодеяния. А апостольское правило 5-е запрещает клирикам изгонять жён под предлогом благочестия. Иными словами, развод по причине религиозной ревности одной из сторон Церковью не одобряется.

В-третьих, нет оснований видеть в словах Спасителя заповедь оставить семью на всю жизнь. Вполне вероятно, что речь шла об оставлении семьи на время Его земного служения. И Ап. Павел свидетельствует, что даже Апостольское служение для Петра и прочих, призванных женатыми, не означало разрушения их семьи (1Кор.9:5).

Следует особо осудить практику пострижения несовершеннолетних. Призвание к монашескому пути должно быть обращено к состоявшейся и сформировавшейся личности человека-христианина. Юноша и девушка ещё не дошли до осознания своих крещенских обетов, своего сочетания со Христом, а им уже навязывают обет монашеский. Причём в безальтернативной форме: иным путём не спасёшься.

Как всегда в подобных случаях, кто и как спасётся или погибнет, знает только “старец”. Здесь нечего лукавить: “застриженные” юноша или девушка, духовно незрелые и граждански неправомочные, лишённые собственности, жилья и (как правило) образования, – это просто личные рабы старца. Приобретение такого раба и является подлинной целью юношеского пострига, а вовсе не забота о спасении юной души.

4. Лишение образования и профессионального обучения.

Столь же вредным и душепагубным делом лжестарцев, часто встречающимся в жизни, является поощрение того, чтобы молодые прихожане отказывались от образования, и даже проповедь необразованности как особого церковного благочестия. Часто это делается под тем предлогом, что “современная школа развращает детей”.

На самом деле требуется воспитание подростков сознательными христианами, которые могли бы противостоять развращающим внешним влияниям по своей собственной воле. Изоляцией от общения со сверстниками и педагогами такую задачу не решить. Велика опасность, что воспитанный в искусственной изоляции человек, став взрослым и столкнувшись с первыми трудностями, может разочароваться в вере и отпасть от Церкви ещё скорее, чем тот, кто не был с юности изолирован от мiра и получил своего рода противоядие от антихристианского влияния.

Кроме того, развивающаяся детская голова требует нагрузки и работы, в противном случае она приучится к праздности и различные греховные помыслы породит уже самостоятельно. Церковное воспитание не должно заменять общеобразовательную программу и получение профессии, необходимой для самостоятельной жизни.

Обратим внимание, что лжестарцы, выступающие против обучения в средней школе, отнюдь не способны дать подростку настоящего духовного образования. Да и не ставят себе такой цели. Как правило, они и сами не имеют такого образования. Всё изучение Православия сводится у них к писаниям современных публицистов или подобных лжестарцев недавнего прошлого, с привлечением, в том числе, к таким писаниям, надёрганных из Патериков, вырванных из исторического и нравственно-аскетического контекста историй о послушании старцу…

Важно и характерно, что борьба с образованием является неотъемлемой частью деятельности тоталитарных сект. Сектант и должен быть человеком крайне узкого кругозора, он должен быть запрограммирован на то, что всё, не известное ему или непонятное, есть зло, с которым нужно сразу вступать в борьбу и никогда к нему не прислушиваться.

В сектанте тем самым уничтожается всякая любознательность и самый интерес к сотворенному Богом мiру, такой естественный для любого человека, тем более христианина. Сектантство, как правило, и науку объявляет злом или, по крайней мере, “ненужной мiрской суетой”. Так что ставший сектантом человек, даже если он имеет высшее образование или научную степень, готов с лёгкостью отказаться от приобретённых знаний и научных достижений. Заметим, что проповедь невежества может не быть явной, лжестарцы порой не противятся тому, чтобы их “духовные чада” обучались в школах и университетах.

Однако самый дух секты противен естественному заинтересованному отношению к окружающему мiру. И если пасомый вошёл в полное подчинение своему “старцу” и без рассуждения выполняет все его указания, он становится духовным изгоем, не способным самостоятельно принимать ответственные решения в деле своего спасения.

