Название: "Златоуст из Потеряевки" Оригинальное название : "Златоуст из Потеряевки" Год выхода: 1995 Жанр: Документ. Фильм О фильме:
Это история и жизнь православной общины в селе Потеряевка, во главе Игнатия Лапкина (не священник) . Они вроде бы как относятся юридически к зарубеждной или к катакомбной православной церкви. Интересный человек и интересная там у них жизнь. Сам он из Барнаула. Прошел Гулаг, знал многих баптистов. Обращение к Христу у него было настоящее, и он так и проповедует - от смерти в жизнь. Его как мне сказал один брат пускали проповедовать даже к баптистам, но там пошел отток к нему и тогда запретили. Крестят погружением три раза. Кто крещен окроплением - перекрещивают. (по канонам) Если поливанием скорее всего не перекрещивают. Вся молодежь так очень благочестиво себя ведет и живёт. Проповедует он конкретно и радикально. Есть что рассказать и вспомнить ему.
Ксения Деннен. ВОЗРОЖДЕНИЕ РУХНУВШЕЙ МЕЧТЫ. Игнатий Лапкин и его православная община в сибирских степях
Деревня Потеряевка (Алтайский край), возникшая в начале XIX в., в 1930 г. опустела: во время коллективизации многие семьи были сосланы на крайний север. Позже, в 1972 г., она была признана неперспективной: тогда на Алтае прекратили свое существование 300 деревень. Если в 1926 г. ее население составляло 345 человек, то к 1963-му оно сократилось до 200.
Матф.18:20 - "ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них".
...Крахмальниковой понравился фильм новосибирского документалиста Ю.Малапшна "Глас вопиющего в пустыне...". Вскоре после этой картины, снятой в 93-м году, режиссёр внезапно умер. "В фильме два героя и два православия. О либерализме в нём речи нет. И понятно: либерализм - не церковная реальность, - пишет Крахмальникова. - Перед нами два различных отношения к Церкви.
Юрий Малашин принадлежит к числу немногих режиссёров, сумевших увидеть и показать в кинодокументе жизнь подлинной веры и "маску веры", "поймать" то лёгкое дуновение духовной жизни, которое с таким трудом удаётся уловить кинокамере. Замысел фильма о скрытом противостоянии двух образов православия: официальном, показном, - и подлинном, перерос рамки кинодокумента"**.
* "Знамя", 1994, № 9, С.203. " Там же, С204.
Фильм даёт повод Крахмальниковой обвинить Московскую Патриархию в "весьма успешном сотрудничестве с богоборческими властями".
Режиссёр сумел взять киноинтервью у Святейшего (скорее всего, Патриарх и не думал, каким предвзятым, искажённым образом его покажут на экране). На вопрос о смысле Декларации 1927 года Алексий II
ответил убеждённо: "Надо было спасать структуру".
То есть всю Русскую Православную Церковь.
Фильм выдаёт это решение за предательство идеалов Христа. Иллюстрируется жёсткая режиссёрская мысль кадрами шествия Алексия П на празднике Крещения: народ бросает под ноги Святейшему алые розы. "Я жду, - пишет Крахмальникова, - что он вспомнит о Христе, распятом в терновом венце. Но нет, путь Патриарха усыпан розами".
На другом полюсе картины - житель Барнаула со Второй Строительной улицы, шестидесятилетний печник Игнатий Лапкин. В вечном "беге по лестнице, ведущей на небо" (его слова). Убеждённый антисоветчик, со стажем, за что "лечили" его врачи-гэбисты в "психушках" (обычный тогда метод воздействия на инакомыслящих). Трижды был подвергнут арестам.
Режиссёр крупным шрифтом выделяет признание героя: миссионер Лапкин не приемлет "Православное жречество" не потому, что не готов поклоняться христианским пастырям, а потому, что не считает их пастырями.
Можно допустить осложнение отношений между Лапкиным и архиепископом Новосибирским и Барнаульским или между Лапкиным и некоторыми священниками епархии.
Крахмальникова, разбирая фильм, отмечает "напряжённые размышления о неправде, поселившейся в Церкви". Лапкин же говорит о другой неправде.
