.[size=17]..открытым оком", том 5. Вопрос 1404: Говорят, что великие безбожники в детстве верили в Бога. Что же произошло с ними? Значит, с каждым из нас может случиться такая трагедия? Никакой, выходит, гарантии нет, что мы устоим в вере и не свихнемся на сторону?
Ответ: Именно так. Священное Писание предупреждает об этой метаморфозе так. 1Тим.1:19 – «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере». Фил.3:18 – «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». Рим.11:20 – «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся». Мало кто знает, что Дарвин до конца своей жизни был старостой церковным. И что Карл Маркс был совсем иначе мыслящим в юношеские годы, что видно из его сочинения школьных лет. Прочтите его здесь.
«СОЧИНЕНИЕ ПО РЕЛИГИИ.
Единение верующих с Христом по Евангелию от Иоанна, гл. 15, ст. 1-14, его сущность, безусловная необходимость и оказанное им влияние.
Прежде чем рассматривать основание и сущность единения Христа с верующими, мы должны установить, необходимо ли это единение, обусловлено ли оно природой человека, не в состоянии ли он само¬стоятельно достигнуть той цели, для которой Бог создал его из ничего.
Если мы бросим взгляд на историю, эту великую учительницу человечества, то увидим, что в ней глубоко запечатлено, что всякий народ, даже если он достиг высочайшей степени культуры, если из его среды вышли величайшие люди, если у него искусства достигли полного расцвета, если науки разрешили самые трудные вопросы, несмотря на всё это не в состоянии был сбросить с себя оковы суеверий, что он не составил себе истинного и достойного понятия ни о себе, ни о божестве, что в нем никогда ни добродетель, ни мораль не являются свободными от чуждых добавлений, от неблагородных ограничений, что даже его добродетели скорее созданы грубой си¬лой, необузданным эгоизмом, жаждой славы и смелыми действиями, чем стремлением к истинному совершенству.
И старые народы, дикари, которые не познали еще учения Христа, обнаруживают внутреннее беспокойство, боязнь гнева своих богов, внутреннее убеждение в своей отверженности и приносят жертвы своим богам, надеясь этим искупить свои вины.
Даже величайший мудрец древности, божественный Платон, во многих местах выражает глубокую тоску по высшем существе, появление которого удовлетворило бы неудовлетворенное стремле¬ние к свету и истине.
Так история народов показывает нам необходимость единения со Христом.
Но и тогда, когда мы рассматриваем историю отдельного человека, природу человека, мы хотя и видим в груди его искру божества, влечение к добру, стремление к познанию, искание истины, но огонь желания пожирает даже искры вечного: искушающий голос греха заглушает стремление к добродетели; когда жизнь дает нам почув¬ствовать всю свою власть, то он не принимается в расчет. Низмен¬ное стремление к земным благам вытесняет стремление к познанию, тоска по истине заглушается ласкающим голосом лжи, и таким образом здесь стоит человек, единственное существо в природе, которое не выполнило своей цели, единственный член в целом миро¬здании, который не достоин Бога, создавшего его. Но добрый Творец не мог ненавидеть Свое творение; Он хотел возвысить его до Себя и послал Своего Сына и возвестил нам через Него:
«Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (Ин.15:3).
«Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4).
http://kistine.my1.ru/_fr/6/9345263.jpeg
После того, как мы видели, как история народов и размышления отдельных личностей доказывают необходимость единения с Христом, мы рассмотрим теперь самое трудное доказательство, самое слово Христа.
А где же яснее выражает Он необходимость единения с Ним, как не в прекрасном сравнении с виноградной лозой и ветвью, где Он называет Себя виноградной лозой, а людей ветвями. Ветвь сама по себе не может приносить плодов и также, говорит Христос, вы не можете ничего сделать без Меня. Еще сильнее высказывается Он об этом, говоря: «Кто не пребудет во Мне» и т. д. (Ин.15:4-6).
Между тем, это надо понимать лишь в отношении тех, которые могли узнать слово Христа. Ибо мы не можем судить о реше¬ниях Господних о других народах, так как мы даже не в состоянии понять их.
Наше сердце, разум, история, слово Христово громко и убеди¬тельно говорят нам, что единение с Ним безусловно необходимо, что мы без Него не можем достигнуть своей цели, что без Него мы были бы отвержены Богом, что только Он в состоянии был спасти нас.
Проникнутые убеждением, что это единение безусловно необ¬ходимо, мы хотим узнать, в чем же состоит сей высокий дар, этот луч света, который из высших миров проникает в наше сердце, одушевляя его, и просветленными возносит нас на небо, – какова внутренняя сущность и причина его?
Раз мы поняли необходимость единения, причина его – наша потребность в освобождении, наша расположенная к греху природа, наш колеблющийся разум, наше испорченное сердце, наша отвержен¬ность от Бога для нас ясны, и нам незачем больше искать причину его, какова бы она ни была.