5. Телесно-аскетический надрыв. Вместо серьёзного духовного и общего образования пасомому вменяется тяжкий труд или чрезмерные телесные ограничения, а также епитимии, накладываемые без учёта тяжести согрешения, физического и психического здоровья, духовного состояния человека. Усталым, надорванным человеком легче управлять, и он меньше задаёт вопросов.

Со временем тяжёлые послушания и епитимии превращаются в неудобоносимое бремя для человека, и это вводит его в состояние уныния, отчаяния и озлобления. Естественно, что результатом такого состояния может стать отпадение от Церкви.

6. Проповедь сомнительных примеров старчества.

В своё оправдание “духовники” сектантского духа приводят примеры подобных себе наставников прошлого. История Церкви и в самом деле богата подобного рода примерами. И всё же не должно забывать, что аскеза не сводится к послушанию и надрыву, монашество не сводится к аскезе, Православие не сводится к монашеству. Даже к некоторым классическим примерам давнего прошлого рекомендуется относиться с рассуждением и не абсолютизировать их.

Примером могут служить покаянные темницы египетских монастырей, описанные в Лествице. К чему привела абсолютизация телесного подвига и послушания в истории Египетского монашества, хорошо известно: из этого родилась монофизитская ересь. Впрочем, гораздо опаснее, когда в пример приводятся некоторые наставники недавнего прошлого, никак не являющиеся людьми святоотеческого духа и авторитета. Такие примеры притупляют духовное зрение и нравственное чувство христианина.

7. Апокалиптические запугивания.

Одной из важнейших составляющих сектантского воспитания в ряде сект, выделившихся из разных конфессий, является нездоровая сосредоточенность на эсхатологии. Используются разные средства для нагнетания чрезмерной “апокалиптической паники”. Иногда даже назначается дата конца света. Однако более умные сектанты этого не делают, а просто побуждают адептов верить, что любая материальная и социальная человеческая деятельность для них совершенно бессмысленна.

Конец уже в завершающей стадии, и остаётся только спрятаться за спину старца. Конечно, христианин должен примечать знамения времени, но важно помнить, что, в общем контексте со всем вышеперечисленным, апокалиптическая паника преследует единственную и общую цель: духовное порабощение человека и слом его воли.

Таковы общие и универсальные “пастырские” приёмы практически в любой тоталитарной секте. Наблюдая полную приложимость и частое применение этих методов в православных общинах самых разных юрисдикций, мы с необходимостью приходим к следующему выводу: секта не зависит от собственной догматики, допуская любую и при этом оставаясь сектой.

Религиозное учение секты есть нечто второстепенное по отношению к главному – духовному порабощению личности человека. Внешне оно даже может быть вполне православным. “Православная” секта “всего лишь” не знает, а зачастую и не хочет знать подлинного Предания Церкви и её истории, но охотно признаёт православную догматику и это самое, не известное ей, иногда искажённое до неузнаваемости Предание. Но в случае применения вышеназванных “пастырских” установок никакая формальная “православность” не мешает общине превратиться в секту.

Отсюда следует вывод, что православному человеку необходимо иметь хотя бы начальное образование в области сектоведения и постоянно изучать православную аскетику, святых отцов Церкви, чтобы никто из братьев и сестёр не сделался добычей ложного духовника, и само явление ложного духовничества не имело бы почвы для своего развития в церковной среде. Одним только рассмотрением деятельности клириков, для чьей пастырской практики характерны вышеперечисленные черты, вопрос решить не удастся.

А между тем именно опасность вырождения в сектантство является одной из важнейших в неофициальном Православии. Но и обычная “ликвидация безграмотности” по сектоведению принесёт мало добрых плодов при отсутствии духовного осмысления корней сектантской психологии. Если секта предполагает сужение и обмеление, опошление истины, то, соответственно, ей должна быть противопоставлена широта кругозора и реальная причастность к полноте Предания Церкви. Главная ошибка секты в том, что она не видит ничего, кроме узкого сектора, а главный грех её в том, что созерцаемую свою узость она провозглашает полнотой. Где проповедуется исключительная ценность своего избранного кружка, там секта уже составилась.

