Декабрь
День двадцатый.
СТРАДАНИЕ СВЯТОГО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА.
В то время, как Траян вступил на римский престол1), епископом в Антиохийской церкви был святой Игнатий, Богоносец по своему прозванию и делам, принявший епископию после святого Евода, преемника Апостола Петра2).
0 сем божественном Игнатии Богоносце рассказывается, что когда он был младенцем8), а Господь Иисус Христос жил на земле с людьми и учил народ о Царствии Божием, однажды родители Игнатия, стоя среди народа, слушали словеса Божии, исходящие из уст Спасителя, имея при себе и своё дитя.
Взглянув на них, Господь позвал к себе отрока Игнатия, поставил его среди народа, обнял его и, взяв на руки, сказал: — Мф. 18:3 – «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощённого Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своём и в устах 2), будучи сосудом, подобным святому Апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие пред народами и царями. Он был сначала учеником святого Иоанна Богослова 8), вместе со святым Поликарпом, епископом Смирнским 4).
Затем советом всех святых Апостолов он был поставлен епископом в Антиохии, где ранее, чем в других местах, появилось имя христианское *). Приняв управление церковью, он не щадил сил своих для проповеди благочестия, являя во всём Апостольскую ревность.
Сей святой иерарх установил в церкви петь божественные песни на два лика или хора, подобно ликам Ангельским, ибо сподобившись Божественного откровения, он видел, как Ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал; когда один кончал песни, другой начинал; таким образом Ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения. Получив такое откровение, святой Игнатий установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквах.
В тяжёлой войне со Скифами 3) царь Траян одержал победу. Полагая, что он стал победителем врагов при помощи своих языческих богов, Траян пожелал за это возблагодарить их повсеместными жертвами, дабы и в будущее время боги благополучно устрояли его войны и царствование.
Тогда воздвиглось сильное гонение на христиан. Царь узнал, что христиане не только не желают принести жертвы языческим богам, но и хулят их, обличая их ложность, и потому повелел повсюду убивать христиан, неповинующихся его повелению.
Когда же сей царь отправился на другую войну против Армян и Парфян, то пришлось быть ему в Антиохии, и тут святой Игнатий Богоносец был оклеветан пред ним за то, что Христа, осуждённого Пилатом на смерть и распятого на кресте, он почитает как Бога и установляет законы о сохранении девства, о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни 1). Услыхав о сем, Траян призвал святого и пред всем своим синклитом сказал ему:
— «Ты ли, называемый Богоносцем, противишься нашему повелению и развращаешь всю Антиохию, ведя её в след своего Христа?»
Божественный Игнатий отвечал:
— «Да, это я».
Царь спросил:
— «Что значит названия твоё «Богоносец?» Святой отвечал:
— «Носящий Христа Бога в душе своей есть Богоносец».
— «Итак — спросил царь, — ты носишь Христа твоего в себе самом?»
Святой отвечал:
— «Действительно ношу, потому что написано:
2 Кор. 6:16 – «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».
Царь сказал:
— «Что же мы, по твоему мнению, не носим всегда наших богов в памяти и не имеем их помощниками против врагов»?
Богоносец отвечал:
— «Горько мне, что ты называешь идолов богами, потому что Един есть Бог Истинный, Создатель неба, и земли, и моря, и всего, что в них находится, Един Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный, и Царству Его не будет конца. Если бы ты. познал Его, царь, то порфира твоя, и венец, и твой престол были бы ещё более могущественными».
— «Игнатий! — сказал царь — оставь то, что ты говоришь, и послушай лучше моих слов: если желаешь сделать мне угодное и быть в числе моих друзей, то принеси с нами жертву богам и тотчас же будешь у нас первосвященником великого Дия 3) и назовёшься отцом синклита».
Святой отвечал:
— «Какая польза мне быть первосвященником Дия, когда я — архиерей Христа, Коему всегда приношу хвалу и стараюсь всецело принести себя в жертву, чтобы иметь в себе подобия добровольной Его смерти».
Царь сказал:
— «Кому ты хочешь принести себя в жертву? Тому ли, Кто был пригвождён ко кресту Понтийским Пилатом?»