Литературный критик М.Лобанов в журнале "Молодая гвардия" пишет: "Церковь ("государственная", не как тело Христово) - это не только священнослужители, но и мы все, и, следовательно, каждый из нас отвечает за её духовное состояние. И когда, скажем, та же диссидентка одобряет расстрел российского парламента, уничтожение при этом мирных людей, то это ли не грех, не повреждение чистоты веры, это ли не бег, ведущий вовсе не в небо?"*.
Своего героя, в принципе, режиссёр Ю.Малашин не нашёл, он взял его из документального фильма "Предчувствие", который сделал на Красноярской студии В.Кузнецов ещё за год до картины "Глас вопиющего в пустыне...".
"Предчувствие" участвовал в конкурсе Второго фестиваля российских документальных картин в Екатеринбурге, стал победителем 2-го Международного фестиваля "Золотой Витязь" в сербском городе Нови-Сад (по разделу документального кино).
Структура фильма полифонична, она прорастает из кинодокументалистики конца 80-х годов, когда режиссёры любили модель "слоёного пирога".
В картине три действующих лица: Игнатий Лапкин, председатель "Союза христианского возрождения" Владимир Осипов и, в меньшей степени, поэт Ю.Кузнецов. К слову, киноведы считают выбор своих героев сильной стороной режиссёра.
Так о чем же напряжённо размышляет Лапкин, о какой неправде, поселившейся вокруг нас? Фильм задуман и сделан против советской бюрократии, против безбожной власти.
Кинокамера вглядывается в лицо худенького, с ясными, осмысленными глазами человека. Одет в старое пальто, обут в сапоги. Речь быстрая, без пауз - виден дар проповедника.
Первый раз Лапкина взяли по "делу" отца Дмитрия Дудко, сорок лет назад. С отцом Дмитрием, обвинённым тогда в "пособничестве" фашистским оккупантам, Игнатий Тихонович состоял в переписке. Нас пинками загоняли в стойло, страстно вспоминает Лапкин, ведь в компартии не было Бога, совести и закона.
Вот она, неправда, по-барнаульскому "Златоусту": не в Церкви, а вне Церкви. Затем у Лапкина ещё две посадки, выпущен только в 86-м году. Женат, детей нет, искалечен "лекарствами" в "психушках".
* "Мол. Гвардия", 1995, № 3,0234.
В.Кузнецов, показывая Лапкина, иллюстрирует его правдоискательство кадрами с обратным знаком. Каноническая хроника прошлой эпохи - пионеры со знамёнами, весёлые дружные комсомольцы с флагами.
Корысть и трусость, убеждён Лапкин, двигали властью все семьдесят лет "вавилонского пленения". Страна впала в духовное варварство, без Бога другого не ищи.
Лапкин себе давно уже всё доказал, теперь душа болит за других, за всю Россию. Стиль афористичен, лёгкая улыбка на секунду - и снова чёткая, "рубленая" речь.
Законы жизни по вере, по заповедям Спасителя важнее для Лапкина, нежели горбачёвская демократия. "Сейчас мафия у власти", - прямо заявляет он (а на дворе начало 90-х). Искали демократию, а не Церковь.
Дикторского текста в фильме "Предчувствие" нет, интонацию показа целиком определяют герои. Режиссёрское присутствие выявляется через изобразительное и музыкально-шумовое решения (трагическая музыка Шопена, к примеру, тема прощания с Родиной).
В сумерках горбачёвской перестройки Лапкин разглядел ночь ельцинизма.
Поэт Юрий Кузнецов, на панорамных кадрах лесной и озёрной шири, выкрикивает в объектив: "Твою Родину мразь обступает!".
Третий герой - религиозный диссидент В.Осипов - суховат, безэмоционален. Его жизненный опыт приучил приглушать собственные страсти. В общей сложности пятнадцать лет просидел Осипов в лагерях. После первого освобождения жил в печально знаменитом Александрове, на 101-м километре. Четыре года легально, под своей фамилией как составитель выпускал религиозный сборник-альманах "Вече".
Сбивало гэбистов с толку, почему же сборник выходит открыто. Наконец, припаяли вольнодумцу 8 лет. "Сейчас убийцам дают такой срок!" - словно между прочим замечает Осипов.