Русская Зарубежная Церковь с самого начала своего основания исповедовала себя частью всей Русской Церкви. Со временем сложно стало судить о границах полноты. Но от нас не требуется решать такую задачу. Границы полноты знает лишь Тот, в Ком обитает всякая Полнота.

Самосознание части, и чувство причастности этой части к Целому – вот что от нас требуется. Пренебрежение опасностью появления в нашей Церкви лжестарчества и вырождения в секту может привести к тому, что болезнь эта станет неисцельной не только для отдельных священников и людей, попавших под влияние таких прельщённых собою “духовников”, но и для целых общин и даже отдельных епархий, как это было нередко в истории Церкви, в том числе и новейшего времени.

Это очень важно понимать, учитывая постоянное давление и даже влияние на духовенство и паству апостасийного мiра и ложного “православия”, как “официального”, так и так называемого “альтернативного”. А в итоге, к заражению всего церковного организма. К осознанию этой опасности мы призываем наше духовенство и нашу паству, а также всех православных христиан, независимо от “юрисдикций”».

Лук.9:59 – “А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего”.

1Кор.10:24 – “Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого”.



Занятия ненужные отсеять
И знания пустые безжалостно откинуть, —
Пять книг написаны пророком Моисеем,
Он был у Бога летописец Пимен.

И прошлое внезапно приоткроем,
О нужном Бог поведал, ограничил.
И ничего написанного кроме
Нам не потребуется с разуменьем птичьим.

Есть у истории незримое начало,
И Библия гласит, что ей придёт конец.
К Судищу Страшному обугленной причалит
Земля, и будет общий супертест.

Там взыщется и спросится по праву
Не об истории народов, а о мне!
Где окажусь я, слева или справа,
В прохладе райской или же в огне?!

И ничего уже не изменить,
Лишь искупленье во Христе Иисусе.
Не там – сегодняшнее, как избыл вины,
Язык и языкастый там прикусит.

Что изучать и слушать и глядеть,
С тем надобно самим определиться.
К ненужному, из любопытства — цепь,
И выявится столько же по списку.

Наполнить жизненным безжизненный сосуд
И, укрепляя память обручами страха,
Готовиться к мытарствам, где перетрясут
Багаж наш по секундам махом.

В испорченном грехами столько трещин,
Едва ли все сумеем залатать.
Рассматривать бы всё с позиций вечных,
В душе установить Христу алтарь.

И занятые собственным спасеньем
Очищенный елей доверху соберём.
Минуты все бесценные оценим,
На благодарность выправим упрёк.


15.09.08. ИгЛа (Игнатий Лапкин)



Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю».

Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ
http://www.kistine1.narod.ru
 
Игнатий_Лапкин_(ИгЛа)Дата: Суббота, 04.02.2012, 11:42 | Сообщение # 4
Супер главный
Группа: Главный Администратор
Вера: Православный христианин
Страна: Российская Федерация
Регион: Алтайский
Город: Барнаул
Сообщений: 7670
Награды: 32
Репутация: 30
Статус: Offline


Евмений Перистый - неохаризмат



Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю».

Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ
http://www.kistine1.narod.ru
 
nick80Дата: Суббота, 17.11.2012, 14:56 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные







Наш журнал называется «Красивые люди». О ком Вы можете сказать — это красивый человек? Когда красота уже начнёт спасать этот мир?

— Красивые люди… Это люди, которым счастливо с собой и с другими людьми, у которых возникла гармония между внутренним и внешним, у них нет разделённости между их социальной жизнью и жизнью внутренней. Они открыли в себе Внутренний Поток и, как сказала поэтесса Зинаида Миркина, они «прозрачны до Бога», через них Божественное льётся в этот мир. Причём это происходит вне зависимости от того, насколько они осознают это, насколько они конгруэнтны этому слову — «Божественное». Они нашли «себя внутри», и они просто «текут» в мир сквозь вот эту самую телесную оболочку, вдохновляя других людей тоже быть живыми, творческими, настоящими. Иисус сказал о таких людях, что через них «потекут реки воды живой» (Ин. 7:38).

