Игнатий_Лапкин_(ИгЛа) | Дата: Вторник, 04.05.2010, 18:10 | Сообщение # 1 |
Супер главный
Группа: Главный Администратор
Вера: Православный христианин
Страна: Российская Федерация
Регион: Алтайский
Город: Барнаул
Сообщений: 7670
Награды: 32
Репутация: 30
Статус: Offline
| Вопрос 2052: Мне не раз жаловались предприниматели и директора предприятий, что к ним приходят просители из местного Барнаульского монастыря и от храмов, и даже с бумагой, в которой излагают свои прошения и требования, и в конце добавляют, что если не дашь, то прокляну и ты сдохнешь или сгоришь, или тебя рэкетиры ограбят. Такими словами не написано, но суть вот такая. Да разве можно так? Ответ: По житиям святых это сплошь проходит: кто монахам что-то не дал, беда неминучая ему. 1Кор.4:5 – «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Придут иноки на чужую землю, без разрешения селятся там, и если их изгнали, то они уже ждут беду на изгнавших их и приписывают её только тому, что вот это ему за это и за меня. И это-де ещё только цветочки, подожди, ещё будут и ягодки. Аммон – 4 окт. »В другое время пришли к преподобному два человека за благословением. Святой попросил их привезти ему воды на нужды приходящих к нему, ибо один из пришедших имел верблюда, а другой осла. Взяв большой сосуд, они отправились с горы за водой. Когда они наполнили сосуд водою, то один из них, у которого был верблюд, сказал: «Сосуд велик, а гора высока, а потому не хочу я такою тяжестью уморить своего верблюда». И, оставив своего товарища, он пошёл своею дорогою, не возвращаясь к святому. Оставшийся же взял воду на осла своего и с большим трудом едва ввёз её на гору к преподобному. Увидев его, святой сказал: «Чадо! Да благословит тебя Бог за труд твой. Знай же, что товарищ твой, который отказался привезти воды на нужды наши, в настоящее время находится в несчастии, ибо лишился своего верблюда». Тогда отправился человек этот вслед за своим товарищем и нашел его плачущим, так как верблюд его съеден был волками». Венедикт - 14 марта. «Некий живший в той местности пресвитер по имени Флорентий по наущению беса возненавидел святого отца и стал его хулить позорными словами и порицать его в народе, желая лишить его того благоговения, какое к нему все питали. Но он ничего этим не достиг: никто не верил этой позорной хуле, и пресвитера никто не послушался. Тогда этот нечестивец решил отравить святого; приготовив просфору со смертоносным ядом, он послал её в дар преподобному Венедикту. Прозорливый муж, хотя и видел, что просфора с ядом, принял ее с благодарностью. В тот час, в которой преподобный обыкновенно обедал, к келлии его из близ находившегося леса прилетал ворон и кормился здесь нарочно приготовленною для него пищею. Преподобной Венедикт, взяв отравленную просфору, присланную ему от пресвитера Флорентия, положил её пред вороном и сказал: «Во имя Иисуса Христа, Сына Бога Живого, возьми хлеб сей и занеси в такие пустынные места, где его не могли бы найти никто, — ни человек, ни птица». Ворон, открыв свой клюв и каркая, стал летать вокруг того хлеба, ясно этим показывая, что он хочет послушаться повеления преподобного, но не может, благодаря находящемуся в просфоре вредоносному дьявольскому яду. Тогда человек Божий снова сказал птице: «Возьми, возьми, не бойся,—ты не отравишься этим хлебом; итак, неси его в непроходную пустыню». И ворон, исполняя приказанное ему, с великим страхом взяв клювом смертоносную ту просфору, улетел; возвратившись чрез три часа, он стал питаться из рук преподобного обычною для него пищею. Незлобивой же Венедикт, видя злобу и вражду на него Флорентия, молился больше о нём, чем о себе, — да не поставит ему сего Господь во грех, но да исправит его. Однако злобный пресвитер нисколько не исправлялся: он задумал даже еще худшее. Не имея возможности умертвить тела святого Венедикта, он задумал своим сатанинским коварством убить души учеников его. Ученики преподобного ежедневно работали в саду его; и вот Флорентий подкупил семь красивых молодых девиц и послал их в этот сад, чтобы они с песнями и плясками бесчинствовали пред теми юными иноками, и таким образом возбудили на скверное похотение их молодые сердца. Увидев это, преподобный Венедикт убоялся душевной погибели своих юных учеников и решил уйти с ними оттуда. Итак, с одной стороны он оставлял место из-за злобы Флорентия, а с другой — и юных отводил от соблазна. Призвав братию и игуменов своих монастырей, он поставил над ними опытного отца и предал их всех воле Божией, а сам смиренно уклоняясь от ненависти и вражды человеческой, ушёл оттуда с своими юнейшими учениками. Пресвитер же Флорентий, узнав об уходе из той местности преподобного Венедикта, весьма обрадовался. Но Бог отмщений, Господь, мстя за раба Своего, погубил того лукавого пресвитера неожиданною смертью». Макарий Колязинск. – 17 март. «Основание Макарием новой обители, хотя и в пустынном месте, в диком лесу, не всем однако было приятно. Владелец окрестных земель, некто Иван Коляга, с самого поселения Макария посмотрел на него не благосклонно; а когда устроена была церковь, увеличилось братство и Макарий стал игуменом, то нелюбовь эта превратилась в злобу и открытую вражду. Коляга боялся, что