Режиссёр снимал своего героя в Тарусе, это Калужская область. Осипову в 92-м году нельзя было жить в стокилометровой зоне вокруг Москвы, только на 101-м километре...
Режиссёр перебрасывает "монтажный мостик" из дореволюционной кинохроники к нашим дням. Последний государь в белоснежной форме, подросток-наследник... Барнаульские дети за трапезой, пилят дрова...
В деревне Игнатий Лапкин организовал летний "Православный стан". Горит костерок, звучно хрумкают на выпасе лошади.
Надо за всё Бога благодарить, говорит Лапкин.
На зелёном поле он словно бы заново осматривает историческую Россию. Сейчас демократы такие же безбожники, как партократы. Вы только посмотрите: люди загублены, земля загублена...
Знакомые мысли ждут зрителей в фильме "Златоуст" из Потеряевки" (1995). Владимир Кузнецов имеет отношение к этой картине как директор Красноярской студии и как муж автора - Л.Кузнецовой. Она много лет работала монтажёром, сняла в качестве постановщика четыре киноленты.
Фильм решительно разводит демонический рационализм, прельщение профанацией веры в Бога, и приобщение к законам жизни в Боге. Стадион и деревенька, мощные микрофоны и знакомый голос одинокого "Златоуста".
Забиты трибуны городского стадиона. Чем сюда всех заманили? Большая эстрада, суперусилители звука, фонограмма. На эстраде выстроились ведущий, переводчик с английского и заезжий пастор.
Проповедник не взывает к покаянию, цель его - быть человекобогом, заставить толпу поклоняться. Разносится над стадионом поп-музыка, оглушает. Я слуга Бога, выкликает миссионер, я принимаю Его силу. Давайте вес вместе споём: Иисус, как прекрасен Ты, как прекрасен этот мир!
* Думский политик В.Медведев уже в наши дни пишет: "Отсюда проникновение западных фондов и всевозможных консультантов в Россию, сектантов католической и протестантской Церкви, массовой западной культуры. (Медведев В. Россия - быть или не быть?! - M.: Алгоритм, 2003, С.61).
И люди, в большинстве, подчиняются*. Камера замечает всё-таки некоторых скептиков, но сотни и сотни зомбированных участников заламывают руки, даже плачут. И поют под управлением человекобога...
После таких удручающих документальных кадров - мирянин Игнатий Лапкин, как очищающий глоток крещенской воды. Потеряевка - алтайская деревенька, была селом.
"Храм разломали при колхозе, хозяйства развалились. При "раскулачивании" нас ограбили, мы остались без лошадей".
Лапкин приезжает из Барнаула на всё лето, создал сельскую православно-христианскую общину. Печник не подменяет собой священника. Батюшка иногда появляется в деревне, крестит прямо в реке.
Ворошит сено Лапкин, смотрит с прищуром в кинообъектив: "Мы тут не пьём, славим Бога, живём без обкомов".
Там, на городском стадионе, - апостасии, потеря Бога. Тут, в сельской тишине, - взыскание Христа.
Грабли, лопаты, вилы - мощной техники нет. Человек двадцать баб и мужиков, парней и девушек работают вместе со "Златоустом".
Мы не паразитируем, объясняет Лапкин, правда, наше дело кажется безнадёжным. Спасение души - на первом месте. "Если нас к утру повесят или расстреляют, мы всё равно будет работать до вечера".
Редкостная цельность мировосприятия у этого человека. "И по-другому не могу", - Лапкин улыбается, цитируя девиз Мартина Лютера по-немецки.
Три условия, считает "Златоуст", спасут нашу землю. Вера в Бога, семья и частная собственность. Он бывал в Соединенных Штатах, Америку нам не догнать.
Россия - это надежда любви. Главная вина в нас самих, учит Лапкин. Не в Ленине или Сталине, хотя вина с них не снимается.
И очень горько добавляет: когда тебя в "психушке" связывают и накачивают шприцем, страшнее этого ничего нет, только Антихрист.
Вспоминайте завет Апостола Павла: живи для Бога, тогда кто сумеет против тебя?
Тем, кто считает "Златоуста" противником Святейшего Патриарха и "официальной Церкви", следует послушать его слова из фильма: "Церковь - это корабль Христов, а мы созидаем Тело церковное".
Случайно нашла http://iglapkin.livejournal.com/tag....A%D0%B8 Фильм понравился. Из700, только 2 семьи приняли. Не пить, не курить, не ругаться матом и всего 40 пунктов. Где можно ознакомиться со всеми пунктами. Понравилась речь И.Т.Лапкина. Все в селе трудятся в поте лица и даже пожилые (как мама И.Т.). Стержень в общине И.Т. Он своим примером показывает как надо трудиться и любить Бога. Название видео не понравилось Златоуст из Потеряевки. Как бы не возгордился? Молиться надо.
Только не надо отвечать не по теме. И каждый раз задавать не по теме вопросы. Не делайте флуд. На него я не отвечаю.
Не пить, не курить, не ругаться матом и всего 40 пунктов. Где можно ознакомиться со всеми пунктами.
Правила поведения (УСТАВ) жителей
посёлка Потеряевка Мамонтовского района
Алтайского края
1. Официальное разрешение общиной даётся письменно, желательно верующим православным христианам, или тем, кто очень хочет верить, и чтобы в письменном виде подтвердил, что он не будет ни сейчас, ни после говорить неправду. Даётся разрешение на поселение тем, кто подтвердит, что он: не курит, не пьяница (см. примечание №1), не матерщинник, не вор. Все поселенцы уведомляются, что каждый строится сам, на свои средства, своими силами, уменьем. Помощи пока никто никому оказать не может – каждый строит что-то себе сам.
2. Несогласных с уставом общины, курящих, пьяниц-выпивох, даже родственников, нежелательно нанимать или приглашать в гости. И если таковой всё же приедет к своим, чтобы по деревне или в доме у своих никогда не курил и не пил.
3. Член деревенской общины не должен выполнять обычную работу в воскресные дни и в двунадесятые праздники. Это же касается всех, кто приезжает помогать или в гости сюда.
4. Каждый член общины деревенской имеет право заниматься любой непредосудительной работой. Запрещается торговать спиртным, табачным, что-либо покупать или брать на обмен ворованное. Всё подобное конфисковывается в казну деревенскую.
5. Запрещается рассчитываться спиртным (бутылкой) за проделанную работу или добытую вещь. За нарушение – оплата в 2-х кратном размере в общую деревенскую казну.
6. Никакие работы (звероводство, скотоводство, свиноводство, пчеловодство и др.) для посторонних лиц на территории деревни не разрешаются (нанимают строить здесь свои сооружения ). Это – подсудное дело.
7. Общение с миром, обращение за помощью к неверующим по возможности сводить до минимума. Лучше отдать, подарить им свою вещь (медогонку) нежели давать во временное пользование безбожным.
8. Детей весьма желательно учить в самой Потеряевке верующим учителям – иначе для чего всё это было затевать, если детей снова поглощает мир губительный.
9. Категорически запрещается на территории деревни включать бесовскую музыку-рок и прочую заразу духовную. Если же таковое заведется всё же и кто-то будет громко включать такую бесовщину, то сообща уничтожить всякую память о таковом деле и предмете.
10. Мы находимся в уединённом, относительно, месте, где слышно и пение птиц. Не допускать бесполезного лая собак. Сторож держится для того, чтобы обнаружить врага, чужого, оповестить хозяина, помочь прогнать нежеланного. Собака – это отражение хозяина, доброго или беспутного, вредного, эгоиста.
11. Даже на самое короткое время отъезжающим просить у священника совета, благословение на путь. Не самовластвовать. Бессоветие и непослушание – вот два коня в колеснице, несущейся в адскую пропасть.
12. Если человек не придёт на общее деревенское собрание или уйдёт во время его проведения, будучи оповещён о повестке собрания, собрание всё равно состоится, как законное.
13. Неподчиняющийся уставу сему предупреждается и после трёх грубых дерзких нарушений – исключается.
14. Обязательно всем жителям всегда носить пояс, рубаху навыпуск, как принято у русских, и не подражать в одежде иноземцам.
15. Дети да приучаются чтить старших, приветствуя всех христианским приветствием: Христос воскрес! и др., помогать нуждающимся.
16. Взаимопомощь членов общины. От общих работ: по храму, пруду и др. – не отрекаться.
17. Самовольно в деревню никого не приглашать. Если же кто из чужих курит в данный момент, не разговаривать с ним, пока не потушит папиросу – уважайте хотя бы самих себя.
18. Стараться иметь всё своё по возможности, чтобы не стать господином «Дай». Имей своё, не пожелай чужого, – говорит Антоний Великий.
19. В зимнее время почти прекратить звать сюда людей, 12:21:04 разрешать приезжать – дабы кто в пургу не погиб в степи.
20. Скотина не должна бродить по деревне и огородам ни зимой, ни летом: не пожелай чужого поля – десятая заповедь закона Божия.
21. Запрещается брать под проценты, ни у государства, ни, тем более, у тех, кто может быть, как мафиози, «включат счётчик»; и горько будет при расчёте, когда возьмут из под тебя постель, жену, дом. Не закладывать землю. Не брать на прокат то, что испортив, не сможешь вернуть.
22. Желательно добросовестно всегда рассчитываться со всеми и со своими деревенскими, кто делает общую работу по поручению: снимает данные со счетчиков, рассыльный с поездкой и др.
23. Беречь окружающую среду, не позволять никому сливать, разливать горючесмазочные материалы на землю, мыть испачканные в мазуте руки и вещи у озера.
24. Где ставить дом, какие деревья можно срубить близ дома, всё по разрешению старшего (старосты).
25. Детей особо беречь, нигде не оставлять без присмотра (по ягоды, купаться). И во время богослужений одних детей на улицу не выпускать.
26. Охранять не только своё; каждый чужой появившийся да насторожит, спроси кто, к кому. Деревня как одна семья. Увидел ли отвязавшуюся скотину, сообщи хозяину.
27. Кто получал помощь бесплатную, вещь, деньги – всё должен сполна вернуть, если уезжает из Потеряевки навсегда. Всё взятое здесь – лес местный ли, дрова, всё остается здесь же. Землю никому из чужих не продавать, а только жителям деревни нашей.
28. Под страхом анафемы, отлучения запрещается жаловаться мирским властям, писать жалобы на жителей деревни, сексотничать, сотрудничать с врагами, быть наушником. Любой спор, всё решать здесь на законном собрании, после беседы со священником. И только после обсуждения на собрании может получить «добро» на суд у внешних.
29. В околках растущие берёзы, осины и другое (не клён) не рубить. Никому не позволять рвать землю-целик гусеницами, или навесным оборудованием – это преступление.
30. С огнём быть крайне осторожным, нигде ничего не выжигать без предупреждения всех в деревне, пока не выставлены будут люди с разных сторон, с водой и другими противопожарными средствами, и то только по разрешению старшего, и вечером, при безветрии, весной, осенью.
31. Запрещается гонять на скорости на технике, кататься верхом или на запряженных лошадях по деревне самовольно – берегите детей и себя.
32. Все строения, загоны Корчинские, оставшиеся на территории Потеряевки должны быть ликвидированы навсегда. Из-за земли – Карабах.
33. Совет общины избирается из 4-х человек и 5-ый батюшка, как советник.
34. Право голоса житель посёлка имеет, как член общины, только через год жительства в Потеряевке.
35. Каждое богослужение – 1 дежурный по деревне.
36. Без разрешения хозяина в чужом дворе не брать ни одной вещи.
37. По деревне не разрешается ходить в оголённом, непотребном виде.
38. Образовать денежный и материальный фонд деревни.
39. Никаких дел, сделок денежных и вещевых, и иных не производить с замужними женщинами без ведома и согласия их мужей.
40. Всем членам общины быть ревностными в соблюдении Устава и недопущения нарушения его другими.