Мне кажется, что с красивым человеком легко быть вместе. С ним быстро возникает общность, с ним просто взаимодействовать даже при разном уровне образования, разных сферах интересов. Лёгкость и текучесть жизни — вот что такое для меня красивый человек.

Что касается фразы Достоевского «Красота спасёт мир»… Внутренняя красота, которая течёт вовне, очень заразительна. Жизнь пульсирует, и другой человек тоже решается жить этой красотой, спасающей «изнутри — наружу». Мне кажется, только в этом смысле красота может спасти мир. Это может проявляться через музыку, через искусство, через веру, через живое слово. Но важный отличительный критерий — является ли то или иное проявление человека, его творчество копией, соответствием ожиданиям зрителей, или это Живой Поток.

Живой Поток не ориентируется на какие-то привычные формы, каноны, традиции, он всегда проявляется как нечто неожиданное. Отец Георгий Чистяков говорил, что «опыт Божественного настигает человека внезапно». Он может настигнуть человека, когда тот ещё обусловлен, закрыт. В этом смысле красота может мир… аккуратненько так… спасать.

Имеет ли духовность прагматическое измерение? Зачем она нужна, собственно? Что она берёт и что даёт?

— Духовность — это самая бесполезнейшая вещь. Она не может принести никакой прибыли. В ней нет ничего прагматичного. Своим последователям Христос пообещал в награду нечто совершенно парадоксальное — «Царство Небесное», которое (к тому же «уже») «внутри вас есть». Религиозный прагматизм истолковал это высказывание как обещание загробного блаженства, которое нужно заработать праведной жизнью (надо же было как-то справиться с этим коаном).

Если человек говорит, что «я буду духовным для того, чтобы быть успешным, я буду молиться, чтобы Бог мне давал больше, я буду поститься, чтобы у меня здоровье поправилось», то речь идет вовсе не о духовности. Все эти прагматические выгоды могут быть различными формами магизма, формальной религиозности или чего-то ещё, но духовность — вещь совершенно бесполезная.

Но! Как ни парадоксально, если человек начинает жить в соответствии с Внутренним Потоком, то необходимые для жизни деньги, возможности, связи естественным образом к нему притягиваются. Христос очень хорошо сказал об этом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6:33). Также интересное высказывание на эту тему есть у преп. Исаака Сирина: «Если мы будем жить соответственно нашему призванию, то мир сей как раб принесёт к нашим ногам всё потребное для тела».

Эта идея, по-разному сформулированная, звучит и у других авторов. Но как только человек, почувствовав материальную прибыль от той или иной деятельности в духовной сфере, смещает фокус внимания непосредственно на сам бизнес, на деньги, на собственную популярность, как только, видя, что его «духовность» высоко котируется на рынке, он начинает думать «а не пора ли повысить цену?», как только он акцентирует внимание именно на том, что прилагается, ставит это на первое место, Духовный Поток мягонько так рассеивается. Бог в этот момент как бы говорит: «Ну-ка, дорогой, попробуй сам. Если это для тебя важнее — давай, двигайся, а Я просто понаблюдаю». Слова, действия — те же, а Духа в этом уже нет. Вам знакомо?

Именно таким образом Святой Дух обучает нас фокусироваться на измерении Божьего Царства, на главном. Поэтому как только из духовности люди начинают делать бизнес, возникает структура, культ, организованная религия, основной характеристикой которых являются репринт, отсутствие творчества, слепое копирование.
Один знакомый исполнитель как-то поделился: «Знаете, как можно убить творческое начало в музыканте? Почаще задавайте ему вопрос: когда выйдет твой следующий альбом?» Альбом, песня должны проистечь. Как только мы начинаем работать на слушателя, читателя, возникает риск потерять связь с внутренним измерением Жизни. Побыстрее, чтобы не сойти со сцены, начинают что-то новое выдумывать из головы, но не из Духа.