Святой отвечал:
— «Пусть я буду жертвою Тому, Кто пригвоздил ко кресту грех, сокрушил начальника греха диавола и крестом победил всю его силу».
Царь сказал:
—«Мне думается, Игнатий, что ты не имеешь здравого ума и правильного рассуждения: ты не прельстился бы так христианскими писаниями, если бы хорошо понимал, как выгодно повиноваться царской воле и приносить со всеми жертвы богам».
Богоносец, ещё более воодушевившись, сказал:
— «Если ты отдашь меня на съедение зверям, или распнёшь меня на кресте, или предать мечу или огню, то я всё-таки никогда не принесу жертвы бесам. Не боюсь я смерти и не ищу временных благ, но желаю одних вечных и всячески стремлюсь только к тому, чтобы придти ко Христу Богу моему, благоизволившему умереть за меня».
Тогда участвовавшие в синклите, желая обличить Игнатия в заблуждении, сказали:
— «Вот, ты говоришь, что твой Бог умер; как же мёртвый может помогать кому-нибудь, а тем более умерший позорной смертью? Наши же боги действительно бессмертны и считаются бессмертными».
Богоносец отвечал:
— «Господ мой и Бог Иисус Христос, нас ради вочеловечился и для нашего спасения добровольно принял распятие на кресте, смерть и погребение, потом воскрес в третий день, низверг и низложил силу врага, вознёсся на небеса, откуда сходил, чтобы восстановить нас из падения и опять ввести в рай, из которого мы были изгнаны, и даровал нам благ больше, чем мы имели прежде. А из почитаемых вами богов ни один не сотворил подобного; будучи людьми злыми, беззаконными и сотворившими много пагубного, они безумным людям оставили только какое-то ничтожное представление о своём божестве. Когда же потом спало с них покрывало лжи, обнаружилось, чем они были, и как позорно окончили свое существование».
Когда святой Игнатий сказал это, то царь с синклитом, боясь, чтобы он ещё более не посрамил богов их, велел отвести его в темницу. Сам же царь всю ночь не спал, размышляя, какою бы казнью лишить жизни Игнатия, и придумал осудить его на съедение зверям, считая эту смерть самою лютою. Утром он объявил об этом синклиту; все согласились, но посоветовали ему — предать Игнатия зверям не в Антиохии, чтобы он не прославился среди своих граждан, приняв за свою веру мученическую кончину, и чтобы другие, глядя на него, не укрепились в христианстве.
Поэтому и сказали, что его следует в оковах отвести в Рим и там предать зверям; там для него, измученного долгим путём, казнь будет ещё тяжелее, и из римлян никто не узнает, кто он был; подумают, что погиб один из злодеев, и не останется по нем никакой памяти. Этот совет был угоден царю, и он изрёк смертный приговор Игнатию, чтобы он в Риме во время праздника, при собрании всего народа, был отдан зверям на растерзание. Так святой был осужден нечестивыми, как бы в позор Ангелам и людям 1).
Богоносный Игнатий, услыхав о себе такой приговор, воскликнул:
— «Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил меня засвидетельствовать совершенную любовь к Тебе и благоволил связать меня железными узами также, как Апостола Твоего Павла».
С радостью возложил он на себя оковы, как будто прекрасное ожерелье из жемчугов, — драгоценное украшение, с которым он желал воскреснуть в будущей жизни
2). Царь с войском пошёл на войну, а божественный страдалец, закованный в тяжёлые оковы, был отдан десяти жестоким и немилосердным воинам, и отправлен в Рим.
Выходя из Антиохии, он усердно помолился за Церковь и вручил своё стадо Богу. Все верующие плакали о нём и горько рыдали, а иные, привязанные к нему горячею любовью, пошли за ним в путь. В Селевкии, при морской гавани, неподалеку от Антиохии, святой Игнатий сел с воинами на корабль, который должен был проходить вдоль берегов Малой Азии 1) и после долгого и опасного плавания прибыл в Смирну.
Тут Игнатий встретил и приветствовал святого Поликарпа, божественного Апостола, епископа Смирнского, своего соученика, и с ним утешался богодухновенною беседою, радуясь о своих узах и гордясь своими оковами. Ибо что могло быть для него лучшим украшением, как не эти вериги, в которые он был закован за Господа своего? Виделся он также и с прочими епископами, пресвитерами и диаконами, которые стекались к нему из асийских церквей и городов, желая видеть его и слышать из уст его божественные слова.
