Продолжение о фильме "ГЛАС ВОПИЮЩЕГО... ИЛИ ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ"
Автор. I. Молитва
...Он стоял под неласковым небом родной Потеряевки - одной из многих тысяч уничтоженных коммунистами российских деревень. Всё началось тогда, когда Игнатия Лапкина ещё и на свете не было, когда их большую семью среди бела дня ограбили безбожники, обманом уведя корову и прихватив горшок с кашей прямо из печи. ...
Родила мать сына в дождливую субботу незадолго перед войной, а всего их у неё было десятеро – щедрая на жестянки власть и её оделила почётным званием Матери-героини, нарожавшей Сталину, а затем и последующим слугам антихриста пятерых сыновей и пятерых дочерей.
Это они так думали, что им, да не по их вышло, а по воле Божией.
Все живы-здоровы, да и она своё геройство подтвердила, что сохранила детей в этом аду и дожила до того дня, когда сынок её третий, ставший священником Иоаким порешил вернуться на древнее пепелище и начал строить с её внуками дом из самана, как в Библейские времена. ...
Власти не мешают, добрые люди помогают, есть корова и лошадь, даст Бог, на Воздвиженье справим новоселье, а там и Храм начнём строить, люди уже начинают селиться окрест, издалека едут искать духовного окормления у Иоакима. Владыки церковные из свободной Церкви назначили его Благочинным на всю Сибирь, аж до Амура, после того как он несколько месяцев служил в православных приходах на Германской земле.
А привёл его ко Христу старший Игнатий, постранствовал, пострадал, деток не нажил, как остальные, зато духовными детьми их с Надеждой Господь не обидел, завтра новых будут крестить в озере.
«...Вот уж не думала, что умудрит Господь Игнатия познать столько мудрости, заморские языки, и в газетках про него пишут с фотокарточками, и в кино снимают, сам Первоиерарх Свободной Церкви письма ему пишет и в гости зовёт в Америку посмотреть, как там люди русские проклятым Лениным изгнанные жительствуют и молятся».
...Он стоял на земле родной Потеряевки, на земле, в которой он ночами, в одиночку рыл катакомбы и построил Церковь, в ней молились и пели среди бела дня, скрываясь от гонителей, кто знает, не придётся ли снова уйти в катакомбы, спасаясь от лжи и насилия госрелигии. Семидесятилетняя война большевизма против христианства превратила и превращает всю Россию в такую вот Потеряевку.
На чужие доллары России не прожить долго, а для выращивания хлеба и картошки так же нужна нравственная сила, как и для сострадания ближним. Без возвращения к истинному Христианству не восстановим Отечество, а катакомбы могут сузиться до размеров собственной души и погубить её...
...Трое стояли около тяжёлой кинокамеры на штативе, в ней уже что-то уже поскрипывало и скреблось, у него непривычно перехватило горло, слова молитвы не шли в присутствии чужих людей, но вот что-то сдвинулось, исчезла какая-то заслонка, он ощутил этот внутренний сухой жар и начал почти шепотом:
«...Господи, милосердный Создатель! Перед Твоим небом, перед Твоим Всемогуществом стою в этот час. Прости мои согрешения, Владыка мира... Я благодарю Тебя за тот день, когда я впервые услышал слово Евангелия, когда Ты показал всё моё недостоинство и привёл на путь служения Тебе. Слава Тебе!
Я благодарю Тебя за тот путь, который Ты позволил пройти. За скорби, за страдания, за всё, что позволил испытать и не отчаяться, не отступить от следования за Тобою. Ты открыл очи мои, Господи – увидеть всё поругание, какое претерпела земля Российская, что враг сделал с Церковью, как он рыкает в самом святилище, как священники предали Истину... Боже мой!..»
...Видно в камере кончилась плёнка, вот и оператор не знает, куда себя девать, переминается, и это всегда у них так - хоть молитва, хоть танцы, – скорее разбирать свои железки и поскорее ехать на другое. Господь им Судья...
«ГЛАС ВОПИЮЩЕГО» – возникнет заглавная надпись без всяких полагающихся в таких случаях завитушек «а ля рюс». Голос Игнатия Лапкина прервётся только на время чтения титра, и будет набирать силу уже не молитвы, а проповеди...
«...Боже мой!.. Как может без Твоей Помощи всё, что Ты даруешь, без Духа Святого устоять... Я умоляю тебя, Владыка Мира – даруй силы пронести это слово свидетельства и всё, что Ты позволяешь посеять в сердцах этих детей и сильных мира сего...»
...Патриарх шёл рядом с Игнатием на расстоянии вытянутой руки в крестном ходе вокруг собора, под хоругвями в золоте риз под звон колоколов. Игнатий шёл вроде бы и вместе, но всё-таки чужим на этом празднике, одновременно равным Патриарху, но и чем-то выше его - то ли бедностью одежды, то ли ещё чем-то. И Патриарх это понимал, как выяснилось много позже...
«...Чтобы оно дало обильный плод, чтобы земля российская пробудилась для новой жизни, чтобы она исполнила предначертание, чтобы те люди, которые пришли как отмстители за наши грехи – они ушли с этой земли, чтобы русский народ мог свободно молиться Тебе, чтобы снова святые Храмы Твои открыли двери для народа Твоего.
Помилуй нас, Господи, прости грех отцов наших, разрушающих и почти уже разрушивших, уничтоживших и землю русскую и народ русский. Мы надеемся на Тебя Владыка, иной помощи у нас нет, кроме Тебя. Помоги... Слава Тебе Отец, Сын и Святой Дух. Аминь».
2. «АПОСТОЛЬСКАЯ» КОМАНДИРОВКА
...Для этого события была изобретена остроумная формула, звучавшая в разных вариантах на пресс-конференциях и торжественных обедах: «Впервые в истории глава Русской Церкви добровольно поехал в Сибирь». ...
Патриарх Алексий отправился в Сибирь не под конвоем, не в зэквагоне, а со свитой помощников, референтов и консультантов в штатском, как ему и положено по чину. Всё шло по заранее тщательно разработанному сценарию, в отличие от нас, многогрешных.
Так и будет склеено в фильме – словно под копирку - аэропорт, встреча, освящение закладного камня, аэропорт, прощание. Жаль, что наша кинематографическая неповоротливость исключила из хроники пребывания Святейшего многочисленные обеды – не до съёмок нам было в обед. А как бы славно показать искусство поедания стерляди монашествующими, заодно и церковные старушки увидели бы, куда идут их пятаки...
ЗОЯ КРАХМАЛЬНИКОВА.
Кто из подлинных преемников Апостолов, одарённых за верность благодатью, согласился бы ездить в этой нищей и разорённой стране в собственных или взятых напрокат в госгаражах «зилах» и «чайках»? Неужели так же, как Патриарх Алексий, непрестанно фотографировались бы, публикуя свои бесчисленные фотоснимки в мирской и церковной печати? Посмели бы совершать кощунство, профанируя великое Таинство Евхаристии под софитами и телекамерами, впустив в святая святых - в алтарь вряд ли крещёных иудеев с телекамерами?..
Ещё недавно в Сибирь ссылали и отправляли в лагеря тех, кто исповедовал свою веру, именно в то время, когда нынешний Патриарх с собратьями своими по Московскому Патриархату не потрудились исполнить свой христианский долг и подать голос в защиту отправленных в Сибирь узников христовых...
Не напрасно Апостол Павел предостерегает Церковь от «лжеапостолов, лукавых делателей», которые «принимают вид Апостолов Христовых». И в этом нет ничего удивительного, - объясняет он во втором послании к Коринфянам, - «потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:13-14).
Патриарх. Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, братья и сёстры! Сегодня мы совершаем освящение закладного камня будущего Храма Божия в честь Святаго Благовернаго Великого Князя Александра Невскаго. Подвижника, христианина, патриота и защитника Отечества нашего.
Здесь будет положено много трудов, чтобы построить Храм, который бы удовлетворял духовные нужды верующих этого града. Но, слава Богу, что пришло такое время, что мы не рушим, а создаем. И в созидании храмов Божиих мы видим для себя путь к возрождению духовности, нравственности, которые так необходимы нашему обществу.
Вознесём же наши молитвы ко Господу, испросим благословения святаго и благовернаго и великого князя Александра Невскаго на начало строительства храма Божия, который будет удовлетворять духовные нужды верующих этого града (авт.- Барнаула.
Удивительно, но структура речи Святейшего напоминает манеру наших партаппаратчиков), который будет созидать нравственные, духовные вечные и непреходящие ценности, которые отличают человека. Вознесём наши молитвы за это место, которое будет впоследствии святым местом, на котором будет стоять Храм Божий для церковной молитвы и для возрастания о Господе в делах благочестия, добра, мира и любви...
...И, перекрывая шум толпы патриарший архидьякон из Елоховской церкви прорычал страшным басом: - Благослови Святейший Владыко... ...Началось освящение камня. Народ вытягивал шеи, ребятишки качались на ветвях деревьев, водители чёрных госмашин лежали на сиденьях. Было жарко - омоновцы обливались потом... Патриарх: Благословляется и освящается камень сей, положенный во имя Отца и Сына и Святаго Духа...
- Молимся о Великом Господине нашем Святейшем Патриархе Алексие, - ревел архидьякон Мазур. - Молимся о богохранимей стране нашей, о властях и воинстве ея... ...Вскоре всё кончилось. Народ, пыля и растаптывая прошлогодние посадки, бросился смотреть, как садится в крайкомовскую «чайку» Святейший.
Площадка, где у подножия огромного восьмиконечного православного креста лежал закладной камень с заранее вырезанной памятной надписью, опустела и стала неуловимо чем-то напоминать Голгофу. Сюда, некоторое время спустя, мы и привезли Игнатия Лапкина. .
..Он совершил земной поклон, истово перекрестился и начал: Поставили здесь этот крест, что будет здесь открыт храм Александра Невского. Сейчас очень много люди хлопочут об открытии церквей. Как говорит Екклезиаст, пришло время собирать камни...
Я считаю, что ничего этого не нужно. Ибо на первом месте стоит храм души. Сегодняшние храмы в подавляющем большинстве превратились в торговые точки, в кооперативы. Торговля и Доход. Никакого обличения власть предержащих нету, чем занимались пастыри и архипастыри Церкви Христовой. И потому в Церкви идёт воспитание людей и как бы подготовка на нежизненность, на отказ от крестоношения.
В идеале, если сверять нашу жизнь по житиям святых, необходимо все храмы закрыть хотя бы на месяц, а новые вообще не открывать. Сначала нужно подготовить паству. Нужна усиленная проповедь, чтобы Господь восставил истинных пастырей и эти пастыри начали свидетельства апостольские.
Пока сегодня нет верующих людей по Евангелию - храмы не нужны. Сначала должна возникнуть общинная жизнь, а уж потом заботиться об открытии храмов. На сегодня хождение в храм ни к чему людей не обязывает. Пришёл, купил, поставил свечу и ушёл. Духовного возрождения нет, в этом вся беда...
...А тем временем, Патриарх, что называется, «под копирку», будет освящать закладные камни храмов и часовен в самых разных пунктах своей командировки, вызывая недоумение у части православных: как же так - быть в Сибири и не поклониться первейшей святыне сибирской - мощам святителя Иоанна Тобольского, почивающим и доныне в Покровском соборе древней сибирской столицы. Но, видно, другие ныне Апостолы и другие у них командировки.
Потому-то освящает Патриарх закладной камень ещё одной торговой точке - на горе Пикет в Сростках, что как известно - родина В.М.Шукшина, обладавшего разнообразными талантами, но вряд ли крещёного и в творчестве своём упоминавшего Бога далеко не в православном контексте, а саму Церковь православную в главном произведении своей жизни назвавшим «вездесущей Акулиной» и смачно оплёвывавшим, рубившим саблей и из пистолей простреливавшим святые иконы, а заодно и духовенство.
Возможно, что придётся потревожить тень В.М.Шукшина, но так уж духовно говорил Святейший о его творчестве, творя очередной миф, что мне поневоле захотелось включить в его проповедь хотя бы одну шукшинскую «в бога мать», прости меня, Господи, не согрешишь, так и не покаешься... Но миф о православном самородке Василии Шукшине получил из рук Патриарха своё начало и будет иметь продолжение. Так из лиц, а то и из личин создаются лики.
Из безбожников - святые, а «добровольные» командировки в Сибирь вовсе не паломнические или апостольские, а едва прикрыто агитационные, депутатские - помочь будущему первому Президенту России, которого благословит на правление в скором будущем, да воззвать к тем, кто считает себя и в самом деле православными - не бастовать, избави Бог!..
3. Лица, лики и личины.
...Даже видевший всякое наш герой сказал здесь: «Какое страшное место», а привыкшие ко всему члены съёмочной группы немедленно усомнились в проходимости этого материала - призрак «полки» – наше демократическое и плюралистическое время страшнее, чем в застойное; потому-то, думая о «полке», на всякий случай снимают просто в корзину, приговаривая скорбно: «всё равно не возьмёшь». ...
Страшная морда Ленина высовывалась из бетонной стены, пугая малых детей, словно бы это был и вправду библейский чудовищный ВИЛ, имя которого так многозначительно совпадает с аббревиатурой имени основателя терпящего крах безбожного государства.
Морда была в потёках мазута - знака «уважения советского народонаселения и к «дедушке Ленину», и к возможности демократически выражать своё мнение по любым вопросам. ...Рядом высовывались морды с козлиными бородками, пенсне и ощеренными ртами - соратники: идеологи, друзья, палачи. Чуть подальше - основатели учений в путанице слов-символов. Народ тоже присутствовал, как обычно: с тачками и винтовками...
Л а п к и н:
Самое неприятное для меня - говорить о той личности, которая совершила величайшее преступление за всю историю человеческого общества с аббревиатурой ВИЛ - основателе социалистического государства... ...Если бы он не был величайшим лжецом и не обещал людям явно невыполнимое, он бы не выскочил и не сказал: «Есть такая партия!» Если бы он сказал, что есть такая партия, которая может разрушить всякую культуру, уничтожить любовь к человеку, чувство милосердия, - кто же за ним пошел бы? ...
Искусственно создам голод, всё крестьянство сошлю на Север, люди погибнут и будет зарыто в землю сто десять миллионов, как сегодня уже статистика показывает. Ни один человек в его сторону на броневик не посмотрел бы. Когда меня взяли в семьдесят девятом году, у меня было полустишие написано на его памятник: ...стоит, свой рот ощерив, помёту птиц подставив голый череп, вождь атеистов - сонмища иуд... ...
И вот мы видим с двадцать четвёртого года, впервые в мире, что мёртвый может мучить живых день и ночь. Стоят навытяжку, караулят... кого? Земля не рождает и сегодня это все понимают -здесь прямая связь. Пока его не похоронят, а не похоронят, пока не будет принесено соборное покаяние и в лице генерального секретаря за все злодеяния, которые сделал Ленин на этой земле.
Частное мнение автора: (Считаю, убежд н, что не нужно хоронить его. Убрать мавзолей, очистить стены Кремля от мрази, а мумию выставить в кунсткамере для обозрения за плату желающим, равно как заспиртованные или высушенные чучела. Не надо поганить землю). ...за его палачей, сподвижников, как Феликс, как Свердлов, расстрелявший царское Семейство, - земля не будет рождать и бедствия в стране - Чернобыли, землетрясения, крушения и наводнения не прекратятся.
Когда по Германии прошёл буквально лавиной шквал покаяния, освобождения от гитлеризма, от фашизма... то, говорят экономисты, земля немецкая стала рождать в несколько раз больше.