Вы спросили также, что «берёт» духовность? Когда Божественное влечет тебя, совершенно понятно, что на это уходят время, силы, внимание. Бог начинает показывать то, что нужно из жизни убрать, отсечь… Иногда ненужное просто начинает уходить, отпадать. Старые знакомства, друзья, с которыми уже неинтересно, прежние формы приложения сил, внимания. Иногда Он бывает достаточно категоричным, предлагая сделать шаги самоотвержения: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Тут приходит понимание, что эго не сдаётся так просто… Ты начинаешь наблюдать за этим противостоянием эгоического и Божественного в себе…

Для многих людей сегодня одним из самых ценных ориентиров является успешность. Счастье из понятия философского стало понятием очень измеримым и ощутимым. У многих есть конкретные ориентиры и критерии — когда и при каких условиях я смогу быть счастлив. Как успешность в мирских делах может способствовать или мешать успешности на духовном пути?

— В чём же стало измеримым счастье? В деньгах, в количестве собственности, в эндорфинах? На заре перестройки, помню, был такой сериал «Богатые тоже плачут»… Обилие предметов престижа, денег, возможностей и удовольствий не делает человека перманентно счастливым. Все мы продолжаем встречаться с болью, с потерями, с творческими кризисами, с финансовыми кризисами, наши близкие уходят из этой жизни… Счастье и горе — это измерения, не зависящие от измеряемых величин.

Хорошо, когда успешность в мирских делах и духовность могут сочетаться, быть целостным и единым. Основная идея Христианства: человек нуждается в исцелении, ему необходимо вернуться в целостность, цельность. Когда мы испытываем успешность в земных делах, наше эго начинает присваивать это себе и говорить: «Вот я какой! Вот классно! Супер! Я! Я сильный! Я могу!» На этом «якании» зациклилась западная психология успеха. На гребне внешней успешности есть риск потерять контакт со своей глубиной. Если же при любом успехе мы сохраняем смирение (мирность), говорим: «Не я, но через меня», то наша душа не рассеивается, остается под надежным покровом Бога.

У нашего маленького «я» в этом мире нет ничего. Наше тело, наше сознание, способность ощущать этот мир и переживать даны нам «напрокат», для этой земной жизни. Если что-то гениальное приходит в этот мир — это через меня, не я. Как только эго приватизирует себе момент успешности, мы теряем это измерение и останавливаемся в росте. Поэтому очень важен баланс, важно смирение, т.е. мирное принятие любого внешнего успеха.

Можно ли задать Вам вопрос, который может показаться не самым приятным? В современном обществе тема духовности стала не то чтобы запретной, но скорее нежелательной. Потому что довольно часто, когда речь случайно или неслучайно заходит о Боге, приходится сталкиваться с довольно дикими и категоричными утверждениями, которые с одной стороны призваны сообщить о высоком полёте собеседника, но часто сообщают только о невообразимой каше в его голове. Как Вы можете прокомментировать это?

— Мудрёно сформулирован Ваш вопрос… Попытаюсь по ниточкам размотать то, что есть в нём. Первый момент. Вот собрались, к примеру, друзья за одним столом. Каждый из них, так или иначе, интересуется темой духовности, а, возможно, музыкой, живописью, литературой… И вот кто-то предлагает пойти поглубже, задаёт интонацию чуть потише, и получает… «ну ладно тебе, мы же, ребята, отдыхаем, не надо «о высоком», ну… сегодня же выходной …»

Иногда идти в собственную глубину люди боятся, тем более это неудобно, необычно делать вместе. Когда один человек раскрывает свой уровень глубины, говорит о сутевых вещах, это провоцирует на открытость остальных. Насколько они готовы к этому?

Английская поговорка гласит: «Если ты пригласил друзей в баню, то сам должен раздеться первым». Если мы видим, что люди не готовы, не хотят идти глубже, мы остаемся на поверхности. Иногда случается: Глубина видит Глубину. В Писании сказано об этом так: «Бездна бездну призывает» (Пс. 41, 8), а на Востоке говорят: «Бог во мне зрит Бога в тебе». Такие встречи запоминаются, таким общением мы дорожим особо. Оно менее эмоциональное, менее интенсивное, но более сутевое, более ёмкое. Чтобы выйти на этот уровень (в кругу друзей) нужно, чтобы хоть один человек, оставаясь на связи с внутренней Глубиной, нашел в себе смелость предложить всем идти Туда.