ПРИМЕЧАНИЕ:Разрешается вино только по уставу, в определённое время, 2 раза в день, не более 100 гр., но лучше совсем не пить, избегнешь порицания. Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей. Пс.118:105
Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
Спасибо Иулия ( Юленька). 9.Категорически запрещается на территории деревни включать бесовскую музыку-рок и прочую заразу духовную. В этом пункте нужно хотя бы поставить тире между словами прочую и заразу. Вчитайтесь внимательно в последние слова и прочу юзаразу духовную. А то получается,духовная музыка и песнопение это тоже зараза.
19. В зимнее время почти прекратить звать сюда людей, 12:21:04 разрешать приезжать –дабы кто в пургу не погиб в степи.Непонятно почему связано с зимой. Что обозначают эти числа?
22. Желательно добросовестно всегда рассчитываться со всеми и со своими деревенскими, кто делает общую работу попоручению: снимает данные со счетчиков, рассыльный с поездкой и др. Этот пункт особенно ценен. Со стоит убрать это грамматическая ошибка.
29.В околках растущие берёзы, осины и другое (не клён) не рубить. Никому не позволять рвать землю-целик гусеницами, или навесным оборудованием – это преступление. Объясните почему можно рубить или пилить только клен? Слова землю-целик гусеницами – объясните поподробнее, совсем не понятно.
32.Все строения, загоны Корчинские, оставшиеся на территории Потеряевки должны быть ликвидированы навсегда. Из-за земли – Карабах. Корчинские это фамилия или название села? Также объясните фразу - Из-за земли – Карабах . Что такое Карабах?
35.Каждое богослужение – 1 дежурный по деревне. Замечательно, превосходно. Напишите функции дежурного.
38.Образовать денежный и материальный фонд деревни. Отлично, очень нужное дело. Например, не дай Бог,кто-то заболел и требуется дорогостоящая операция, или кто погорел, то фонд выручает. Не знаю как у вас, а так с каждого взрослого работающего в месяц хотя бы мизерную сумму. Такую, которая не будет в ущерб для семьи. Эту сумму должны назначить самые бедные и многодетные семьи и всегда в денежных суммах на них надо ориентироваться.
Только не надо отвечать не по теме. И каждый раз задавать не по теме вопросы. Не делайте флуд. На него я не отвечаю.
Сообщение отредактировал ВАЛЕНТИНА12 - Пятница, 14.03.2014, 14:34
ИгЛа: 19. В зимнее время.. Разъезд в степи, здания вокзала власть умышленно разломала. Поезда приходят только ночью, и ни огонька. Ну, и куда идти тому, кто слез, в какую сторону? Даже летом деревни не видать за берёзовыми колками, а это пурга, темень. Сразу тянись на кладбище.
До деревни - 4 км.
29. Слова землю-целик гусеницами.. Земля-целина, не паханая, там трава для скота. А трактор прошёл гусеничный, как танк, вздыбил землю и ничего не растёт, и проехать трудно Не порти целины.
32.Все строения, загоны Корчинские, оставшиеся на территории Потеряевки должны быть ликвидированы навсегда. Из-за земли – Карабах.
Корчинские это фамилия или название села? Также объясните фразу - Из-за земли – Карабах . Что такое Карабах? В 15 км. От нас село Корчино. Они присвоили наши земли, когда там никто не жил, а теперь не хотят уходить.
А нам пасти скот негде, негде траву косить. А Карабах есть область борьбы между Арменией и Азербайджаном – смертным боем бьются. В ходе Карабахской войны 1991—1994 годов между Азербайджаном и НКР азербайджанцы установили контроль над территорией бывшего ранее в основном заселённого армянами.
35.Каждое богослужение – 1 дежурный по деревне. Функции дежурного: следить, чтобы из посторонних никто ничего не украл, не было пожара, принять приехавших гостей и бывших жителей на озеро, снабдить их необходимым. (ночлег, пища).
Пс.118:113 – «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю». Более подробную информацию вы можете получитьЗДЕСЬ http://www.kistine1.narod.ru
Спасибо. Все доходчиво. Только 35 пунк пока не могу понять. Как он один справляется с дежурством целые сутки? Написано -каждое богослужение - его назначают так же для порядка на Богослужении?
Только не надо отвечать не по теме. И каждый раз задавать не по теме вопросы. Не делайте флуд. На него я не отвечаю.