Но кто же может красивее выразить сущность единения, чем сделал это Христос в сравнении виноградной лозы с виноградной ветвью? Кто может в больших трактатах изобразить так всесторонне все части, самую сокровенную часть этого единения, как не Сам Хри¬стос словами:
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь» (Ин.15:1). «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
Если бы ветвь могла чувствовать, с какой радостью смотрела бы она на садовника, который ухаживает за ней, который осторожно очищает ее от сорных трав и крепко привязывает ее к лозе, из кото¬рой она извлекает пищу и соки и прекрасные цветы.
В единении с Христом мы прежде всего обращаем любящие взоры к Богу, чувствуем к Нему самую горячую благодарность, с радостью падаем пред Ним на колени.
А затем, когда, благодаря нашему единению с Христом, для нас взойдет более яркое солнце, когда мы почувствуем всю нашу отвер¬женность и в то же время будем ликовать по поводу нашего спасения, только тогда можем мы полюбить того Бога, который прежде казался нам оскорбленным Властителем, теперь же является всепрощающим Отцом, добрым Наставником.
Но не только на виноградаря поднимала бы глаза виноградная ветвь; если бы она могла чувствовать, – она тесно прижалась бы к лозе, она почувствовала бы себя самым тесным образом связанной с ней и с выросшими на ней ветвями; она уже потому полюбила бы другие ветви, что один и тот же виноградарь заботится о них, один ствол дает им силу.
Таким образом, единение со Христом состоит в самом тесном к живом общении с Ним, в том, что мы всегда имеем Его пред глазами и в сердце своем и, проникнутые величайшей любовью к Нему, обра¬щаем в то же самое время сердце наше к нашим братьям, которых Он теснее связал с нами, за которых Он также принес Себя в жертву.
Но эта любовь ко Христу не бесплодна, она не только преиспол¬няет нас чистейшего почитания и уважения к Нему, а действует таким образом, что мы соблюдаем Его заветы, жертвуя собой для друзей своих, будучи добродетельными, но добродетельными только из любви к Нему (Ин.15:9-10,12-14).
Это – та огромная пропасть, которая отделяет христианскую добродетель от всякой другой и возвышает ее над всякой другой, это – одно из величайших действий, которое производит в человеке единение со Христом.
Добродетель здесь уже не мрачное чудовище, каким изображает ее стоическая философия; она не детище сурового учения о долге, какое мы встречаем у всех языческих народов, но то, что она делает, она делает из любви ко Христу, из любви к Божественному Суще¬ству, и, выходя из этого чистого Источника, она является освобожден¬ной от всего земного и поистине божественной. Всякая отталкиваю¬щая сторона отпадает, всё земное падает, всё грубое исчезает, и добро¬детель вся преображается, становясь в то же самое время мягче и человечнее.
Никогда человеческий разум не в состоянии был изобразить ее таким образом, его добродетель всегда оставалась ограниченной, земной добродетелью.
Достигши этой добродетели, этого единения с Христом, человек тихо и спокойно будет ожидать ударов судьбы, мужественно устоит против бурь и страстей, неустрашимо перенесет ярость злого, ибо кто в состоянии его угнетать, кто в состоянии отнять у него его Спасителя?
Он знает, что всё то, о чем он просит, будет исполнено, ибо он просит только о единении с Христом, следовательно, только о боже¬ственном; и кого не возвысит и не утешит это слово, которое Спаситель Сам возвещает? (Ин.15:4)
И кто не будет охотно переносить страдания, зная, что своим пре¬быванием во Христе, его делами выражается уважение к Богу, что его совершенство возвышает Владыку мира? (Ин.15:8)
Таким образом, единение с Христом внутренне возвышает, уте¬шает в страданиях, успокаивает и дает сердце, открытое человеческой любви, всему великому, благородному не из-за честолюбия, не из стремления к славе, а только ради Христа. Таким образом, едине¬ние с Христом дает радость, которую эпикуреец напрасно стал бы искать в своей поверхностной философии, более глубокий мысли¬тель – в скрытых глубинах знания, которую знает только простодушное детское сердце, соединенное с Христом и через Него с Богом, и которая делает жизнь прекраснее, возвышает ее (Ин.15:14). Карл Маркс.
Богатое мыслями, блестящее и сильное изложение, заслуживаю¬щее похвалы, хотя сущность единения, о котором идет речь, не ука¬зана, причина его затронута только с одной стороны, а необходи¬мость его – недостаточно полно». Кюппер. Трир, 17 августа 1835 г.
Падение может случиться с каждым, кто не бодрствует, кто судит другого, рискуя впасть в то же.
Не оглушайте вы меня
Ни вашим карканьем, ни свистом
Против начала бытия!
Смотря внимательно на вас,
Я не могу быть атеистом:
Вы без души, ума и глаз!
А.И.Полежаев[