Еще один момент. Я считаю, что деятельность существующих религиозных институтов дискредитировала тему духовности. О духовности сегодня говорится как-то чересчур правильно, публично, очень морально, государственно. «Ага… это о духовности. Давайте не будем про это всё… По телевизору тут показывали, опять какие-то здания церкви передаются… Скоро Пасха… Давайте сменим тему …»

Чем меньше круг взаимодействия, общения, тем глубже мы можем копнуть вместе. Нужны такие форматы совместности, в которые мы приходили бы друг ко другу не только для того, чтобы попить чай, поболтать, отметить какую-то дату, а для того, чтобы говорить о сутевом. Это может называться «семинар», «встреча друзей», или — «поделиться сокровенным». Очень ценю такое взаимодействие, сам не раз их организовывал. Друзья собираются только для того, чтобы поделиться тем, что Бог делает в жизни каждого, тем, что Бог открыл мне (или тебе) за последние дни. У каждого буквально 10-15 минут…

Мне нравятся небольшие программы, которые появились сейчас в интернете, называются «TED, знание для жизни». Приглашают человека, и он в течение 15 минут говорит о том, что он понял (или открыл) такого, что может качественно улучшить жизнь других людей. Для меня это- богословие жизни. Сегодня смотрел такую программу, до сих пор под впечатлением. Это рассказ одного афро-американца, который поведал о том, насколько ему было сложно пробиться к своей глубине, потому что у него с детства был сформирован ложный образ того, каким должен быть мужчина… Буквально 12 минут, но они так меня зацепили, потрясли…

Важно находить форматы, как правильно говорить о сутевом. Сознательно здесь и дальше не употребляю слово «духовность», оно, увы, стерлось и девальвировалось. Иногда мы начинаем говорить нелепо, коряво, слишком нахраписто. Иногда человек, переживший духовный или, как сейчас говорят, трансперсональный опыт, хочет сразу же других людей в это окунуть, «просветить», воцерковить, про-Буддить, и порой это выглядит смешно, фанатично и нелепо. Как спровоцировать совместное пребывание в глубине — это уже искусство, мудрость, мастерство.

Как Вы объясняете тот факт, что по мере увеличения образованности и по мере освобождения человеческого ума от условностей и догм, ортодоксально верующих людей становится всё меньше?

— Во-первых, в этом вопросе содержится утверждение-ответ. В том пространстве, в котором вы живёте, это может быть и так. А любой православный, особенно в крупных городах, в Москве, видит наполненные народом храмы и думает иначе. Не думаю, что «расцерковление» связано с уровнем образованности, это может происходить в связи с разочарованием в религиозных институтах, с тем, что стираются границы, мир становится более… близким, что ли. Появилось много всяких интересных примочек — интернет, скайп, твиттер, фейсбук… Иногда люди проваливаются туда и находят виртуальный мир более интересным, чем мир религии.

Отчасти я соглашусь с достаточно справедливым упрёком верующим людям и пастырям: мы разучились, (а большинство из нас никогда и не умело) говорить об истинах веры на языке современного человека. Мы умеем говорить на внутрицерковном языке о древнерусской культуре, о литургике, патристике, но не умеем сказать о том, зачем современному человеку всё это нужно.

В большей степени стоит поразмышлять над тем, как нам, православным христианам, пастырям, выходить из этой кризисной ситуации, как научиться интересно, вдохновенно и понятно говорить «о высоком» так, чтобы быть услышанным. И может быть это интервью — одна из таких возможностей.

Приходилось ли Вам освящать автомобили, здания, квартиры современных людей, нашедших на своём пути богатство? Какие чувства вызывает у Вас это действо?