с возникновением обители так или иначе отойдут к ней его земли, и решился устранить Макария, хотя бы пришлось для сего прибегнуть и к убийству. Но по воле Божией такой злой умысел не только не осуществился, но лишь послужил к пользе обители и славе преподобного Макария. Сначала постигла смерть семью Коляги, а потом и сам он впал в тяжкую болезнь. В таком несчастии он усмотрел наконец Божие наказание за сей тяжкий грех, за злой умысел против Макария, раскаялся и приказал нести себя к преподобному. У ног Макария он со слезами рассказал о своем замысле и просил прощения и молитв. Макарий, видя искреннее раскаяние своего врага, сказал: «Бог простит тебя» - и долго поучал его, говоря о тленности земных сокровищ и о мирской суете. Кроткое поучение Макария так подействовало на Колягу, что он решился сам оставить мир, постригся у преподобного Макария и все земли свои отдал в пользу обители, которую с тех пор сам Макарий, ради смирения, стал именовать Колязино…. Он усердно читал Святое Евангелие и другие Божественные Писания и непрестанно поучал спасительному пути как братию, так и всех приходящих». Почему епископов боятся, Словно бешеных, невешаных собак. Сказано: не трожь ехидны яйца, Ис.59:5 На следы насыпь нюхательный табак. Это не сейчас пришла напасть, – С той начальной, заклеймённой даты. Числ.16 гл. В ереси впадали, разевая пасть, Иов.16:10 На Максима Исповедника кидались. Златоуста ниспровергли и сослали, На Феодора Студита ополчились. Сколько ни хватают, всё им мало, мало… Зубы их и на моём точиле. Как смогли к такой метаморфозе Так перевернуться? Озвереть Против Библии, в канонах стать занозой, И Мефодия с Кириллом запереть? Волки лютые, украшенные митрой, Деян.20:29 Звери алчные – себя зовут смиренным. Тит.1:12 С властью сатанинской повенчались хитро, 2Кор.11:2 Ослепились ядовитым бреньем. Иоан.9:6 Властолюбие и трусость, и корысть, 1Пет.5:2 Мелочная мстительность, жестокость, 3Иоан.1:10 И обслуга из церковных крыс, Матф.10:24 Лишь за виденное вырвут оба ока, Матф.5:38 Редко-редко встретишь и услышишь Об епископе достойном и надёжном. О таких по радио и с крыши Возвещать, канонизировать бы можно. Жалкие епископы раскисли; Их забота: только б удержаться! Очень часто – хуже атеистов, С властью любодействовать ложатся. Проповедь их безразмерно скучна, Пресная, без соли, и без вкуса. Столько слов изысканно-научных, Ничего не скажут об Иисусе. 17.9.03 ИгЛа
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получить ЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |
ВАЛЕНТИНА12 | Дата: Понедельник, 10.02.2014, 21:47 | Сообщение # 2 |
Постоянный посетитель
Группа: Пользователь
Вера: православная
Страна: Российская Федерация
Сообщений: 146
Награды: 1
Репутация: 9
Статус: Offline
| Цитата Игнатий_Лапкин_(ИгЛа) ( ) Проповедь их безразмерно скучна, Пресная, без соли, и без вкуса. Столько слов изысканно-научных http://penza.kp.ru/daily/24571.4/743500/
Подавая просящему, мы помогаем или поощряем тунеядство?
"Если видите лжесвященника, зовите милиционера", - советует гость радиопередачи "Прощеное воскресенье" ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев)
Антон Челышев: - Эту передачу мы посвятим теме милосердия. Самый напрашивающийся вопрос - это вопрос о том, как церковь относится к тем, кто подает милостыню. А мне интересно узнать, как церковь относится к тем, кто ее просит. Что это за люди, можно ли православному христианину идти на паперть или это недостойный православного поступок? Петр Еремеев: - Сам Господь сказал, что блаженнее давать, нежели брать. Поэтому, когда выходит человек и просит деньги или помощь в виде еды или одежды, это крайний шаг, на который любой из верующих решается в последнюю очередь, если нет возможности заработать на жизнь или возникает проблема, связанная с обеспечением семьи, достойным содержанием. Если говорить о сегодняшнем дне - а сегодня мы видим разных людей на паперти, разных людей, просящих подаяние в метро и не только, - я думаю, их следует разделять. Речь идет о том, что сегодня есть по-настоящему люди нуждающиеся, которые действительно нуждаются в нашей помощи, и мы должны им помогать. А есть те, которые злоупотребляют милосердным чувством людей, чувством сострадания, и на этом делают, грубо говоря, бизнес. Ведут, таким образом, жизнь паразитическую. В этом случае мы не можем поощрять такое искажение евангельского отношения к милосердию и подаянию. Мы не можем поощрять такое тунеядство и искажение евангельского слова, кощунственное, по сути говоря. И если мы говорим сегодня об этих вещах с позиции Евангелия, то тот, кто просит, не имея по-настоящему нужды, он святотатствует, то есть крадет святое. Это выражение здесь вполне применимо – святотатство. То есть ты забираешь у тех, кто по-настоящему нуждается, возможные средства к тому, чтобы они могли жить, существовать. И здесь, я думаю, будет справедливо в отношении к тем, кто у вас просит подаяние, помощь, содействие, внимательно, рассудительно подходя, принимать сознательное сердечное решение – подавать или не подавать, помогать или не помогать. Это голос сердца, голос совести, голос Бога в человеке. Он подсказывает правильный ответ на данный очень сложный вопрос.
