Quote (Игнатий_Лапкин_(ИгЛа))
Для повторного чтения и осмысления того, что говорит ДМ-1
Валаам Веорович. Слово «пророк» – требует пояснения, т.к. речь в Писании может идти о пророке Божием (например Исаия, Иеремия, и др.), а может идти речь о языческом пророке – прорицателе или о лжепророке.
Когда во 2 послании Петра упоминается слово пророк по отношению к Валааму, то подразумевается – прорицатель, т.е. предсказатель. Но ни в коем случае не пророк Божий.
Валам был именно прорицатель. Вот некоторые выдержки из Писания о прорицателях подобных Валааму:
« Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,
и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", -
то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;
Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;
а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя». (Втор.13:1-5)
«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии:
10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:9-12)
В книге Деяний описан момент, когда за Павлом шла женщина «одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.»
« Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней.».Что плохого или неправильного она сказала? Однако реакция Апостола Христова была резкой:
«Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час.» (Деян.16:16-19)
А теперь внимательно проанализируем поведение и речь Валаама.
Валаам шел проклинать Израиль. Царь Валак обратился за помощью не к какому-нибудь захудалому прорицателю, но к самому сильному и известному, для чего отправил своих князей в дальнюю страну – Месопотамию (Двуречье).Это территория современного Ирака.
Но Бог вмешался в это и сделал чудо. Представьте себе картину. Царь готовится к битве с Израилем. Он с самым известным магом поднимается на
«высоты Вааловы» где приготовлено богатое жертвоприношение языческим богам. Рядом стоит свита царя. Все в ожидании проклятия в адрес Израиля. Эту весть о проклятии, они разнесут всему войску, что бы поднять боевой дух, но…Неожиданно вместо проклятий из уст суперволхва они слышат благословения в адрес Израиля, а в свой адрес – предсказание гибели. Представляете, в каком они были состоянии после услышанного. Ведь язычники были очень суеверны. Они верили, что как скажет волхв так и будет. И заслуги Валаама здесь нет вообще. Все сделал Бог. После этого евреи могли взять своих врагов вообще голыми руками. Враги были полностью деморализованы.
А Валаам как был язычником так им и остался. Ему Бог запретил проклинать – пришлось подчинится. (Видение Ангела с обнаженным мечом подействовало.)
А после этот же волхв дал совет как навредить Израильтянам с помощью «биологического оружия». Чем Валак тут же воспользовался и не без успеха – 24000 воинов Израильских погибло.
Теперь о самой речи Валаама. Вот первая его речь:
« И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!
8 Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает [на него] зла.
9 С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится.
10 Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Чис.23:7-10)
Сначала идет вступление: «из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!» - этими словами еще Валак не расстроен. Эти слова Валаам мог с успехом сказать и при другом ходе дела. А вот то, что Валаам произносит дальше – это и есть благословение внушенное Богом.
Вторая и третья речь построена по такому же принципу: вступление и собственно само благословение:
«говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его:» - это вступление. Его с успехом мог сказать Валаам если бы стал проклинать Израиль, как раньше он и планировал. А вот благословение он говорит дальше:
«как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! 6 расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; 7 польется вода из ведр его, и семя его [будет] как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. 8 Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. 9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!»
Вот эти слова и вызвали негодование Валака.
«Муж с открытым оком» - эти слова сам Валаам говорит о себе. И Бог не этими словами хотел деморализовать Валака и его войско. «Муж с открытым оком» - это торговая марка волхва, как теперь говорят – БРЭНД.
Ослица – животное. Но вдруг она заговорила по человечески. Это – чудо! Но она была животным и им осталась. Так и Валаам. Был язычником им и остался, хотя Бог его использовал в Своих целях, как осла.
« Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? » (Ис.10:15)
В этом и чудо, что из уст язычника вырываются благословения, а не проклятия в адрес Израиля. Когда пророк Божий произносит благое на Израиль, то это закономерно и в этом нет ничего необычного. А вот когда из уст языческого жреца, враги Израиля слышат благое в адрес Иакова – это чудо.
Вспомните историю случившуюся с Иаковом, когда он внезапно уходит от своего тестя Лавана.
« На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел.
Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад». (Быт.31:22-23)
Лаван гонится за Иаковом отнюдь не с добрым намерением. Но Бог вмешивается в ситуацию.
И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.»
Бог заговорил с Лаваном не потому, что тот Его знал, а потому что Его знал Иаков. Таким способом Господь остановил Лавана, а Иаков и его семья остались невредимы.
«Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого». (Быт.31:29)
Если Лаван слышит Бога, то разве Лаван пророк Божий. Нет! Пророком Божиим был как раз Иаков, которому хотел сделать зло Лаван. Но Господь которому служил Иаков, останавливает Лавана.
Так и в нашем случае с Валаамом. Никаким пророком Божиим он не был. Этот языческий жрец намеревался проклясть Израиль, но Бог вмешался в ситуацию и сделал все как Сам хотел.
Сколько не упоминается в Писании Валаам, НИ РАЗУ о нем не сказано положительно. НИ РАЗУ!!!
А во 2-ом послании Петра именно Валаам олицетворяет собой всех лжепророков мира:
« Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении ». (2Пет.2:1-2)
«Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка». (2Пет.2:15-16)
Вся вторая глава этого послания посвящена лжепророкам. И всю эту армию лжеучителей олицетворяет муж с «открытым оком» - Валаам.
P.S. 2
Современные лжеучителя, как бы они не маскировались под «сынов света» будут рано или поздно обнаружены Богом. Господь их метит, что бы дети Божии не попались на их удочку.
Один из этих лжепророков приклеил к себе и своему творчеству брэнд Валаама – муж с «открытым оком». И радуется этому как ребенок, не понимая, что припечатал сам себя печатью соблазнителя, печатью Валаама.
«Это из Библии! Это из Писания!» - оправдывается он.
Да Библия величайшая книга в мире! И в ней есть положительные герои и отрицательные. И если первые оставили свои имена для благословения, тогда как последние – для проклятия.
« И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия» (Ис.65:15)
Конечно, в 70 лет тяжело признать, что 47 из них идешь не той дорогой. Особенно когда тебя окружает армия поклонников, записывающих каждое твое слово. Тяжело, когда все эти годы трудишься, не жалея себя, с мыслью о Евангелии. Ревностный Савл, со всей своей энергией, то же думал, что служит Богу истинному. А оказался гонителем Истины.
Каждого человека Бог ведет по жизни по разному. Кто то в молодости удостаивается знать Бога. Кто то в средние года. А кто то приходит к Иисусу как Никодим. И слышит, «учитель Израилев» в свой адрес от молодого Пророка: «должно вам родиться свыше ».
«Как может человек родиться, будучи стар?»
Как? Как? Как все – через покаяние. Покаяние не перед человеком, а перед Тем, Кто будет Судьею в последний день.
Искренне желаю вам спасения в Иисусе.