Освящение — это посвящение тех или иных вещей Богу. Например, если в этом доме люди будут молиться, будут стараться жить по заповедям Божьим, будут помогать другим людям, если Любовь, Бог будут в нём главными ценностями, тогда понятно, почему стоит совершить молитву и освящение дома. Если человек свою жизнь посвящает Богу, себя считает христианином, просит освятить и благословить его автомобиль, то это понятно. Если же мотив освящения — «чтобы не разбиться», если крестят детей «чтобы не болели», освящают банк, «чтобы не обобрали» — это совершенно другая мотивация, и я старался не участвовать в таких освящениях.

Когда меня просили освятить дом, я всегда спрашивал: «Зачем? Как вы понимаете, что такое освящение, с какой целью?» Иногда такой разговор является поводом для того, чтобы выйти на Сутевое.

Мы все встречали на жизненном пути людей, о которых сложно сказать, что Бог добр к ним. Такое впечатление, что они нашли не рай, но ад на земле. За что расплачиваются люди, терпящие в своей жизни беды и лишения? В чём их грех? Или же это грехи предыдущих поколений?

— Мне очень трудно отвечать на вопрос, заданный абстрактно. Если человек задает такой вопрос лично, я предлагаю вместе порассуждать. Что в жизни сложно? Что не так? Вот недавно мне пришло письмо через Facebook от мужчины сорока лет, который пишет, что он уже три года как безработный, хотя имеет несколько специальностей. «Не берут!» Он не может понять, что в его жизни не так. Иногда такого рода сложности имеют психологический характер, человек не умеет презентовать свои способности на рынке труда. Другой случай — человек не может адаптироваться к новым, изменившимся экономическим условиям. Он слишком ассоциирован со своей ролью как такого-то или такого-то специалиста, не может выйти за представления о себе.

Если человек слышит свое призвание, двигается по своей, то есть Богом предначертанной именно ему траектории жизни, то он находится в резонансе с Божественным Потоком Жизни, с Его любовью, ищущей русла, через которые она изливается в этот мир. И тогда «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». (Рим. 8:28)

Когда ты плывёшь по бурной реке и пытаешься при этом цепляться за коряги, за ветки, то есть риск перевернуть лодку и оказаться в воде. Бывает, что человек не двигается в своём призвании. Один мой знакомый очень успешно шёл в своём русле, потом сполз и сказал, что вот это интенсивное, духовное, с посвящением — это не для меня. Он выбрал обычные повседневные ценности — семья, работа. «Это главное, это база, а остальное пускай приложится». Христос, наоборот, призывает — сначала ищите духовного измерения, а материальное, обычное, социальное приложится. Я говорю ему: «Слушай, вот же тебе от жизни один, другой, третий намёк. Что-то надо поменять, найти опять этот поток внутри и понять, как ты можешь его реализовать. Тогда всё остальное в твою жизнь притянется».

Иногда осознанное присутствие и задавание наводящих вопросов достаточно для того, чтобы сам человек начал находить для себя решения. Я не склонен давать советы, говорить какие-то концептуальные вещи, а просто вместе с человеком задаю вопросы, чтобы он смог проникнуть в те области своей жизни, куда он в одиночку ходить не привык. Важно, чтобы человек смог простроить внутреннюю карту своей реальности и понять, куда ему дальше двигаться.

Мир так разогнался сегодня, что для многих мысль об остановке начинает напоминать экстренное торможение и может вызывать опасения. Что если я остановлюсь, и мир вокруг меня непоправимо изменится? Что если, прислушавшись к Тишине, я радикально и навсегда изменюсь? Что если я потеряю больше, чем приобрету?

Бизнесмены, люди, которые экспериментируют с крупными суммами денег, такой вопрос не зададут. Они умеют рисковать. Я не пропагандирую, не убеждаю людей ни тормозить, ни входить в тишину… Но если вы узнали о какой-то идее, услышали, что, например, для многих людей остановка внутреннего диалога представляет некоторую сложность, что для этого нужна практика — попробуйте сами. Но только по-настоящему попробуйте. На сорок минуток в тишину, внешнюю и внутреннюю. Если не получится, т.е. поймёте, что не вы думаете мысли, а мысли думают вас, может быть это вас немного озадачит. Если это не озадачивает вас, значит, этот вопрос про тишину, про остановку — просто не для вас.