Елена Чинкова: - А как быть с профессиональными попрошайками? Просто их игнорировать или пытаться подвести их под статью, например?
Петр Еремеев: - Если я вижу в метро стоящего лжесвященника или монахиню, или монаха, я зову милиционера. Потому что я знаю, что есть решение Священного Синода, запрещающее просить в местах общественного скопления людей подаяние. Это уже не подаяние, это не просьба на жизнь, это оскорбление священной одежды, попирание, по сути говоря, достоинства церкви. Потому что, когда мы просим у церквей, у храмов помощи, мы просим помощи у людей в крестном шествии, то мы сопрягаем свою просьбу с религиозным чувством человека. Мы делаем это подаяние верующего человека частью его религиозной практики, религиозной жизни. Но если мы просим подаяния в суете, когда мы стоим в метро, в переходе, человек опаздывает на работу, и бросаем ему якобы немой укор: вот ты не подал, - мы рождаем в его сердце совершенно непонятное и ненужное чувство сожаления. Но сожаления о чем? То есть уместные места, и церковь благословляет, когда по-настоящему нуждающиеся люди… Бывает, что даже монастыри, храмы в лице священника, монаха или монахини просят подаяние у церкви, у монастыря. Но для этого должны быть соответствующие документы и благословение настоятеля этого храма или монастыря на такую просьбу, обращенную к верующим. Но не благословляет прошение подаяния, помощи в местах публичных и общественных – на ВДНХ, в метро и других местах.
Елена Чинкова: - То есть, если я вижу такого священника в общественном месте, то иду мимо, понимая, что не настоящий?
Петр Еремеев: - Я вас уверяю, настоящий священник, монах или монахиня не будут просить подаяния в общественных местах, по крайней мере, города Москвы.
Антон Челышев: - А должны ли вообще люди церкви подаяние просить каким бы то ни было способом? Ведь человек, если сочтет нужным, сам принесет храму. А если не принес храму, значит, не счел нужным.
Петр Еремеев: - У нас есть проблема под названием умирающие деревни. Есть проблема прекрасных подмосковных храмов, находящихся в местах, где находятся дачные поселки, и зимой храм стоит, его нужно отапливать, содержать, поддерживать, чтобы он содержался в должном виде, особенно памятник старины, культуры. А зимой там никого не бывает. Как быть священнику? Конечно, он идет, ставит ящик для пожертвований в большом храме, по соседству, по разрешению настоятеля этого храма и монастыря, и говорит: братья и сестры, в 100 километрах отсюда находится село, там замечательный храм XVII века, у нас нет прихожан зимой, но храм отапливать необходимо, потому что там ценные иконы. Давайте поможем храму всем миром. И люди помогают. Я думаю, что можно просить о помощи, если ты нуждаешься в помощи. Это совершенно благородное дело. Ты просишь не себе, а храму или монастырю. Это общественная польза, церковная. Но я не отделяю здесь личную просьбу человека о своей нужде. Я думаю, что если мы рассматриваем евангельский принцип, то он говорит о том, что в древности и в средние века богатые делились со слабыми и бедными. Потому что Господь дает каждому по разумному отношению к труду свои доходы. И один может зарабатывать, а другой не может. Один рождается увечным, а другой рождается здоровым. Я думаю, что в этом религиозном чувстве есть необходимая практика совершения доброго дела, которое умягчает душу, сердце, растапливает сердечный лед. Помогая другому, ты сопереживаешь, сочувствуешь ему. Это огромное, сильное религиозное чувство, оно тебя охватывает. Я знаю людей, которые боготворят сознательно каждый день. Я вижу, что изо дня в день они меняются в лучшую сторону, кем бы они ни были. То есть чувство сострадания, чувство милосердия неизбежно делает душу человека чище и светлее.
- Звонок от радиослушательницы Евгении: Стало известно, что в конце сентября вы были назначены настоятелем храма Иоанна Богослова на Новой площади. Это место москвичам известно как место расположения Музея Москвы. В то же время недавно вы направили письмо в Департамент культуры с просьбой, чтобы Музей Москвы покинул помещения и этот храм. Может быть, стоило как-то проявить сострадание, милосердие к людям? Как соотносить здесь христианские, евангельские принципы жизни?
Петр Еремеев: - Спасибо, замечательный вопрос. На самом деле речь идет о том, что сегодня наш храм, наша община заботиться о музее, предлагая Департаменту культуры исполнить давно уже принятое решение. О чем идет речь? 18 лет назад было принято решение правительством города Москвы о передаче церковного строения, храма на Новой площади под церковные нужды Русской православной церкви и переезде в другие, приспособленные для этого помещения Музея истории Москвы. Но прошло уже 18 (!) лет, а воз и ныне там. Я сегодня приехал в студию из музея, прошел еще раз с экскурсией и посмотрел. И понял, что этот музей находится в положении более чем стесненном. Кто был в музее, прекрасно понимает, что для музея столицы эти помещения в принципе непригодны. Поэтому речь идет о том, чтобы подтолкнуть правительство Москвы к исполнению собственного постановления. С тем, чтобы музей в какие-то приемлемые сроки выехал в нормальные помещения. Мы знаем, что уже 4 года назад музей получил большие провиантские склады на Садовом кольце. И наше обращение к музею не обостряет ситуацию, а всего лишь помогает понять, что храм это храм, а музей это музей. И замалчивать ситуацию просто невозможно. А если мы говорим сегодня о милосердии, о прощении, о подаянии, давайте ситуацию рассмотрим с этой точки зрения. Допустим, у вас просит сострадания ваш подчиненный, если вы увольняете его за дурную службу. Как к этому относиться? Проявить милосердие, сострадание? Я думаю, да, и не раз, если вы понимаете, что человек может исправиться. Если, допустим, он опаздывает на работу несколько раз, прощайте его, пока это не входит в практику и не разлагает коллектив изнутри. Если, допустим, Музей Москвы находится в здании 18 лет, и церковь терпеливо, ценой своей репутации, интересами верующих ожидает его выхода из занимаемого церковного здания, видимо, наступает момент, когда можно говорить о замечательном церковном выражении, что молчанием предается Бог. То есть здравый смысл. И милосердие, и сострадание, и подаяние должны пропускаться через сердце человека, через чувства, но и через совесть. А совесть сопричастна мыслительному процессу.
- Звонок от радиослушательницы Анны: - Хотела поделиться наблюдением. Когда видишь просящего, особенно когда говорят «подайте на хлеб, я голодный», когда позволяет время, я иду в ближайший магазин, покупаю хлеб и подаю. Думаю, если он действительно голодный, он с благодарностью пример. Но зачастую бывает так, что с пренебрежением, иногда даже не берут хлеб. Значит, просят совсем не на хлебушек. Поэтому я предпочитаю пожертвования приносить в храм. У меня большая уверенность, что мое пожертвование дойдет до адресата. Хотела бы спросить, как действовать, если видишь у метро человека в облачении православного священника, напоминаешь ему об этом постановлении, что в общественном месте нельзя собирать пожертвования, иногда мне говорят, что я не отношусь к Московскому патриархату, то есть для меня это не закон.
Петр Еремеев: - Может быть, гости из других регионов или из-за границы. Но это все в кавычках, конечно. Если вы проходите мимо такого человека, проходите дальше. Я вас уверяю, что в Москве ни один священник, монахиня или монах не будут просить подаяния в общественных местах. Если мы говорим о проблеме, как отнестись к ребенку, просящему на хлебушек у дверей магазина, я видел ситуацию, когда бросали вслед человеку, подавшему мелочь, эти деньги в спину. Я видел, как бросали батон хлеба вслед, говоря, что жалко дать 5 рублей. Действительно, это огромная проблема. Сегодня мы находимся перед лицом господствующего зла. Когда люди злоупотребляют, идут на сознательное искажение евангельской заповеди о подаянии, сострадании, сочувствии и искажают евангельский смысл. Это такая обезьяна бога, такое искажение евангельского смысла. И вот я как священник не хочу быть причастен к этому искажению евангельского смысла, этой замечательной заповеди о подаянии и милосердии. И когда я вижу человека, я вижу, что он хочет от меня получить. Деньги, чтобы так дальше жить, я не подаю. Не потому, что мне жалко. Я сострадаю человеку, я с ним скорее поговорю, я объясню ему, что сегодня можно жить удовлетворенно, с радостью в глазах, не становясь профессиональным попрошайкой. Обычно разговор заканчивается ничем. Человек или уходит, или говорит мне грубые слова. Поэтому я думаю, что сердце и душа подскажут. Но скажу вам из своего опыта, если я вижу и ощущаю, что человек нуждается, я подаю. Если я вижу и ощущаю, что человек подложный нищий и нуждающийся, я не подаю, и совесть меня не обличает. Здесь необходимо по Христу подходить. Христос замечательно сказал о своих соплеменниках, что они оставили суд и милость. Очень важно двухсоставное отношение к жизни. Можно и нужно быть милосердным. Это наша потребность христианская. Но при этом нужно еще и судить. То есть нужно рассудительно ко всему относиться. Потому что милосердие часто повергает человека в большую беду. И здесь суд, то есть рассудительность, Богом данная нам замечательная возможность судить по совести, по правде, помогает правильно сориентировать нас в делах милосердия.
- Звонок от радиослушателя Игоря: - Отец Петр, по вашим словам у меня маленькая поправка. Когда я подаю, то я подаю, вовсе не думая о том, что тот человек мошенник. Я следую своим христианским заповедям. Я подаю человеку, а это уже его будут проблемы, мошенник он или нет. Главное то, что сколько мог, я дал. А вот он уже будет отвечать перед Богом, на что пойдет мое подаяние: либо это будет во благо, либо во вред. То есть любому человеку, если вижу, что человек просит, я стараюсь помочь. Конечно, мои финансовые возможности не безграничны. В основном я помогаю 10 рублями. Но если я вижу, что человек просит, я лучше помогу.
Петр Еремеев: - Вы знаете, вообще подаяние как форма милосердия, сострадания это ведь прием педагогический христианского чувства по отношению к христианской душе. Это процесс воспитания души. И воспитание сопряжено всегда с неким трудом. Если мы подаем осмысленно, понимая, для чего мы делаем и кому, то это еще и воспитание ума в духе и чувстве милосердия. Ведь на самом деле Христос, когда просили его о милосердии, об исцелении, он ведь испытывал каждого человека. Помните его слова, когда он не хотел одного исцелять или другому подавать. Он показывал ученикам и всем нам, что милосердие, сострадание это есть инструмент, это чувство, помогающее нам правильно понимать себя в мире, готовя себя к вечности, и вместе с тем влиять на окружающих людей. И если мы подаем не нуждающимся, если мы способствуем разложению души человека, подмене понятий, то я думаю, что мы становимся сопричастными его греху. Я сам видел, когда просящий подаяние якобы священник у Троице-Сергиевой лавры потом шел пьяный, раздетый. Скажите мне, подающие ему сопричастны его греху? По-моему, да. Потому что совершенно очевидно, что он не священник. И ничто не мешает спросить у него священническое удостоверение, откуда он приехал. Я думаю, что благодаря такому здоровому отношению мы избежим такой сопричастности греху другого человека и не оставим милосердного, сочувственного отношения к людям.
Антон Челышев: - Отец Петр, я в словах Игоря вот что почувствовал. Мы действительно используем тех, кто стоит на улицах, в метро с протянутой рукой, мы используем их как средство для повышения самооценки. У нас какая-то внутренняя проблема, что-то не ладится. Мы идем, видим: бабушка стоит. Мы достаем 10 рублей, отдаем ей и думаем: какой я хороший. И вот эти бабушки и дети становятся похожими на такие аппараты. Есть у нас аппараты по приему платежей, по продаже кока-колы, а бабушки и дедушки, безногие, калеки и дети становятся для нас такими аппаратами по подъему самооценки. В этом плане они, наверное, определенную роль играют. И нам не накладно 10 рублей отдать, и им неплохо. Все довольны, зачем что-то менять.
Петр Еремеев: - Игорь о другом все-таки говорил. О том, что есть заповедь Христа о сострадании и милосердии, и ему проще исполнять ее прямо, то есть не рассуждая глубоко, а делясь тем, что у него есть. Есть у него 10 рублей, он ими и делится. Я думаю, что если не рассудительно подходить к теме подаяния и милосердия, не понимая христианской сути этого явления, как средства, воспитывающего тебя в христианском духе, то в итоге можно скатиться к такому механическому исполнению заповеди Божьей.
Антон Челышев: - Мы уже давно скатились.
Петр Еремеев: - А может, даже и к самооценке, повышающей уровень самосознания: если ты подаешь, значит, ты крут. Я не встречал таких людей. Я знаю тех, кто подает и 10 рублей, и 10 тысяч рублей. Или на дела милосердия 10 миллионов рублей. Я не встречал тех людей, которые этим самым удовлетворяются. Я видел тех людей, которые сознательно, понимая, для чего они это делают, помогали или церкви, или детскому дому, или конкретному человеку.
Елена Чинкова: - Признайтесь, сами не стояли в протянутой рукой во имя храма?
Петр Еремеев: - Не стоял. Ходил и хожу сегодня. Вы думаете, что священник сегодня – это человек, разъезжающий на дорогих автомобилях, одевающий красивые рясы, замечательные кресты, и всё?
Антон Челышев: - Есть несколько таких.
Петр Еремеев: - Может быть. Я не хочу никого судить, но я знаю больше других священников, которые на последние гроши реконструируют церковные помещения, перекрывают кровли, помогают находящихся при храмах богадельнях. Я тоже не исключение. Наш институт сегодня переживает в техническом отношении не самые лучшие времена, и я прошу подаяние. И я не говорю: дайте. Я говорю: если можете, помогите. Я думаю, что если перед человеком стоит проблема невозможности зарабатывания средств в необходимом объеме для того, чтобы выжить, он может просить. Вопрос в том, как это делать. Нельзя обязывать никого подавать тебе. Никто тебе не должен. Такая установка неправильная и не христианская. Ты можешь просить и ожидать ответа от человека, но не обязывать его. Тогда ты поступаешь по-христиански. Ты не насилуешь других, ты не ставишь перед фактом необходимости пожертвования. Эту задачу должен поставить перед собой другой человек. Вы знаете, если говорить об инструментарии духовной жизни, то возникает такое правильное слово – ряд. Милосердие проявляется в сострадании. Желание соучаствовать, милосердие проявляется в подаянии. То есть здесь важно понимать, что из чего происходит. Если просто подаем и идем дальше, а нет милосердного чувства, оно не культивируется, не воспитывается чувство сопереживания, сострадания, то и подаяние бессмысленно. Приведу замечательный пример. Когда мы говорим о пороках людей, о сострадании другому страдающему человеку – с тем или иным заболеванием, духовным, телесным, душевным, есть замечательный пример. Представьте, мы сейчас находимся не в студии, а в больничной палате. У каждого свои увечья, свои болячки. Вносят другого человека, у которого, допустим, рука перебинтована, а у нас ноги или голова. И мы начинаем смеяться: ах, какой урод, все перебинтовано. То есть получается, что правильное отношение к человеку проходит черед сердце человека, через самооценку, через правильное осознание себя в этом мире. И вот в этом ключе сострадания и милосердия помощь другому является верным инструментом, чтобы и себя правильно понимать, и других в этой концепции собственного мировоззрения.
Антон Челышев: - Получается, что человек, который помогает другому, который сострадает и, в конце концов, оказывает какую-то помощь, выступает с позиции сильного. И самим фактом этой помощи он, даже не желая того, как бы демонстрирует свою позицию сильного, первого. На мой взгляд, пропасть между этими двумя людьми (у которого все хорошо и у которого все плохо) только возрастает.
Петр Еремеев: - Надо понять, исходя из какого христианского чувства, мы помогаем другим людям и принимаем эту помощь. Христианское отношение к обществу таково. Общество это тело человека. И в этом теле человека есть разные члены. Сегодня заболел палец, завтра – нога. Но что плохого, если организм, мобилизуя все свои силы, бросает все антитела в одну точку, чтобы побороться болезнь или инфекцию. Если мы рассматриваем себя как часть общества, как часть одного большого тела, то сострадание, соучастие всего организма одному маленькому члену – это доброе дело, когда организм не разлагается, а борется с болезнью. Таково отношение сильного к слабому, имеющего возможность помочь к нуждающемуся.
- Звонок от радиослушателя Романа: - Я не рекомендовал бы в метро давать 10 рублей, особенно железные. Потому что действительно кидают в спину с криками «меньше стольника не беру».
Антон Челышев: - А в морду после таких слов не пробовали давать?
Роман: - Не пробовал. Просто я решил для себя: метро – это исключено, это мафия, и нуждающемуся человеку там не дадут 5 минут простоять – ни милиция, ни эти мафиози. А насчет того, что я дал деньги, и мне наплевать, что с ними будет. Знаете, я не вижу милосердия, если дать на водку. Человек выпьет и попадет под трамвай. Я в этом не вижу милосердия. А к вашему гостю у меня такой вопрос. Вы осуждаете тех ряженых монахов, которые стоят с подаянием. Конечно, это плохо. Но, с другой стороны, заметьте, стоят именно в одеяниях православных монахов. Не стоят в одежде муллы, раввина или кришнаита. Значит, это говорит об огромном уважении именно к православному монашеству и священству. То, что люди, даже думая, что перед ними мошенники, все равно дают им свои деньги.
Петр Еремеев: - Это справедливо. Но, кроме того, что есть огромная историческая память по отношению к церкви, монаху и священнику со стороны нашего народа, что надо помочь, потому что церковь тоже помогает, она концентрирует средства и распределяет их по-настоящему нуждающимся, есть другая проблема. Все еще знают и о том, что священник или монах дурного не сделает, худого не скажет. Простите меня, если сегодня встанет, допустим, в одеянии муллы какой-то преступник в метро, я думаю, что минут через 5 не милиция и не какие-то бандформирования, а верующие мусульмане его отзовут в сторону и объяснят, как правильно надо поступать. К сожалению, отношение к церкви сегодня со стороны мошенников очень паразитическое. Действительно, они паразитируют на духовности нашего народа, на том, что люди сегодня чувствуют потребность помогать ближнему, помогать через церковь или непосредственно. И для них опознавательный знак это крест на рясе священника в первую очередь, а потом уже нуждающаяся старушка. Я понимаю вас еще и в том вопросе, что в метро вы не подаете. Я тоже не подаю в метро. Но бывает так, когда я вижу человека, случайно пришедшего в метро, стоящего не в популярном месте, а в уголке, украдкой, боящегося и милиционера, и так называемую мафию, я подаю. Часто такое случается. Я вижу этих людей, прилично одетых, но, по всему, нуждающихся. Я думаю, сердце подскажет, как правильно поступить.
Елена Чинкова: - Прозвучал вопрос об алкоголиках. Не подавать мне встречному алкашу на бутылку? Видимо, я усугублю его порок? Или мне уже все равно, как он опустился. Если я как-то смогу облегчить его страдания, я должна это сделать.
Петр Еремеев: - Я думаю, это контрольный выстрел в голову просто. Нельзя подавать алкоголику на алкоголь. Это его убивает. Я думаю, что можно другим помочь. Мы знаем, что существуют замечательные автобусы милосердия, которые церковь организовала, не первый год действующие в Москве. Ночью они разъезжают по городу, собирают действительно нуждающихся, в том числе алкоголиков, помогают им одеждой, едой, но не алкоголем. Помогают лекарствами. Я думаю, лучше помочь советом, участием, лекарством, одеждой, но не деньгами на алкоголь.
Антон Челышев: - В метро, в городе все, кто в открытую просят подаяние, это, скорее всего, мошенники. Люди, которые нуждаются действительно, должны, наверное, в первую очередь идти к государству. Государство должно им помогать. Если у человека есть дом, бабушка получает пенсию, платит за квартиру, а на еду уже не хватает, то она, наверное, должна каким-то образом идти за помощью к государству. У нас есть субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. И если человек больной, то у нас есть квота на бесплатное лечение, в том числе и дорогостоящее. Таким образом, получается, что подавать-то мы не должны. Действительно, о больных, убогих должно заботиться государство. И государство предоставляет им такую возможность. Насколько я знаю, у нас принят закон, по которому все российские бомжи смогут обратиться в центры социальной поддержки и получить регистрацию по месту нахождения. А там у человека есть выбор: либо он продолжает идти по этому пути возвращения в общество, либо он останавливается и возвращается на улицу. Так вот, если люди не хотят воспользоваться теми шансами, которые им дает государство, а выбирают самый легкий путь – идти куда-то с протянутой рукой, - так, может быть, туда им и дорога? Может быть, пусть побыстрее уйдут из этого мира? Потому что они доказали свою несостоятельность. Государство тоже в чем-то виновато. Почему церковь не ругает чиновников вообще, если видит, что где-то творится какое-то безобразие? Почему церковь собирает деньги, а не устроит какую-то акцию протеста, сделает громкое заявление в прессе, наедет на чиновников?
Петр Еремеев: - Здорово, если государство исполняет социальные функции. Но возникают очень часто случаи, когда люди нуждаются сию секунду. Приведу пример. Однажды я вышел на улицу, подошел к метро и обнаружил, что я вышел без копейки денег. Я весь день ездил на метро, прося пропустить меня бесплатно. Пропускали.
Елена Чинкова: - Вам, наверное, одежда помогала?
Петр Еремеев: - Вы знаете, может быть. Но я просил меня пропустить, потому что я был без денег. Я не врал. Мне верили, пропускали. И я видел такое не раз, пропускали молодых девушек или парней, которые говорили: вы знаете, я без денег. Ситуация такова, что очень часто мы стоим перед вопросом, помогать или не помогать, не тем, кто социально не защищен, а тем, кто сегодня нуждается. Сосед по площадке просит 500 рублей – купить учебники сыну, потому что 1 сентября, а зарплату не дали. Как поступить – помочь или не помочь. Мама звонит из деревни сыну, готовящемуся купить дорогую машину: надо помочь на кровлю. Помочь или не помочь? Вот такие вопросы волнуют сегодня больше всех людей, нежели помощь социально не защищенным классам. Говоря о церкви и государстве, с чего вы взяли, что церковь не обличает чиновников? Много чиновников сегодня приходят в храм на исповедь и каются в своих грехах.
Антон Челышев: - Исповедь это штука тайная.
Петр Еремеев: - Отдельная тема нашей встречи. Но поверьте мне, что многие люди приходят, раскаиваются и уходят другими людьми.
Антон Челышев: - А я не верю.
Петр Еремеев: - Есть такие случаи. И такие случаи нередки сегодня. И то, что мы увидели после страшных пожаров летом, когда церковь собрала десятки миллионов рублей, в том числе с разных людей, богатых и бедных, и, аккумулируя средства, раздала их нуждающимся в виде средств к существованию, еды, одежды, показывает, что чувство сострадания и милосердия не умерло в нашем народе. А говоря о церкви и государстве, роль церкви говорить конкретному человеку, обществу. Церковь не может сегодня подменять функции государства, тем более сейчас все кричат о том, что церковь подменяет роль и функции государства. Мы не можем сегодня в такой тонкий баланс вступать, как игроки на госарене. Мы можем говорить человеку, занимающему пост: так не поступай. И мы это делаем сегодня.
Антон Челышев: - Если церковь будет выступать с обличением конкретных чиновников, она не будет подменять собой функции государства. Она, может быть, будет отчасти подменять собой функции тех же средств массовой информации. А возможности церкви в этом плане, возможности влияния на умы колоссальны. И если я когда-нибудь увижу, как какой-то церковный иерарх обличает руководство какого-то учреждения, я буду долго ему аплодировать и, может быть, даже на исповедь схожу.
