Вопрос 2080: Были ли среди ли монахов реформаторы или они безоговорочно принимали устав своей обители и не пытались пересмотреть уклад своей жизни? Ответ: Это не практиковалось никогда. Устав, по их убеждению, всегда был не человеческое изобретение, но он или Ангелом был принесён с неба на дощечке, где было точно регламентировано по сколько спать; и чтобы горизонтально не ложиться монахам и какую шапочку детскую на голове носить.
Современные харизматы, пятидесятники имеют своих предтеч в монастырях – здесь всё прикрывалось откровением и видением, потому было всё бесспорно, неотразимо и вечно. Но иногда были патриоты, желающие улучшить подвиг, сделать его более стерильным. Они не на работу шли, а на сокращение расходов и вымаливали, чтобы Господь как-то их кормил без добывания трудом в поте лица хлеба. Эту заповедь они знать не хотели.
Быт.3:19 - «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Александр Неусып. – 3 июля. «Видя, что во всех киновиях братия имеют излишнее попечение о пище и одежде, он вспоминал об евангельских Христовых словах, которые возбраняют излишнюю заботу о пище, питии и одежде, и даже не велят заботиться и о завтрашнем дне. Он был твёрдо и непоколебимо уверен, что благопромыслитель Господь, питающий птиц и одевающий траву сельную, тем более не оставит без Своего попечения работающих Ему людей, что силен Он и пропитать, и одеть их, искали бы они прежде Царствия Божия и правды Его. Одушевленный такими помышлениями, преподобный Александр, взяв имевшееся у него Евангелие, пришёл с ним к авве Илии и сказал ему: «Отче, всё ли истинно, что написано в Евангелии?»
Услышав такой вопрос, преподобный Илия удивился и в смущении подумал, что вопрошавший его прельщен каким-нибудь неверием от диавола. Не отвечая ничего на вопрос, он сел и склонил главу свою, а в это время пришли к нему братия.
«Братия, – сказал им преподобный Илия, – помолимся о брате нашем Александре, увязшем во вражеские сети».
И, встав, сотворил молитву со слезами, а потом, обратившись к Александру, сказал ему: «Откуда пришёл к тебе такой сомнительный помысл, что ты не веришь написанному в святом Евангелии?» «Не не верую я, отче, – ответил ему Александр, – а только спрашиваю, всё ли истинно написанное в святом Евангелии?» «Воистину, всё истинно, – отвечали ему все братия, – и никакого в этом не может быть сомнения».
Тогда сказал им Александр: «Если всё истинно написанное, то почему же мы не исполняем оного?» «Невозможно немощному человеку исполнить всего», – ответили ему братия. После такого ответа Александр, воспламенившись своим духом и за ничто почитая прежнее житие своё, проведенное не в совершенном исполнении евангельских слов, вознамерился уйти в пустыню, чтобы там удобнее пожить по евангельскому слову
».