Словом и примером утверждая христиан в вере, увещевая всего более беречься возникавших и распространявшихся тогда ересей и строго держаться Апостольских преданий, святой Игнатий умолял Поликарпа и вообще всю Церковь помолиться за него, чтобы скорее ому сделаться пищею зверей и предстать пред лицом Господа, к Которому стремилась его душа.
Видя, что они смущены и не желают его смерти и разлучения с ними, Игнатий испугался, что и те верующие, которые находятся в Риме, также смутятся, не стерпят того, чтобы он отдан был зверям, и сделают ему какую-нибудь преграду, подымут, может быть, руки на тех, которым велено отдать его на съедение зверям, и этим затворят ему открытую дверь мученичества к желаемой смерти. Поэтому он решил послать им просьбу помолиться о нём, чтобы не пресекался путь его страданий, но чтобы скорее он был растерзан зверями и перешёл к возлюбленному своему Владыке. Писал он так:
— «Игнатий Богоносец церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и Единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно всё, совершившееся по любви Иисуса Христа, Бога нашего,— церкви, председательствующей в столице области римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной,
!) Это объясняется тем, что осужденных отправляли не на особом, нарочитом корабле, а на таком, который представлялся случайно, и, плывя по своим надобностям, останавливался в том или другом месте.
И чистой и первенствующей в любви, Христоименной, Отцеименной, которую и приветствую во имя Иисуса Христа Сына Отчего, — тем, которые по плоти и духу соединены между собою во всякой заповеди Его, нераздельно получили полноту благодати Божией, чистым от всякого чуждого цвета, желает премного радоваться во Иисусе Христе, Боге нашем.
— По молитве к Богу я получил то, о чём много просил, чтоб увидеть ваши богодостойные лица. Связанный за Христа, я надеюсь целовать вас, если воля Божия удостоит меня достигнуть конца.
Начало положено хорошо: сподоблюсь ли благодати — беспрепятственно получить мой жребий? Ибо я боюсь вашей любви, чтобы она не повредила мне; потому что вам легко то, что хотите сделать, а мне трудно достигнуть Бога, если вы пожалеете меня. Желаю, чтобы вы угождали не людям, но Богу, как вы и благоугождаете Ему. Ибо ни я уже не буду иметь такого удобного случая достигнуть Бога, ни вы — ознаменовать себя лучшим делом, если будете молчать.
Если вы будете молчать обо мне, я буду Божиим, если же окажете любовь плоти моей, то я должен буду снова вступить на поприще 2). Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовью хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад.
Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтобы в Нем мне воссиять. Вы никогда никому не завидовали, и других учили тому же. Желаю, чтобы вы подтвердили делом, что преподаете в своих наставлениях 3). Только просите для меня у Бога внутренней и внешней силы, чтобы я не говорил только, но и желал, чтобы не назывался только христианином, но и был в самом деле. Если я действительно окажусь им, то могу и называться им, и только тогда могу быть истинно верным, когда мир не будет более видеть меня. Ничто видимое не вечно: 2 Кор. 4:18 – «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».
Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда Он во Отце. Христианство — не в молчаливом убеждении, но в величии дела, особенно когда ненавидит его мир. Я пишу церквам и всех извещаю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым.
Лучше приласкайте этих зверей, чтобы они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость. Тогда я буду по истине учеником Христа, когда даже тела моего мир не будет видеть. Молитесь о мне Христу, чтобы я посредством этих орудий сделался жертвою Богу. Не как Пётр и Павел заповедую вам. Они — Апостолы, а я —осужденный: они — свободные, а я — доселе ещё раб. Но если пострадаю, — буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нём свободным.
Теперь же в узах своих я учу не желать ничего мирского или суетного. На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть с отрядом воинов, которые от благодеяний им оказываемых, делаются только злее 1).
Оскорблениями их я больше научаюсь, но этим не оправдываюсь 2). 0, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностью бросились на меня. Я заманю их, чтобы они тотчас же пожрали меня, а не так, как они некоторых побоялись и не тронули. Если же добровольно не захотят, — я их принужу. Простите мне; я знаю что мне полезно. Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, — ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу.
Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробление костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола пусть придут на меня,—только бы достигнуть мне Христа. Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего.
Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею: 1 Кор. 4:9 – «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков».
Мф. 19:26 – «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно».
Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Я имею в виду выгоду: простите мне, братья! Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня. Князь века сего хочет обольстить меня и разрушить мое желание, устремленное к Богу.
Пусть же никто из вас, там находящихся, не помогает ему. Лучше будьте моими, то есть Божиими. Не будьте такими, которые призывают Иисуса Христа, а любят мир. Зависть да не обитает в вас. И если бы даже лично стал я просить вас о другом, не слушайте меня: верьте больше тому, о чем пишу вам теперь. Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая 1), говорящая во мне, взывает мне извнутри: «иди к Отцу».
Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю, — крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная. Не хочу более жить жизнью человеков. А это исполнится, если вы захотите. Захотите же, прошу вас, чтобы и вы снискали себе благоволение. Кратким письмом прошу вас.
Поверьте мне; а Иисус Христос — неложные уста, которыми истинно глаголал Отец, — откроет вам, что я говорю истину. Молитесь о мне, чтобы я достиг. Не по плоти я написал вам это, но по разуму Божию. Если пострадаю, значит, вы возлюбили; если же не удостоюсь, — вы возненавидели меня. Поминайте в молитве вашей церковь Сирийскую: у ней, вместо меня, пастырь теперь Бог.
Один Иисус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша. А я стыжусь называться одним из ее членов, ибо недостоин того, как последний из них и как изверг. Но если достигну Бога, то по милости Его буду чем-нибудь. — Приветствует вас дух мой и любовь церквей, принимавших меня во имя Иисуса Христа не как прохожего 2).
Ибо даже и те Церкви, которые не находились на пути моего плотского странствования, выходили на встречу мне в город. Пишу вам это из Смирны чрез достоблаженных Ефесян. При мне же вместе со многими другими Крок — вожделенное для меня имя. Тех же, которые во славу Божию отправились прежде меня из Сирии в Рим, думаю, вы уже знаете: скажите им, что я близко. Все они достойны Бога и вас: вам надобно во всем успокоить их. —Я написал вам это за девять дней до сентябрьских календ 1) т. е. 23 августа 2). Укрепляйтесь до конца в терпении Иисуса Христа. Аминь».
Это послания Игнатий отправил с некоторыми из ефесских христиан, сопровождавших его, которые отправились в Рим кратчайшим путем 3). Чрез несколько времени и сам святой вышел из Смирны, в сопровождении воинов, и прибыл в Троаду.
Здесь он получил радостную весть, что гонения утихло в Антиохии и Церкви возвращен мир. Помня во всех молитвах своих о своей осиротевшей Церкви, он просил всех верующих молиться о ней: чем сильнее была его радость о спокойствии его паствы, тем благодушнее он шел на встречу смерти.
В таком расположении души он написал послания к Филадельфийцам (в Килисирии) и Смирнянам, побуждая христиан принять деятельное участия в радостном событии антиохийской церкви и в особенности он писал к святому Поликарпу, епископу Смирнскому, прося его отправить кого-нибудь из клира в Антиохию для утешения тамошней церкви и поручая ему написать к другим церквам, чтобы и они сделали то же 1).
Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонии), пешим прошел Филиппополь и Македонию, посещая на пути храмы, уча в них, наставляя и ободряя немощную братью, а также повелевая всем бодро и трезвенно проводить жизнь. Перейдя Епир, святой Игнатий в Епидамне опять сел на корабль и поплыл в Италию через моря Адриатийское и Тирренское. Когда увидел он издали Путеолы (город в Кампании), он хотел здесь сойти на землю, чтобы придти в Рим тем же путем, которым некогда Апостол Павел шел на подобный же подвиг.
Но сильный ветер не допустил корабль до берега, и святой Игнатий в одни сутки прибыл в гавань Порт, недалеко от Рима. Воины спешили в Рим, чтобы поспеть к зрелищам, которые уже приближались к концу 2). Между тем распространился слух о прибытии антиохийского епископа и собравшиеся христиане встречали его, полные радости и вместе глубокой скорби.
Некоторые надеялись уговорить народ, чтобы он отказался от кровавого зрелища, смерти праведного мужа. Но Игнатий умолял из любви к нему не делать сего и, преклонивши колена вместе с присутствовавшими братьями, молился Сыну Божию о церквах, о прекращении гонения и о сохранении взаимной любви между братьями—верующими. Затем святой Игнатий был отведен в Рим, и отдан с царским предписанием городскому епарху.
Тот, увидя Игнатия Богоносца и прочитав царское письмо, тотчас велел приготовить зверей. Наступил праздничный день, и святой был приведен на место осуждения, и весь город собрался на это зрелище, потому что везде прошел слух, что епископ Сирский будет отдан зверям. Поставленный на арене, святой обратился светлым лицом к народу, гордясь мужественною душою и радуясь, что он принимает смерть за Христа, и громко сказал:
—«Римские мужи, взирающие на настоящий мой подвиг!
Вы знаете, что не ради какого-нибудь злодеяния я принимаю казнь и не за какое-нибудь беззаконие осужден на смерть, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят, и к Которому я сильно стремлюсь. Я — его пшеница, и буду смолот зубами зверей, чтобы быть для Него чистым хлебом».
Как только святой сказал это, на него были выпущены львы. Тотчас набросившись, они растерзали святого и съели, оставив только твёрдые кости. И исполнилось желания святого, чтобы звери были гробом его, и Бог допустил совершиться сему по желанию угодника.
Он мог бы заградить уста львов пред ним, как пред св. пророком Даниилом во рву и пред святою Феклою также во время казни, ради славы Своего Святого Имени, однако не сотворил сего, изволив лучше исполнить желание и просьбу раба Своего, чем прославить всемогущую Свою силу. Такова была кончина святого Игнатия Богоносца, таков его подвиг, такова его любовь к Богу.
Когда окончилось зрелище, бывшие в Риме верующие, которым святой писал из Смирны, и некоторые из пришедших с ним собрали оставшиеся кости мученика, и, неутешно плача о нем, положили их с честью в особенном месте, вне города, в 20 день Декабря 107 года 1).
— «Мы, видевши это собственными глазами, — так повествуют описатели мученичества святого Игнатия, — всю ночь провели дома в слезах и с коленопреклонением и молитвою просили Господа утешить нас о случившемся. Когда потом мы немного заснули, некоторые из нас увидели, как святой Игнатий
вдруг явился к нам и обнимал нас, другие видели его молящимся за нас, иные же — облитым потом, как бы после великого труда, и предстоящим Господу.
С радостью увидевши это и сообразив сонные видения, мы воспели хвалу Богу, подателю благ, ублажили святого мужа и заметили день и год его кончины для того, чтобы, собираясь в день его мученичества, иметь нам общения с подвижником и доблестным мучеником Христовым».
Узнав о кончине святого Игнатия, о его мужественном великодушии и о том, как он без боязни и с радостью шел на смерть за Бога своего Христа, царь Траян сожалел о нем. Услыхав же о христианах, что они люди добрые, кроткие, живут воздержно, любят чистоту, удерживаются от всяких дурных дел, ведут беспорочную жизнь и ни в чем не противны его царству, но только не имеют многих богов, а чтут Единого Христа, Траян не велел искать их для казни, но позволил им жить в покое.
После сего честные останки святого Игнатия Богоносца были со славою перенесены в Антиохию1) на защищение града, на исцеления болящим и на веселие всему стаду сего пастыря, во славу Бога, в Троице Единого, от всех славимого во веки. Аминь.
') Перенесения мощей св. Игнатия празднуется 29 января.
*) Т. е. Господа нашего Иисуса Христа, предпразднство Рождества Которого начинает совершаться Церковью о 20-го декабря.
') Император Траян царствовал с 98 по 117 год.
*) В те времена Антиохия, великолепная столица Сирии, была городом, после Рима величайшим в пределах Римской империи, и имела около 200.000 жителей. Она была поприщем проповеднических трудов св. Апостолов Петра и Павла; а по смерти их ее коснулась и деятельность св. Апостола Иоанна в Малой Азии. Теперь Антиохия представляет собою бедный городок Антакиэ в Азиатской Турции, лежащий верстах в 10 от моря.— Св. Апостол Петр управлял Антиохийскою церковью с 47—67 г., преемник его, св. Апостол Евод — по 68 г., св. Игнатий Богоносец с 68—107 г.
*) О месте и времени рождения св. Игнатия и о его первоначальном воспитании нет определенных сведений. Родом он был сириец, сирское его имя Нуроно означает «огненный», то же значит и Игнатий, имя считающееся производным от латинского слова —огонь.
Марка, гл. 9, ст. 37; Еванг. от Луки, гл. 9, ст. 48.
*) Названия Богоносец, которое придавали святому Игнатию другие и сам он употреблял о себе в посланиях, по его собственному объяснению, означало человека, «имеющего Христа в сердце». Сказание о том, что Иисус Христос держал святого Игнатия на руках, встречается впервые у Симеона Метафраста, откуда перешло и в Четьи Минеи святого Димитрия. Этим сказанием прозвание святого Игнатия Богоносец, т. е. носящий Бога, изменено в Эесхророс, т. е. носимый Богом.
') Святой Григорий Двоеслов пишет о святом Игнатии, что он был также слушателем Апостола Петра, другие — Апостола Павла. Святым Иоанном Златоустом святой Игнатий назван «общником Апостолов и в речах в том, что неизреченно (см. 42-ю беседу о святом Игнатии).
*) Поставленный святым Апостолом Иоанном во епископа Смирнского, святой Поликарп находился в тесной дружбе со святым Игнатием и делил заботы его о церквах Божиих, а по смерти его остался «вождем целой Азии». Память св. Поликарпа празднуется 23 февраля.
') В Деяниях Апостольских (гл. 11 сказано об Ап. Варнаве и Павле, что, когда они прибыли в Антиохию. «Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (гл. 11:25- 26).
') О сем свидетельствует церковный историк Сократ. Это так называемое антифонное пение, употребляемое и ныне на церковных богослужениях и состоящее из ветхозаветных псалмов или известных их частей, исполняемых попеременно двумя хорами, стих за стихом.
') В продолжение сорокалетнего правления церковью, святой Игнатий был, по словак св. Иоанна Златоуста, образцом добродетелей. В гонение Домецианово (95—96 г.) он, как пишут ученики его, «кормилом молитв и поста, неутомимостью в учении, ревностью духа противодействовал волнению, чтобы не потонул кто-либо из малодушных или неопытных»... Во время бедствий и после того «священник Божий просвещал душу каждого объяснением Писания».
*) Это было в 106 году.
1). Сей Богоносный архиерей был добрым правителем церковных чинов, совершенным служителем Христовых таинств 2), а после и мучеником, отданным на съедение зверям, о чем будет сказано далее.
*) Начиная отсюда, рассказывается о мученическом подвиге святого Игнатия. Подробные сведения о сем сохранились в записках о его мученичестве, написанных очевидцами —спутниками, сопровождавшими его из Антиохии в Рим. По общему мнению, это были диаконы —Филон и Агафонид, о которых святой Игнатий упоминает в посланиях к Смирнянам и Филадельфийцам.
*) Дий, он же Зевс и Юпитер, главный языческий бог Греков и Римлян,
') 1е посл. к Коринфянам, гл. 4, ст. 9.
') См. послания святого Игнатия к Ефесянам.
') Т. е. лжеучения.
2) Т. е. на поприще этой жизни.
•) Святой Игнатий говорит здесь о славе умереть за Христа.
') Намек на подарки, которые делали стражам Игнатия христиане, для смягчения их строгости.
*) Вода живая, т. е. Дух Святой, возбуждающий и укрепляющий в мученической смерти. См. Евангелия от Иоанна, гл. 4, ст. 10; гл. 7, ст. 3.
*) Т. е. о такою любовью, как бы Игнатий был их собственный епископ.
') Так считалось по римскому календарю.
*) В 107 году.
5) Из Смирны в Рим было два пути—один морской чрез Архипелаг и Средиземное море, другой сухопутный — чрез Македонию. Игнатий был веден последним путем; ефесские же христиане могли отправиться на корабле и доставить послания Игнатия в Рим ранее его прибытия.