Попробуйте ежедневно на 20 минут оставлять свои привычные дела для возвращения из мира мыслей в состояние «здесь и сейчас», в Присутствие Божье. Это необходимая психо-гигиеническая процедура в мире, который переполнен информацией. Просто возвращаемся, просто пребываем без того, чтобы придавать этому какое-то духовное или концептуальное значение. Если «тишине» придаётся какое-то чрезмерное значение (это «исихия», «духовная практика» и т.п.), наше религиозное эго может начать паразитировать на этом, питаться этим.
Молчание помогает вернуться к себе, попробуйте. Нет никаких жёстких правил, принципов, рекомендаций, нет гарантий, что это что-то даст. Тишина, как и духовность, это самая бесполезная вещь. Но как только вы ощутите это пребывание в тишине, без мыслей, вы будете возвращаться в этот мир более освежёнными, более целостными и более… поточными. Поток жизни будет течь через вас. Так ли это для вас — проверьте экспериментально.

Большое спасибо Вам, отец Евмений, за интересную беседу!


Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru

 
Православный форум Игнатия Лапкина "Во свете Библии" » Вопросы и Ответы » Общие вопросы » Деятельность игумена Евмения
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

;
Статистика Форума
Последние обновленные темы Самые популярные темы Лучшие пользователи Новые пользователи
  • Поиск чудес – признак неверия в Бога (4)
  • Корона вирус (9)
  • Дробот (Велинская) Анастасия Валерьевна (5)
  • Вопросы Игнатию Тихоновичу, на которые люди ждут ответ (3694)
  • 9. О святых постах в Церкви Христовой (30)
  • Троица (6)
  • Пасха Христова. Христос воскрес! - Проповедь 1. (10)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы (12)
  • Крещение Господне (27)
  • Рождество Христово (20)
  • Вопросы Игнатию Тихоновичу, на которые люди ждут ответ (3694)
  • Вопросы Игнатию Тихоновичу, на которые люди ждут ответ (685)
  • Современное Православие. Нападки. Агрессоры. (194)
  • Комментарии к видеороликам на ютубе (165)
  • Пупков Сергей Павлович и собаки. (160)
  • 12. О поклонении Ангелам и святым (129)
  • 70 вопросов верующим в Троицу (116)
  • Признаки пришествия Антихриста. ЧИПЫ. Глобализация. (116)
  • Переписка с Соболевым Юрием Игнатия Лапкина (107)
  • Обманывал ли Бог? (105)
  • Игнатий_Лапкин_(ИгЛа)
  • Иулия
  • Admin
  • Ольга
  • Сергей-Пупков
  • VK
  • Андрей-Осипов
  • Michael
  • Игнатий_Лапкин-(ИгЛа)
  • Сергей_К
  • ВАЛЕНТИНА12
  • Еликонида_П
  • Alex
  • Осипов-Андрей
  • Ирина
  • Игорь_Дыбунов
  • Роман_Долгов
  • Vecheslav_Volkov
  • Starik
  • Анна_Оконешникова
  • Кладбищенский_Плут
  • marina_lapkina
  • vitaliy79
  • Иван_Сергеев
  • ДАННЫЕ_УДАЛЕНЫ
  • Светогор
  • Tonia
  • oxxxymoisey
  • Grabon79
  • olegvla
  • taras
  • Андрей_Егоров
  • AnastasiaFil
  • VVG1967
  • Николай-Пономаренко
  • aasemenov
  • Иван_Карпов
  • MaksimFedorov
  • Gleb_Severov
  • Юрий_коробейников
  • Счетчик пользователей Пользователи сегодня 13.02.10 07.02.10

    » Зарег. на сайте
    Всего: 990
    Новых за месяц: 0
    Новых за неделю: 0
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    »
    Положения посетителей форума

    Rambler's Top100 статистика Маранафа: Библия, чат, христианский форум, каталог сайтов. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Добавить сайт Украина онлайн НикНок - каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter