Дисциплина церковная Рубашку носить навыпуск, по русскому обычаю, под пояс (не в брюки заправленную). Женщинам в храме быть в длинном одеянии, край платья касается ступни ног. Руки всех должны быть закрыты до кистей - на молитве, в храме и за едой.
В храме и на молитве дома женщинам обя¬зателен по форме платок под булавку (не в меховых или иных шапках), не носить женам мужской одежды.
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» – Втор. 22:5, Стоглав. 38, 90. Никаких украшений, косметики. «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звёздочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет верёвка, и вместо завитых волос» – Ис.3:16-23.
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» – 1Петр.3:3-5; «чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» – 1Тим.2:9. Не допускать входа в храм в неприличном виде, женщин накрашен¬ных или в брюках, или без платка.
В воскресные дни и в двунадесятые празд¬ники не заниматься обычной работой, но уп¬ражняться в молитве, заниматься Словом Божиим, посещать больных, отдыхать на лоне природы. Разрешается работать только на тех работах, которые позволены: медицина, живо¬тноводство, охрана. «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться в псалмах и пениях, и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом вместе воскреснем, и вознесёмся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище» VI Всел. 66; Втор. 12:5,
«а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой» – Исх.20:10.
«Не подобает христианам иудействовать, и в субботу праздновать, но работать им в сей день: а день воскресный [подобает] преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обнаружатся иудействующие: да будут анафема от Христа» Лаод. 29; Мф.12:5-10; Мрк.3:2-4; Стоглав 21.
Для всех членов церкви совершенно недо¬пустимо непотребство в виде табакокурения, наркотиков. Запрещены пьянство, хождение на зрелища, театр, ипподром и подобное, а также просмотр нехристианских телепере¬дач, игра в кости, шахматы, пляски-танцы. Стоглав 92, 34; И. Златоуст 8:210.
Запрещается не только заниматься, но и читать книги и интересоваться астрологией, экстрасенсорикой, нетрадиционной медици¬ной, лечиться у телебесов и бабок-шептух – всё это приравнивается к тягчяйшему греху волшебства, колдовства, ворожбы. Вас. 65,72.
«Предающиеся волшебникам... или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем, и не обращающихся, и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света с тьмою, как говорит Апостол (2Кор.6:15): или какое сложение Церкви Божией со идолы; или какая часть верному с неверным; какое же согласие Христа с велиаром?» VI Всел. 61, 24
«Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетняго покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитвы без приобщения святых тайн» Анк. 24; Вас. 83; Гр. Нис. 3.
«Роза мира» Даниила Андреевa, Рерихи, Иванов П.К., Нострадамус, Ванга, и т. п. – всё это бесовщина, влекущая интересующихся ими, как и явления НЛО, полтергейст в геенну к диаволу, – подобные книги нужно сжечь.
«Ворожеи не оставляй в живых» – Исх.22:18; «нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В своё время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!» – Числа.23:23; «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» – Деян.19:19; Исх.8:19, Втор.18:10-12; «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире» – 1Иоан.4:1-3; 2Фес.2:9-12; Гал.5:20.
Необходимо, чтобы проводились внебогослужебные собеседования для разрешения всех вопросов.
IX. Содержание священнослужителей дол¬жно быть ТОЛЬКО и единственно через отда¬ние каждым десятины со всех прибытков. «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» – Лев.27:30; «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» – Числ.18:21; «и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, [и мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего» – Втор.12:6.
«И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» – Неем.10:37; «Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?» Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» – Малах.З:8.
Житие св. Николая (Касаткина): «Бог не дал иных средств свя¬щенникам, кроме добровольных пожертвова¬ний». «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» – Мф.5:20; Лук.18:12; «При всяком даре имей лицо весёлое и в радости посвящай десятину» – Сирах.35:8.
«Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением (имуществом). Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны; то насколько важнее заповедать о деньгах, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим через пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим и со всяким благоговением; также (если необходимо) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых (посещающих) братьев, чтобы они не терпели недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, чтобы служащие алтарю от алтаря питались; так же, как и воин никогда не поднимет оружие на врага для своего пропитания»
Апост. 41; «в армянской стране, как мы ведали, бывает и сие, что некоторые, сварив части мяса, внутрь священных алтарей приносят части, и разделяют священникам, по иудейскому обычаю. Посему, соблюдая чистоту церкви, определяем: да не будет позволено никому из священников отделённые части мяса от приносящих принимать, но тем да довольствуются они, что захочет дать приносящий, и такое приношение да бывает вне церкви. Если же кто не так это делает: да будет отлучён» VI Всел. 9, 99.
«Разсуждено, да не бывают епископы и пресвитеры, и диаконы откупателями ради корысти или управителями, и да не приобретают пропитания занятием бесчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирать на написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими («Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» – 2Тим. 2:4)» Карфа¬ген. 19
«Отныне клирик да не определяется к двум церквам: ибо сие свойственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковного обычая. Ибо мы слышали от самого гласа Господня, что не может кто-либо двум господам работать: либо одного возненавидит, а другого возлюбит, или одного держится, о другом же вознерадит (Мф.6:24). Того ради всяк, по Апостольскому слову, в чём призван есть, в том должен пребывать, и находиться при одной церкви.
Ибо что для низкой корысти в церковных делах бывает, то становится чуждым Бога. Для потребностей же сеё жизни есть различные занятия: и сими, если кто пожелает, да приобретает потребное для тела. Ибо Апостол сказал: требованию моему и бывших со мною послужили руки мои сии (Деян. 20:34). И сие наблюдать в сем Богоспасаемом граде: а в прочих местах, по недостатку в людях, допустить изъятие» VII Всел. 15.
Вторая десятина (более или менее её) – на бедных, на нуждающихся. Кто щедро сеет, тот щедро и пожнет. Третья десятина (по жела¬нию каждого) – расходы на жертву: на свечу, на елей, на строительство храма, на бесплат¬но рассылаемую литературу, на даримые кре¬стики новокрещёным.
«Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал её в Иерусалиме; а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою» - Товит. 1:6-8.
В Киеве, на месте гибели первомучеников Феодора и Иоанна, была воздвигнута Десяти¬нная Церковь во имя Успения Божией Мате¬ри, ставшая центром общерусского сбора цер¬ковной десятины, пожалованной церкви св. князем Владимиром (Василием в крещении). Деньги, подарки не брать за требы, таинства. Стоглав. 44, 45, 23 «Никто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, преподавая пречистое причастие, да не требует от причащающегося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаётся, и мы не за деньги преподаём освящение Духа, но неухищрённо должно преподавать оное достойным сего дара.
Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподаёт пречистое причастие: да будет извержен, как ревнитель Симонова заблуждения и коварства» VI Всел. 23; Апост. 29.
«Мерзость сребролюбия настолько возобладала водителями церквей, так что некоторые из глаголемых благоговейных мужей и жён, забыв Господни заповеди, заблудились, и в священный чин, и в монашеское житие вступающих приемлют за злато. И бывает, как глаголет Великий Василий, непотребно всё, чего начало нечисто: потому что Богу и богатству служить нельзя. Сего ради, если усмотрен будет кто-либо сие творящий: то епископ, или игумен, или кто-либо из священнического чина, или да перестанет, или да будет извержен, по второму правилу второго Халкидонскаго святого собора; а игуменья да изгонится из монастыря, и да предастся во иной монастырь в послушание: равно как и игумен, не имеющий пресвитерского рукоположения. А о том, что дают родители детям, по подобию вина, и о вещах, приносимых из собственности, с объявлением от приносящего, что посвящаются Богу, мы определили: да пребудут по обещанию их, пребудет ли принесший в монастыре, или уйдёт, если не будет сему вины в настоятеле» VII Вселенский собор, правило 19.
X. Крещение совершается только над прошедшими катехизацию, над истинно уве¬ровавшими во Христа. Крещение только в полное трёхкратное погружение. Обливание, мочение голов, окропление НЕ ПРИЗНАЁТСЯ за крещение и таковые подлежат настоящему крещению, как совершенно некрещёные. Все Таинства и требы совершаются БЕСПЛАТНО. Седьмой всел. собор, 8 правило. Для неверую¬щих не совершать ни крещения детей их, ни отпеваний, ни других треб и Таинств. Допускающий подобное священник должен быть запрещён в служении.
Шестой Вселенский собор, 84 правило: «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякаго недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею».
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» – 2Кор.6:14-15; VI Всел. 96. «Поскольку, по нужде или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении возводят в епископство или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такого не было. Поскольку и оглашенному потребно время и по крещении дальнейшее испытание.
Ибо ясно писание Апостольское, глаголющее: не новокрещённого, да, не разгордившись, в суд впадёт, и в сеть диавола (1Тим.3:6). Если же, в продолжение времени, душевный некоторый грех обретён будет в некоем лице, и будет обличён двумя или тремя свидетелями: такой да будет исключён из клира. А поступающий вопреки сему, как дерзающий сопротивляться великому Собору, подвергает себя опасности исключения из клира» I Всел. 2,; Ап. 47; Вас. 1,
«Вопрос 1: Если оглашено отроча, лет семи, или совершеннолетний человек, улучит время быть при совершении литургии, и по неведению приобщится: то как должно поступити с таковым? Ответ: Должно просветити его крещением: ибо призван от Бога» – Тим. 1; Седьм. 8; «Новая скрижаль» 365.
XI. Строго и во всём соблюдать главенство мужа: при подходе ко кресту, к Причастию – первые. Восстановить падшую главу – авто¬ритет мужа. За порядком в храме наблюдают люди, специально поставленные церковным старостой, членами Церковно-приходского совета. У дверей храма (при надобности) всегда должны стоять несколько стражей по¬рядка. «А левиты должны ставить стан около скинии откровения, чтобы не было гнева на общество сынов Израилевых, и будут левиты стоять на страже у скинии откровения» – Числ.1:53; «тогда пусть помогают они братьям своим содержать стражу при скинии собрания» – Числ.8:26; «из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» – Деян.5:13.
XII. Соборность. Церковные дела решать на общем совещании. Избрание на должности - при общем собрании. Порядок во всём, осо¬бенно при богослужениях. Так, император-еретик Валент сказал Василию Великому на праздник Богоявления (самый шумный и бес¬порядочный ныне везде – весь город стекается за святой водой на Крещение): «Я и у себя такого порядка, стройности служения не ви¬дел». Знать нужды членов церкви и спешить на помощь всем.
Без нужды три воскресных дня в продолже¬нии 3-х седмиц презревший – отлучён. «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранён был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресных дня в продолжении трёх седмиц, не придёт в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучён от общения» VI Всел. 80. «Если кто учит невозбранно пренебрегать дом Божий, и бывающие в нём собрания: да будет под клятвою» Ганг. 5.
Чуждающихся одной церкви – не принимать в другой. «Все, входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом могут получить оное. Да не будет же позволено иметь общение с отлучёнными от общения, ни сходиться в дома и молиться с находящимися вне общения церковного; чуждающихся собраний одной церкви не принимать и в другой церкви. Если же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлучённым от общения: да будет и сам вне общения церковного, как производящий замешательство в чине церковном» Ант. 2.
Ничего изложенного в преданиях не прези¬рать. «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам» – 1Кор.11:2; «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» – 2Фес.2:15; «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» – 2Фес.3:6[
/size].[/color]