Но и сухим путем им естественно было прибыть в Рим ранее Игнатия, удрученного старостью и замедлившего в Смирне. Из Смирны святой Игнатий отправил три послания к Ефесянам, Магнезийцам (город Магнезия близ Меандра в Ионии) и Траллийпам (в Азии), приславшям в Смирну для приветствия святого узника своих епископов с пресвитерами и диаконами.
В этих посланиях святой Игнатий благодарит Церкви за оказанную ему любовь, увещевает их паству блюсти единения духа и повиноваться епископам и пресвитерам и предостерегает от ложных учителей—христиан иудействующих, почитавших христианство только дополнением к иудейству, и докетов, отвергавших истину рождения, страдания и воскресения Спасителя и вообще не признававших в Нем ничего человеческого.
') Итак всех посланий св. Игнатия сохранилось семь. Писаны они были первоначально на греческом языке, впоследствии же переведены на сирский, армянский, позже на славянский и в недавнее время на русский языки. Содержание этих посланий главным образом состоит из увещания христиан к соблюдению внутреннего и внешнего единства Церкви, почему справедливо можно назвать святого Игнатия учителем единения, как и сам он сознавал себя человеком, предназначенным к единению (в посл. к Филадельфийцам). Затем большинство их направлено против современных лжеучений.
8) Эти зрелища и игры были так называемые «сатурналии», продолжением и заключением коих служили «сигиллярии»; они продолжались семь дней, начиная с 17 декабря, в память золотого века, бывшего, по мнению римских язычников, во время царствования бога их Сатурна.
') В Четьих Минеях святого Димитрия Ростовского вслед за житием святого Игнатия помещено следующее повествование. «0 святом Игнатии Богоносце некоторые повествуют и сие. Когда его вели на съедения зверям и он непрестанно имел на устах имя Иисуса Христа, нечестивые вопросили его, зачем он то имя непрестанно повторяет. Святой отвечал, что имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит.
Когда святой был пожран зверями, при оставшихся его костях изволением Божиим сохранилось его сердце, нетронутое зверями. Найдя его, неверные вспомнили слова святого Игнатия я разрезали сердце его на двое, желая убедиться, истинно ли сказанное им. И нашли они на обеих внутренних сторонах разрезанного сердца надпись золотыми письменами: «Иисус Христос». Так святой Игнатий был Богоносец по имени и в действительности, всегда нося в сердце своём Христа Бога, богомысленным умом как тростью написанного».
Идёт Богоносец, священный Игнатий
Конвоем солдат окружён.
Родные в печали, печальные братья,
Толпа из детишек и жён. И все понимают, что он невиновен,
Оболган сатрапами зла.
Прощально приветствуют. Духом спокоен,
На нем не повисла хула.
Ехидну движеньем руки отрясает,
Любовью сияют глаза.
И бьет супостата Священным Писаньем –
Мужеством полнится зал.
“Хочу быть пшеницей за правду Христову
Размолот на львиных зубах!”
Пылающий факел в железных оковах –
Империи в будущем крах.
“Я жажду испить смертоносную чашу.
Бог в моем сердце живёт.
Пусть звери зубами все тело распашут –
Страданье мне слаще, чем мёд.
Живу, ожидая последней минуты,
Иисусу любовь покажу.
Мой дух свергнет тело – томления путы,
Всю жизнь на алтарь возложу.
Любите епископов, Церковь храните,
Чужим не внимайте отнюдь,
С бессмертием всюду незримые нити
Страданьем, терпеньем куют.
Хранитесь, хранитесь от ересей разных,
Кто Церковь покинет – погиб.
А ропот на Церковь страшнее заразы.
Не брать еретических книг”.
* * *
Светильник на небе. Промчались столетья…
А львы на арене так близко.
И страшно подумать – в газетные сплетни,
В этапы отправил епископ.
Тиары и митры, и хор камилавок
Пред кесарем низко склонились.
Господняя ревность сосуды расплавит,
Простит ли нас Божия милость
.
ИгЛа (Игнатий Лапкин) Барнаул, тюрьма, 23.08.1986