Петр Еремеев: - Знаете, обличает суд, принимающий решения, взвешивая все «за» и «против», в частности, поведение человека, его поступки. Но сами понятия греха, воровства, невыплаты заработной платы церковью обличаются очень часто решениями, в том числе и соборными. И замечательное решение Русского народного собора по основам деловой этики и предпринимательства, где говорится черным по белому, что, не выплачивая зарплату, вы нарушаете божий закон. Где говорится о том, что, не отдавая человеку заработанные средства, вы нарушаете божий закон. Церковь обличает человека и его дурную наклонность.
Антон Челышев: - Знаете, почему не боятся? Потому что суд мирской может взять человека за шкирку и бросить за решетку, а за решеткой будет очень плохо. А церковь скажет: Бог покарает, или ждет тебя геенна огненная. А геенна огненная - это штука гипотетическая. До сих пор никто не знает, есть она или нет. И узнаем мы только после того, как в ней окажемся либо не окажемся. Это не так страшно, как следственный изолятор, который через дорогу находится.
Петр Еремеев: - Судя по тому, как многие меняются на глазах, для многих слово «церковь» сегодня имеет большое значение.
Звонок от радиослушательницы Анны: - Передо мной дилемма стоит уже не первый год. Я бы хотела услышать слова помощи. Я часто хожу в храм и вижу вокруг храма или на его территории очень много просящих, которые практически выстраиваются в очередь. Я человек не бедный, одета неплохо. Поэтому, когда я подхожу к храму, меня многие обступают. Как различить того человека, который действительно при храме просит, и тех попрошаек? Что им ответить? Пройти мимо и сделать вид, что не заметила, не позволяет какой-то христианский долг. В то же время сказать «Господь поможет», имею ли я на это право? И другой вопрос. Контролирует ли приход тех людей, которые стоят возле его храма? Если это бабушка, сидящая и просящая, я вижу, что ей нужно, конечно, я дам. А другие, если ты не даешь, говорят: «Тебе что, жалко?» И вот эти слова разрушают изнутри. Как в этой ситуации быть? Подойти и сказать, что нельзя такие слова говорить, если ты нуждаешься, по глазам будет видно? Что мне делать?
Антон Челышев: - Есть один способ. Не ходить в храм. Или ходить в тот храм, где следят за прилегающей территорией.
Петр Еремеев: - Это был не игумен Петр. Я так не отвечу. Вопрос мучительный. Я сам на него отвечаю каждый день, проходя сквозь строй людей в храм. Как и вы, я хожу сквозь этих людей на богослужение.
Антон Челышев: - А у вас они просят?
Петр Еремеев: - Конечно. И более чем у кого бы то ни было. И Евангелие цитируют: всякому просящему дай. Во-первых, я вам советую обратиться к священнику, настоятелю вашего храма и спросить, знает ли он людей, нуждающихся по-настоящему из тех, кто обращался к нему из просящих на паперти? Очень часто у меня бывало так, что люди приходили и спрашивали: батюшка, можно я буду стоять на паперти и просить помощь у ваших прихожан? Я говорил «да», когда осведомлялся о том, что в жизни произошло у человека не так. Помогал ему сам и людям, приходящим в храм, говорил с амвона, что есть Мария Ивановна, просит на входе, давайте ей поможем. Священник всегда знает, кто стоит, кто имеет на это благословение. То есть вы можете справиться у батюшки из вашего храма, кому в чем нужно помочь. Во-вторых, если у вас есть какой-то доход, выделите процент, который можете подать без ущерба вашим детям, родным и близким. И смело его раздавайте. У каждого есть свои возможности. Мы не можем никого обязать давать ту или иную сумму на дела милосердия. Поэтому, если у вас есть возможность дать средства, и вы узнали у священника, кто в них нуждается, щедро делитесь. И никогда слова, сказанные вам людьми, проклинающие вас, оскорбляющие ваши религиозные чувства, не воспринимайте всерьез. Бог им судья.
Звонок от радиослушательницы Раисы: - Действительно, в Библии очень ясно написано, в 37-м псалме я читала: я не видел праведника моего с протянутой рукой. Поэтому даже священники должны работать и зарабатывать. Они на государственном обеспечении находятся. А люди сейчас работают, мало получают. Неправильно, что священники просят.
Петр Еремеев: - Поясню, в чем здесь проблема. Священник всегда просит не на себя, не на семью, не на машину, не на отдых. Священник просит на реставрацию храма, обустройство детского приюта и воскресные школы, помощь погорельцам. На это подавать священнику необходимо. Это функция церкви – быть средоточием помощи со стороны верующих людей нуждающимся. Как вы понимаете, государство сегодня церковь не содержит. Это заблуждение.
Более подробную информацию вы можете получить
ЗДЕСЬ
http://www.kistine1.narod.ru
|
|
| |