Выход сегодня один: чтобы партаппарат, который нашёл последнее убежище в Московской патриархии, помог собрать собор совместно с зарубежной православной церковью, и все принесли всеобщее покаяние перед народом, перед предками, перед расстрелянной царской семьёй.
За нарушение клятвы, данной в 1612 году дому Романовых на вечные времена, освободить русскую землю от этой скверны, ибо из русского народа за семьдесят лет пытались сделать трупопоклонников...
В монтажном стыке фильма последующие слова Лапкина будет слышать Патриарх, задумавшийся над ответом на вопрос автора сценария, как он смотрит на идею захоронения автора социалистической Революции... «Центр нашей земли - Красная площадь. И что же мы на ней видим? Это – срам и стыд.
Действительно - это самая кровавая креатура всех времен и народов. Думаю так, что после покаяния Господь позволит похоронить это чудовище». ...Патриарх покачал головой, улыбнулся каким-то своим мыслям (и, прости меня, Господи, но на мгновение в нём мелькнуло что-то очень похожее, то ли от того, что был он ещё недавно митрополитом Л е н и н г р а д с к и м):
«Есть ведь, по-моему, и Его завещание и Его желание быть похороненным на Волховом кладбище. То почитание и тот культ, который был создан - он был создан против его воли и всегда нужно уважать волю человека». ...Мы говорили не только о Ленине. Патриарх ответил и о том, что в планах Москов.
Патриархата нет и не намечается прославления царственных новомучеников, о чём в сегодняшнем обществе много говорят. Не собирается пока Русская Прав. Церковь каяться перед миром в сотрудничестве с безбожной властью, много плёнки мы сняли с его участием и в разговоре о том, что весь свободный православный мир осуждает и о чём исписаны горы бумаги и даже найден совершенно неведомый церковным старушкам термин –
4. СЕРГИАНСТВО.
Этот эпизод в записи будет не очень подробным, так как суть этого явления, поразившего Московский Патриархат, может быть определена несколькими фразами...
Духовно несостоятельное сергианство, сформированное усилиями большевиков и чекистов после Декларации 1927 года митрополита, а затем первого сталинского патриарха всея Руси Сергия (Старгородского), сегодня представляет из себя не только церковную ересь, но и некую политическо-идеологическую силу.
Ныне привлечением на свою сторону этой силы озабочена не только госвласть в лице генсека и президента, но и разные политические направления.
И суть ереси сергианства сводится к совместным усилиям епископата и духовенства госцеркви, равно как и безбожной власти, к выработке механизмов, приспосабливающих Христианство (якобы для того, чтобы его сохранить!), его учение и богословие к «социалистическому выбору». По сути своей сергианство – это жесточайшая, изощрённая и длительная религиозная война против Христианства.
...На пространстве нашего фильма её ведут Патриарх Алексий II со своим епископатом, духовенством и госвластью в лице теперь уже и благословленного им президента России Б. Ельцина, который не постеснялся участвовать в ней, о чём будет специальный эпизод в фильме; и Игнатий Лапкин со своей маленькой общиной, стремящийся вернуться к чистоте веры первых веков христианства, с его многочисленными единомышленниками из среды интеллигенции, духовенства и мирян, ведущих эту борьбу личным примером, редкими публикациями в отечественной печати и молитвой.
...Советский лидер в куколе Патриарха и сторож в пиджачке. Лжесвидетель о церкви, не страшащийся поругания её святынь ради своих интересов, и подвижник, каждый час готовый к обыску и аресту за свои убеждения.
Надеюсь, что этот эпизод, построенный монтажно в виде богословского диспута, не будет испорчен применением короткофокусной оптики, превращающей участников в энтомологические объекты и дебилизирующей окружающий мир.
...Поэтому хочется, чтобы лица людей, для которых вопросы веры и бытия в ней - суть главные жизненные вопросы, предстали на экране очень крупно. Снят пока только один - Патриарх всея Руси - невыразительно и плоско, но хорошо видно, даже рисуночек на занавесках верноподданнического цвета получился в фокусе.
.
.